Наталья Бабаева
Памятка для педагогов «Проведение родительских собраний»
Памятка для педагогов
Родительские собрaния :
Могут быть организационными (обсуждение задач на новый учебный год, тематическими (посвящены актуальным проблемам воспитания, обучения и развития ребенка-дошкольника) или итоговыми (подведение итогов, результатов образовательной работы за год)
Основные цели родительских собраний :
Повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми
Публикация «Памятка для педагогов „Проведение родительских собраний“» размещена в разделах
Привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи адаптации, развития, воспитания и обучения детей (выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей в ДОУ и семье)
Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению их в жизнедеятельность детского сада
Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к ребенку
Задачи:
Помочь родителям овладеть знаниями о психических особенностях развития ребенка дошкольного возраста и учитывать это в общении
Осознать свою позицию в общении с детьми в семейном воспитании
Научиться понимать и поддерживать детей с разными типами характера, темперамента, стиля поведения
Овладеть способами выражения своих эмоций, как положительных, так и отрицательных
Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком, активизировать коммуникации в семье
Особенности организaции и проведения :
Организуется и проходит не реже одного раза в квартал
Максимальная продолжительность: 1-1,5 ч. (с участием детей – не более 20 мин.)
В начале учебного года на организационном собрании с родителями согласуется день недели, время и примерная тематика встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию); утверждается план совместной работы на год
Тематика собрания одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем
Проходит с равной активностью родителей и педагогов
Основным методом проведения собрания должен стать диалог (дает возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения)
Участие родителей оговаривается, разрабатывается «сценарий» взаимодействия с ними
Ведущий собрания должен владеть техникой обмена мнениями и примирения полярных точек зрения
Решение, к которому приходит родительское собрание - равноправный договор организаторов и родителей (предполагает анализ выполнения)
Итоги родительского собрания обсуждаются в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон
Подготовка:
Выбор темы (учет образовательного запроса родителей; целевых ориентиров жизнедеятельности группы; закономерностей развития личности дошкольника; особенностей протекания процессов воспитания, обучения и развития;стратегии построения и совершенствования взаимоотношений ДОУ и семьи).
Определение целей родительского собрания (целеполагание связано с выбором темы и вопросов для обсуждения – почему именно эту проблему в данный момент надо обсудить с родителями).
Изучение литературы по рассматриваемой проблеме (глубокое и детальное рассмотрение вопросов).
Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания (назначаются ответственные за разработку «сценария», оформление выставок, плакатов, газет на тему собрания; подготовку приглашений и др.)
Проведение микроисследования в среде детей и родителей (необходимо для получения дополнительной информации о характере той или иной проблемы, возможных путях и способах их решения; используются экспресс-методики: беседы родителями и детьми, анкеты, тесты, опросники с небольшим количеством вопросов и заданий и др.).
Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников (организационное, тематическое, итоговое; «классическое» собрание – донесение информации до родителей, педагогическая мастерская, тренинг, круглый стол, вечер вопросов и ответов и др.)
Приглашение родителей и других участников собрания :
• коллективное приглашение в виде интересного объявления– за 2-3 недели до проведения (указываются тема, вопросы, которые будут рассматриваться, с предложением дополнить это ряд; форма собрания, место, время проведения; предлагаются небольшие задания родителям и литература для изучения);
• индивидуальные приглашения – за неделю до собрания (в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания, «приглашения-секреты», в оформлении которых принимают участие дети).
Разработка решения собрания, памяток или рекомендаций родителям (решение – обязательный элемент родительского собрания; может иметь не только «классическую» форму – в виде перечня планируемых действий и ответственных за их осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций и памяток родителям (краткость, целесообразность).
Оформление и оборудование места проведения собрания (выставка, зрительный ряд, таблицы, схемы и др.)
Примерная форма протокола родительского собрания.
Протокол N___ родительского собрания группы ___
от «___»___20___года.
Тема:___
Присутствовало: ___человек.
Отсутствовало: ___человек.
Приглашенные: (Ф. И. О., должность).
Повестка родительского собрания :
1.
2.
1. По первому вопросу слушали: (Ф. И. О., должность). Она (он) …. (краткое изложение главной мысли выступающего).
Далее воспитатель предложил родителям совместно обсудить данный вопрос, высказать свое мнение, предложения, замечания, вопросы и т. п.
(В протоколе секретарь конкретно указывает, кто (Ф. И. О.) и какие мысли высказывал, предлагал, выражая несогласие и по какому вопросу.)
Принятие решения путем голосования.
За -. человек, против -. человек (конкретно Ф. И. О. родителя)
Постановили: принять единогласно (принять большинством голосов, не принять).
2. По второму вопросу слушали:. (аналогично по всем вопросам повестки).
Решение собрания :
1___Ответственный___ (Ф. И. О.).
Срок исполнения___
2___Ответственный___ (Ф. И. О.).
Срок исполнения___
3___Ответственный___(Ф. И. О.).
Срок исполнения___
Председатель:___(подпись)___(расшифровка)
Секретарь:___(подпись) ___(расшифровка)
Примечания:
1. Воспитатели не имеют права навязывать свое мнение родителям. Идет совместное обсуждение вопросов повестки.
2. На собрании следует обсуждать и решать, в первую очередь,педагогические вопросы, касающиеся вопросов воспитания, обучения и развития детей.
3. Результаты педагогической диагностики на общее обсуждение не выносятся. Родители (законные представители) могут ознакомиться с ними только в индивидуальном порядке (конфиденциально).
4. Решения принимаются по каждому вопросу отдельно, путем голосования.
5. Формулировка решения должна быть четкая, конкретная, с указанием сроков исполнения и ответственных.
6. Протокол родительского собрания является документом, входящим в номенклатуру дел ДОУ, оформляется своевременно (в течение 3 дней).
7. Ответственность за своевременное заполнение и правильное оформление протоколов родительских собраний несут :
• за общие родительские собрания –заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель ДОУ;
• за групповые родительские собрания – воспитатели.
8. К протоколу родительских собраний прилагаются тексты выступлений, консультаций воспитателей группы и других работников ДОУ, которые принимали в них участие.
9. Отсутствующие на собрании родители знакомятся с решением родительского собрания через объявление в родительском уголке или индивидуально.
Публикации по теме:
Анкета по гендерному воспитанию
Уважаемые родители! Анкетирование проводится с целью подготовки к родительскому собранию в нашей группе на тему «Мальчики и девочки – два.
Консультация для педагогов «Взаимодействие семьи и детского сада»
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях.