Ольга Уразгильдина
Конспект НОД «Уход за комнатными растениями» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 147»
Конспект образовательной деятельности
Группа общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет
Тема: «Уход за комнатными растениями»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Подготовила воспитатель
Публикация «Конспект НОД „Уход за комнатными растениями“ в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Темочки
О. В. Уразгильдина
г. Оренбург
I Пояснительная записка
• Актуальность темы образовательной деятельности для государства
• Актуальность темы образовательной деятельности для общества
• Актуальность темы образовательной деятельности для ребенка:
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения эти вызваны научно- техническим прогрессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек всё активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение природных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому наша основная задача - создать у детей прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно - действенного и эмоционально - чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствует экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. Дать детям знания о правилах ухода за ними, их значении в жизни человека, о роли человека для растения. Все эти знания помогут им бережно относиться к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
I I Конспект
• Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие» согласно с ФГОС в ДОУ.
• Вид деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, двигательная
• Тема образовательной деятельности: Уход за комнатными растениями
• Возрастная группа : группа общеразвивающей направленности детей 3-4 лет.
• Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности:
- практические-дидактические игры, конструирование, физминутка, экспериментирование;
-наглядные: рассматривание картин, просмотр презентации «Комнатные растения», наблюдение.
- Словесные: беседа о комнатных растениях, вопросы, ответы, художественное слово, рассуждения и выводы.
• Интеграция образовательных областей:
№ Образовательная область Решаемые задачи в образовательной деятельности
1. Социально- коммуникативное развитие
Развивать навыки общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, социального и эмоционального интеллекта; стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков; воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
2. Познавательное развитие
Знакомить детей с комнатными растениями. Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности. Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.).
3. Речевое развитие
обогащение активного словаря, отображающими названия комнатных растений, внешний вид, строение, потребности, значение для человека и окружающего мира, правила ухода за объектами растительного мира.
4. Художественно-эстетическое развитие
развитие художественно восприятия, эстетического вкуса и понимания произведений искусства: словесных, музыкальных, изобразительных для приобщения к ним, окружающей природе (к удивительному миру комнатных растений).
5. Физическое развитие
развитие координации движения, гибкости
Цель образовательной деятельности:
Развитие интереса к окружающему миру, формирование представлений о природе, расширение у детей знаний и представлений о комнатных цветах и их свойствах, привитие ребенку внимательного и бережного отношения к живой природе.
Задачи образовательной деятельности:
Образовательные:
Формировать понятие «комнатные растения». Расширять знания: растут дома в горшочках, для них созданы жизненно важные условия (свет, тепло). Комнатные растения очищают воздух, создают уют, украшают комнату, радуют, восхищают. Эти растения не могут жить на улице — они погибнут.
Расширять представления детей о способах ухода за ним (полив, удаление пыли). Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой. познакомить с названием комнатного растения (хлорофитум - «паучок»).
Развивающие:
Развивать активный познавательный интерес, мышление, восприятие, эстетические чувства, речь, память.
Воспитательные:
Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание ухаживать за ними, воспитывать трудолюбие. Относиться к растениям с любовью, нежностью.
Предполагаемый результат:
- у детей расширится представление о комнатных растениях, знания о приёмах ухода, взаимосвязи растений с окружающим миром (важность комнатных растений в жизни человека).
-разовьются: познавательный интерес, положительные эмоции, наблюдательность к росту и развитию комнатных растений.
- сформируются практические навыки правильного ухода за комнатными растениями.
- обогатиться словарный запас детей по данной тематике.
Организация РППС:
комнатные растения (хлорофитум, лейки с водой, салфетки для снятия пыли, клеенка, фартуки, нетбук
Подготовка к образовательной деятельности (предварительная работа) :
чтение стихотворений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций «Комнатные растения», беседа «Какие цветы у тебя живут дома?», проведение дидактических игр «Собери цветок» (корень, стебель, лист, цветок, «Сложи цветок» (выкладывание цветка из деревянных палочек, подвижных игр «Найди свой цветок» и т. д., изготовление поделки-оригами «Тюльпан».
1. Введение в тему (создание проблемной ситуации) Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Вы слышите? Кто-то стучится в окошко (воспитатель подходит к окошку и берет в руки картинку с божьей коровкой). Эта божья коровка.
- Что случилось, почему она такая грустная?
Ответы детей : холодно, на улице снег.
В. - Она грустит, потому что её подружки, божьи коровки, узнали, что у нас в садике тепло, весело и интересно и решили в гости прилететь, а она долго собиралась, да потерялась.
2. Мотивация деятельности детей Поможем найти нашей гостье подружек?
Дети: Да.
3. Целеполагание В. Давайте отправимся на поиски! А на чем мы отправимся их искать?
Дети: на паровозике. (2 мин)
4. Основная часть:
актуализация ранее приобретенных знаний, добывание (сообщение и приятие) нового знания, словарная работа, добывание (сообщение и приятие) нового знания
Звучит музыка «Паровоз –воз- воз»
Первая остановка «Цветочная»
В. : Смотрите – цветы, давайте поищем наших гостей, может они здесь?
Дети находят одну божью коровку.
В. А как вы думаете, почему она спряталась в цветке?
Ответы детей.
В. Ребята, это - комнатные растения, а почему их так назвали?
Ответы детей
В. : Комнатные растения – это источник жизни. Растение поглощает углекислый газ, а выделяет кислород, который нужен для дыхания людей, животных и насекомых. Нашим гостям здесь хорошо и уютно. Давайте вмести с ними рассмотрим растения.
Можете аккуратно потрогать листочки.
Это хлорофитум. Хлорофитум – красивое многолетнее растение с узкими длинными листьями. Хлорофитум еще называют - «паучок». Он является чемпионом среди цветов по пользе для человека. Это растение очищает воздух от вредных микроорганизмов.
Хлорофитум убивает вредные для человека бактерии. Его надо ставить на кухне, где есть газовые плита. Его присутствие сделает воздух чистым. А какие листы (цвет, форма, длина) у хлорофитума?
Ответы детей.
В. : У нашего цветка нет цветочков, почему?
Ответы детей.
В. : Хлорофитум цветет маленькими белыми цветочками (слайд №1) и у него вырастают маленькие детки – отростки (слайд №2).
Дети рассматривают картинки.
В, : Ребята, какое растение вам понравилось больше и почему?
Ответы детей.
В. : Конечно, растения, которые цветут, нам нравятся больше. Они радуют нас своей красотой. Если правильно ухаживать за нашем цветком, он тоже станет таким красивым. А что для этого нужно сделать?
Дети: Ухаживать за растением.
В. : Правильно.
В. : Отгадайте загадку
Розеточки - на веточках,
Цветочки - белый цвет.
Хохлатенький, мохнатенький
Зеленый этот цвет. (Хлорофитум)
Своими узкими листами
Озеленю ваш дом,
И всех отдельными кустами
Я награжу потом.
Своих детей очень люблю –
Их при себе я сохраню. (Хлорофитум)
В. : Мы немножечко устали, и сейчас мы отдохнём.
Физминутка «Цветочек золотой» (музыкальное сопровождение)
В. : Нам пора отправляться дальше на поиски подружек. Занимайте скорей места, поезд отправляется дальше (звучит музыка «Паровоз –воз- воз»)
В. : Остановка «Ухаживай – ка».
А вот и подружки нашей божьей коровки, спрятались, а мы их нашли. Теперь они все вмести будут нам помогать. На этой остановке мы узнаем, как ухаживать за комнатными растениями.
Ребята, что нужно растению для жизни?
Ответы детей.
В. : Правильно. Без тепла, света и влаги растения не растут и не цветут. Всем растениям нужен воздух. И обязательно, нужна забота, нежность, любовь. Воспитатель: нужно не только уметь поливать растения, но и знать, когда их необходимо поливать. Давайте аккуратно потрогаем землю в горшках и скажем, какая она сухая или мокрая, светлая или темная?
Ответы детей.
В. : Когда земля уже полита, то она темная и мокрая. А когда земля сухая, то она более светлая. Как вы думаете, какое растение нужно полить?
Ответы детей.
В. : Поливать, тоже нужно правильно. Посмотрите: носик лейки кладу на край горшка и лью воду на землю, а не разбрызгиваю. Много воды нельзя лить, это вредно для корня.
Воспитатель: Чтобы растения хорошо росло и цвело, нужно протирать листья. Посмотрите, как я буду протирать листья. Я расправляю тряпочку на правой руке, а на левую руку кладу листок хлорофитума и осторожно, чтобы не повредить его, протираю тряпочкой. Посмотрите, какой листочек стал чистый, блестящий.
5. Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания, индивидуальный подход.
Дети по очереди аккуратно протирают листья хлорофитума.
(11мин.)
6. Анализ и самоанализ деятельности детей Воспитатель :
С каким растением мы познакомились?
Что нужно для жизни растений?
Для чего нам нужны комнатные растения?
Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли, цвели?
В. : Наши поиски закончились, предлагаю оставить в нашей группе цветы. Они будут радовать нас своей красотой и очищать воздух. Давайте оставим и наших гостей, они будут помогать ухаживать за растениями (дети выбирает место, где будут стоять растения).
В, : Давайте покажем нашу группу гостями и проедем на паровозе. Занимайте скорей места, поезд отправляется!
Звучит музыка «Паровоз –воз- воз»
(2 мин.)
• Длительность образовательной деятельности: 15 минут
• Дальнейшая разработка темы: создание тематической папки-лепбук «Комнатные растения», изготовление дидактических игр по тематике