Ольга Чернышова
Консультация для воспитателей «Гиперактивный ребенок, как быть?»
▼ Скачать + Заказать документы
Гиперактивный ребенок — диагноз 21 века, который ставят каждому второму дошкольнику. Воспитатели, как правило, не в силах справиться с такими детьми: у них нет ни желания, ни времени это сделать, а родители не понимают активного поведения своих малышей.
В последнее время родители и педагоги всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке.
Публикация «Консультация для воспитателей „Гиперактивный ребенок, как быть?“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
С такими детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело и убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Взрослые жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя – он постоянно вмешивается в разговоры, с ним всё время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания не приносят результатов. Во время организационной деятельности в детском саду такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задание до конца, получают больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания», мешают другим детям и обычно попадают в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.
Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять некоторые черты гиперактивности : излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость. У детей гиперактивность проявляется через :
чрезмерную невнимательность;
отвлекаемость;
импульсивность;
подвижность.
Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться ещё до того, как ребёнок начинает ходить.
Не смотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты, среди родителей и педагогов всё ещё бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая распущенность, а иногда и просто «распущенность» ребёнка или результат неумелого воспитания.
Основными же причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, является:
патология беременности, родов;
инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;
генетическая обусловленность.
Часто синдром гиперактивности сопровождается синдромом дефицита внимания.
С появлением гиперактивного ребёнка в группе возникает немало проблем и воспитателю следует помнить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком.
Необходимо направлять деятельность ребёнка, система запретов должна сопровождаться альтернативными предложениями. Игры должны способствовать:
снятию напряжения;
снижению агрессивности;
развитию умения концентрировать внимание.
Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребёнком.
Таким образом можно выделить основные моменты во взаимодействии с гиперактивным ребёнком :
«не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;
применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по головке, прижать к себе;
во время организованной деятельности размещать ребёнка ближе к себе чтобы уменьшить отвлекающие моменты;
давать возможность в процессе организованной спокойной деятельности подвигаться выполняя какое-либо поручение;
хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.
В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Обязательно нужна совместная работа родителей и педагогов, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей. И самое главное, следует всегда помнить, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики.
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а скорее, ухудшат его.