Виктория Негороженко
Памятка для педагогов «Гиперактивный ребенок. Как найти общий язык с непоседой?»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации при работе с гиперактивными детьми :
1. Не следует заставлять гиперактивного ребёнка заниматься больше,
чем он может. Например, если все дети могут продуктивно заниматься
определённой деятельностью в течение 20 минут,
а гиперактивный ребёнок утомляется через 10 минут, то лучше
включить его в другой вид деятельности (попросить полить цветы,
собрать карандаши и т. д.). Если после этого он почувствует силы
продолжить прерванную работу, то это вполне возможно.
Темочки:
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
2. Во время занятий ограничить до минимума отвлекающие факторы.
3. Быть экспрессивным, театральным воспитателем: необычность в
поведении педагога может помочь ребёнку сконцентрировать внимание.
4. Не требовать от ребёнка аккуратности при выполнении заданий в
начале коррекционного пути. Таким образом способствовать
формированию чувства успеха. Дети должны получать удовольствие от
выполненного задания, у них должна повышаться самооценка.
5. Ребё нка лучше посадить рядом с воспитателем: время от времени
можно положить руку на плечо ребёнка, так как любые тактильные
ощущения помогают гиперактивным детям сконцентрировать
внимание.
6. Гиперактивным детям сложно быстро переключиться по требованию
взрослого с одного вида деятельности на другой. Помогите ему,
выработав, например, конкретные правила поведения и работы. Эти
правила обозначаются символами, пиктограммами и по мере
необходимости предъявляются дошкольнику. С ребёнком заранее
обговаривается их содержание и область применения. Однако следует
объяснить ребё нку: если он нарушит правило – не всё потеряно. Для
более эффективной работы можно заранее обсудить с ребёнком, что он
сам себе хочет посоветовать при выполнении задания.
7. Инструкции, которые воспитатель даёт ребёнку, должны быть очень
краткими и содержать не более 10 слов. Говорить недолго, чётко дать
задание, установить правила и последствия их выполнения и
невыполнения.
8. Гиперактивного ребёнка необходимо чаще поощрять. Например,
достаточно часто выдавать ему жетоны, которые в течение дня он может менять на награды (лучше не материальные, право идти на прогулку в
первой паре, раздавать детям игрушки, альбомы, крандаши и т. д.
9. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка. Прежде
чем реагировать на неприятный поступок, остановитесь на несколько
секунд (например, сосчитайте до десяти).
10. Старайтесь быть рядом с ребёнком, когда он выполняет какое- либо
задание.
«Как играть с гиперактивным ребёнком»
В качестве индивидуальной работы можно предложить игры:
- «Клубочек» ( Цель: обучение приёму саморегуляции, когда ребёнок
расшалился предложить смотать яркую цветную пряжу в клубочек»; игры
с песком и водой.
- «Маленькая птичка» ( Цель: развивать мышечный контроль) (ребёнку
в ладошки дают маленькую пушистую птичку или другого зверька.
«Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, беззащитная. Она так
боится коршуна. Успокой птичку. Ребёнок берёт в ладоши птичку, гладит
её, говорит ей добрые слова, успокаивая её и успокаиваясь сам. В
дальнейшем можно птичку уже ребёнку не класть в ладоши, а просто
напомнить ему «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой её
снова». Тогда ребёнок сам садится на стульчик, складывает ладошки и
успокаивается.
- «Разговор с руками» ( Цель:научить детей контролировать своё
поведение) (обвести ладошку и оживить её, на каждом пальчике
нарисовать глазки, ротик, носик, раскрасить цветными карандашами
пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. «Кто вы, как вас
зовут?», «Что вы любите делать? Чего не любите? И т. д. Закончить игру
можно заключением договора между руками и их хозяином. Пусть руки
пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только
хорошие дела: мастерить, здороваться, не обижать других и т. д.
А коллективные игры с участием гиперактивных детей могут
быть следующими:
- все пальчиковые игры;
- «Что нового» ( Цель: развитие умения концентрировать
внимание) (взрослый рисует любую геометрическую фигуру. Дети по
очереди выходят к доске и дорисовывают какие- либо детали. Остальные
закрывают глаза. Затем открывают и говорят, что изменилось.)
- «Игра с колокольчиком» (Цель – развивать слуховое восприятие)Водящего ставят в круг и завязывают глаза. Остальные передают по кругу
колокольчик. Задача водящего поймать ребёнка с колокольчиком.
- «Послушай тишину» (Цель – развивать внимание и умение владеть
собой)
(по первому сигналу колокольчика дети начинают бегать, шуметь,
кричать, топать и т. д. По второму сигналу они должны быстро сесть на
стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем дети
рассказывают, какие звуки они услышали.
-«Говори». (Цель- развитие умения контролировать импульсивные
движения)
Я буду задавать вам вопросы. Но отвечать на них можно тогда, когда я
дам команду: «Говори!» Потренируемся: «Какое сейчас время года?
Говори!»
Какого цвета у нас в зале потолок? Говори!
Какой сегодня день недели? Говори!
- «Черепаха» ( Цель: научиться контролировать своё поведение) (тренер
встаёт у стены, остальные, напротив, вдоль противоположной стены. По
сигналу все начинают движение. «Представьте, что все мы черепахи. Я –
большая, а вы - маленькие. Я пригласила вас на день рождения. Но вот
беда – пирог ещё не готов. По моей команде вы можете идти ко мне,
нигде не останавливаясь. Но идти как можно медленнее, чтобы пирог
успел испечься. Через 2-3 минуты тренер говорит «Стоп», дети
замирают. Побеждает тот, кто находится дальше всех от черепахи –
именинницы.
-«Броуновское движение» ( Цель: развитие распределения внимания) Все
дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга
теннисные мячи. Правила игры: мячи не должны останавливаться и
выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если
участники справляются, ведущий добавляет мячи. Смысл игры –
установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
- «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не
треугольный, то это не мой колпак». (Цель- научить концентрировать
внимание, управлять движениями и контролировать своё поведение)
Сначала заменить слово «Колпак» на 2 хлопка, затем «Мой» - показать на
себя, «Треугольный» - над головой угол.
- «Маленькая птичка» («Маленький зверёк») (игра со взрослыми) ( Цель:
– осуществление мышечного контроля) Закройте глаза. Положите,
пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте себе,
что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть
котёнок, щенок, птичка. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без
движения, чтобы его не разбудить. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, лёгким движением пальцев.
Мысленно успокойте зверька, скажите ему что- нибудь ласковое,
улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более
ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним.