Татьяна Забелина
Семинар-практикум для воспитателей «Виды, формы и приёмы проведения родительских собраний в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум
Тема: «Виды, формы и приёмы проведения родительских собраний в детском саду».
Одной из основных форм общения воспитателей с родителями в детском саду являются родительские собрания. Они помогают родителям раскрыть важные стороны воспитания, развития и обучения ребёнка, а также выстроить правильную педагогическую стратегию. Однако родители – люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, посетить собрание или они считают, что и так всё уже знают о своём ребёнке. Поэтому педагогу нужно знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией и как эффективнее провести родительское собрание.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Виды, формы и приёмы проведения родительских собраний в детском саду“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Виды родительских собраний :
- Организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются мероприятия с участием родителей;
-Установочные (инструктивные, на котором родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы, воспитательно-образовательном процессе, нормативно-правовой базе;
-Консультативные, где обсуждаются те или иные (общие) групповые мероприятия, требующие совета, поддержки и одобрения родителей;
-Внеплановые, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;
-Тематические, посвящённые обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы;
-Информационно-просветительские как система педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах по вопросам воспитания и обучения;
-Отчётные (итоговые, имеющие целью показать воспитательно-образовательный процесс как средство развития личности ребёнка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы;
Собрания проводятся не реже 2 раз в течении учебного года. Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.
Подготовка к родительскому собранию начинается как минимум – за неделю (объявление, анкетирование, изготовление пригласительных открыток, памятки с советами, благодарственные письма и др.)
Перед собранием необходимо подготовить и удобно расположить мебель (стулья и столы по кругу, подготовить ручки, листы бумаги для записей, а также продумать кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.
Время проведения собрания 1 час, оно традиционно состоит из 3-х частей: вводной 15 мин. ( цель: организовать родителей и создать благоприятную психологическую атмосферу, основной 30 мин. (выступления педагогов, специалистов) и 15 мин. «разное»(обсуждение вопросов содержания ребёнка в детском саду).
При проведении основной части собрания можно использовать следующие формы :
Классические (донесение информации до родителей)
Педагогическая лаборатория;
День открытых дверей;
Мастер – класс ;
Круглый стол (спор с обязательным использованием рефлексивных приёмов);
Ток-шоу «Есть мнение»(обсуждение одной проблемы с разных точек зрения);
Лекция;
Мозговой штурм (генерация идей по проблемам воспитания в семье);
Дискуссия (спор, определение позиции по тому или иному вопросу);;
Конференция (обмен опытом семейного воспитания);
Семинар-практикум (освоение родителями конкретных приёмов и методов семейного воспитания);
Диалог (вопросы-ответы);
Аукцион (предложение полезных советов);
Видеокоррекция (просматривание видеозаписей проблемных ситуаций с участием родителя и педагога, родителя и ребёнка, педагога и ребёнка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение);
и др.
На первом родительском собрании педагог знакомится с родителями и знакомит их друг с другом. Можно использовать приёмы организации такой работы. Приёмы начала родительского собрания :
«Игра в имена», «Карусель», «Любимое занятие», «Предмет моего детства», «Презентация соседа», «Хобби глухих», «Узелки», «Сообщение», «Игра в мяч», «Здравствуйте», «Снежный ком», «Ребёнок в нас», «Клубочек знакомств», «Ассоциации» и др.
«Клубочек знакомств» - Родители садятся в один большой круг, у одного в руках клубок ниток. Каждый сообщает своё полное имя и что-то о себе, например: «Меня зовут…я очень люблю петь… Зажимает в руке свободный конец нити и и кидает клубок следующему родителю. Таким образом клубок передаётся всё дальше и дальше, пока все родители не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем родители обговаривают понятие «сплочённость» и что этому может способствовать. После разговора нужно будет снова распутать паутину. Каждый родитель возвращает клубок предыдущему, называя его по имени. Так клубок возвращается к первому участнику.
«Ребёнок в нас» - Родители становятся в круг. Бросая мяч, участники обращаются друг другу фразой: «Мне кажется в детстве ты был (а(озорной, скромной,и т. д.)». В ответ каждый может согласиться или нет с данной ему характеристикой. Это упражнение помогает участникам глубже познакомиться, способствует активизации детского эго-состояния родителей.
«Хобби глухих» - Каждый изображает на листе бумаги символ своего хобби-увлечения (кулинария, рукоделие, рыбалка, охота, альпинизм, садоводство и т. д.). Разговаривать при этом запрещается. Каждому нужно, используя только наглядное представление, найти партнёра по интересам. Далее идёт презентация друг-друга с определением точности совпадения хобби.
Родительское собрание целесообразно завершить рефлексией (оценкой ожиданий участников, оправдались ли они). Важно выяснить каждому, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Решить для себя: что на собрании подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе.
Приёмы проведения рефлексии :
«Что нового вы сегодня узнали?» письменный ответ.
«Рисунок дня» родители выражают своё отношение к собранию рисунком, поясняя его смысл.
«Слово дня», «Жест дня», «Блиц-опрос», «Анонимный совет» и др.