Елена Арикова
Памятка для воспитателей «Ознакомление детей дошкольного возраста с комнатными растениями»
Растения размещаются в уголке природы (но не на окне, возможно размещение в разных зонах группы для интерьера. Растения могут меняться, находиться в группе некоторое время (сезон, или постоянно. Размещение растений и их и виды должны быть безопасны для детей (исключены кактусы, маранта, молочай и др. ядовитые, колючие виды. Ампельные, вьющиеся виды закреплены так, чтобы ребенок не смог сдернуть их вниз).
Публикация «Памятка для воспитателей „Ознакомление детей дошкольного возраста с комнатными растениями“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Консультации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Некоторые распространенные неприхотливые растения находятся во всех возрастных группах, но объем знаний о них у детей старших групп должен быть больше, чем у младших. Набор растений предыдущей возрастной группой сохраняется и пополняется новыми видами. При подборе растений должны учитываться особенности помещения (север, юг и т. п.)
1-ая младшая группа:
Какие растения должны знать дети :
Фикус, Бальзамин.
Растения с крупными листьями, ярко цветущие. Дети наблюдают за действиями взрослых по уходу за растениями.
2-ая младшая группа:
Примерный объем знаний:
Дети должны знать названия 2-3 растений, называть их части: цветок, лист.
Знать основные растительные группы : дерево, трава.
Уметь рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки цветов: 1 или несколько, цвет, запах, листьев (большие или маленькие, широкие или узкие, их окраску). Находить в группе одинаковые растения. Знать, что за растениями надо ухаживать : поливать, протирать листья.
Какие растения должны знать дети :
Примула, бегония, герань, бальзамин, кливия – похожие на дерево, траву, неприхотливыми, цветущими (с одноцветными цветками).
Аспидистра, фикус и др. – с широкими плотными листьями.
Традесканция, рейнекия, драцена – контрастные.
Всего 4-5 видов, по 2-3 экземпляра каждого вида.
Что дети должны делать по уходу за растениями : Поливать растения под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, воду лить осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья тряпочкой.
Средняя группа:
Примерный объем знаний:
Дети должны знать 4-5 названий растений, называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы, уметь более точно и подробно описывать растения, отмечая форму листьев (овальные, округлые и др., знать еще одну растительную группу – куст.
Какие растения должны знать дети :
Те же, что и в младшей группе. Кроме того, растения похожие на кустик герань, бальзамин. Время от времени в группу вносят новые, желательно цветущие растения.
Что дети должны делать по уходу за растениями :
Продолжать поливать растения водой комнатной температуры, знать, какое растение нуждается в поливе, какое нет.
Старшая группа:
Примерный объем знаний:
Дети должны знать 6-7 растений, находящихся в группе, их части: бутоны, корни и т. д. уметь подробно описывать растения, отмечая расположение листьев, их форму, цвет, поверхность, а также особенности строения стебля, цветов (листья гладкие или с ворсинками, края ровные или с зубчиками). Знать, что от правильного ухода зависит состояние растений. Уход должен быть разным в зависимости от времени года, вида растения. Уметь замечать и описывать изменения, происходящие в растениях, связывая их с временами года, условиями жизни.
Какие растения должны знать дети :
Растения с неярко выраженными признаками различия и сходства, например, с двумя видами герани, бегонии. Имеющими различную форму, величину, окраску листьев и цветов: колеусом, плющом, комнатным виноградом и т. п.
Что дети должны делать по уходу за растениями : самостоятельно ухаживать за растениями, добиваться хорошего качества работы. Уметь опрыскивать, рыхлить землю, обрезать сухие листья, знать последовательность работы значение каждого приема.
Подготовительная к школе группа:
Примерный объем знаний:
Дети должны знать названия растений, находящихся в уголке природы, подробно описывать их внешний вид, отмечая особенности, называя подземные и наземные части. Знать о некоторых лекарственных растениях, происхождении растений (например, фикуса, амариллиса, их жизни на родине; знать о роли света, тепла и влаги в жизни растений, об особенностях ухода за некоторыми (поливка в поддон луковичных, вред или необходимость опрыскивания); знать особенности размножения, изменении условий выращивания.
Какие растения должны знать дети :
Более прихотливыми, требующими сложного ухода (бегония Рекс, узамбарская фиалка); лекарственными (алоэ, туя, герань); интересными своим вегетативным размножением (хлорофитум, камнеломка, бриофиллюм); легко размножающимися черенками (традесканция, сеткрезия и др.); с разными подземными частями – луковицами клубнями (кринум, сансевьера).
Что дети должны делать по уходу за растениями
Весь текущий уход осуществлять самостоятельно: определяют необходимость поливки, рыхления, опрыскивания. Помогают воспитателю при пересадке. Черенкуют растения и выращивают черенки. Удобряют растения раствором, приготовленным воспитателем.