Татьяна Шахина
Памятка по развитию дошкольников с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Убедившись, что дети старшего дошкольного возраста с ЗПР имеют низкий уровень развития, привожу ряд рекомендации по формированию благоприятного уровня развития дошкольников с задержкой психического развития, предназначенных для воспитателей и для родителей этих детей.
Публикация «Памятка по развитию дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Первое, что хочется порекомендовать, читать и обсуждать со старшими дошкольниками с ЗПР произведения художественной литературы, где писатель описает различные поступки людей, приводя примеры положительного и отрицательного поведения героев (это могут быть сказки, притчи, рассказы детских писателей и т. д.)
Основным условием воздействия художественного произведения на старшего дошкольника с ЗПР на этапе чтения призвано эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению, что заставит детей 5 лет внимательно слушать взрослого. Чтение художественной литературы развивает общий уровень представлений детей 5 лет, формирует у них память, развивает интеллект, усиливает восприятие и способствует развитию воображения.
Но одного только прочтения произведения мало для правильной оценки того, что освоено дошкольником с ЗПР, понято им, взято на заметку.
Прочитав произведение, важно и значимо - провести его обсуждение, чтобы у детей вызвать эмоциональный отклик к тому, что было взрослым прочитано, чтобы обсудить, что им понято из прочитанного, что- то разъяснить, что-то напомнить, что- то закрепить.
Вопросов для обсуждения, прочитанного можно придумать много, причём самых разнообразных. Но главное, к чему должен стремиться взрослый, задавая детям вопросы, - это разносторонне развивать ребёнка с ЗПР. И соответственно с этой главной задачей – подбирать состав книг для чтения и обсуждения.
Кроме небольших по объему сказок и рассказов, которые дети очень любят, можно им также прочитать стихотворения детских поэтов, которые после прочтения также стоит обсудить, уточняя настроение, которое передаётся в этих творениях. Такие короткие стихи дети легко запоминаются, что способствует развитию памяти у дошкольников с ЗПР.
2. В качестве психолого-педагогических рекомендаций по развитию дошкольников с ЗПР мы хотели бы выдвинуть следующее положение и предложение: различными ведущими психологами РФ доказано, что наиболее эффективными мероприятиями по развитию детей любого, и в особенности дошкольного, возраста являются мероприятия, проводящиеся в виде игр.
Поэтому хотелось бы седлать упор именно на возможности проведения со старшими дошкольниками с ЗПР именно игровых занятий.
Хорошо развивают старших дошкольников с ЗПР игры – беседы. Например, игру – беседу «Разговор с игрушкой по душам».
3. Использование воспитателями на занятиях элементов театрализованных игр и упражнений тоже помогают развитию старших дошкольников с ЗПР. Их можно разыгрывать и дома совместно родителю и ребёнку, привлекая к таким играм и других членов: братьев, сестёр, бабушек, дедушек и т. д.
Сначала стоит разыгрывать простые театральные этюды. Например, краски в гости к нам пришли.
Потом можно перейти к более сложным заданиям. Например, «Разговор с продавцом хлеба» и т. д.
4. Рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, на индивидуальных занятиях, а также в различных режимных моментах в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям.
В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу.
При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка с ЗПР.
Проводя дидактическую игру, нужно использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.
Воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории.
При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи.
Воспитатель должен обращать свое внимание на коррекцию имеющихся отклонений в мыслительном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем мире, а также на дальнейшее развитие и совершенствование сохранных анализаторов детей.
Требуется учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Особое внимание должно отводится развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.