Юлия Мамонтова
Палочки Кюизенера как средство развития логического мышления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Задача современного дошкольного образования — не просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них познавательного интереса, стремления к творческому поиску. В связи с этим в педагогическом процессе особую роль начинают играть нестандартные дидактические средства. Одно из таких пособий — счётные палочки Кюизенера. Этот яркий и привлекательный набор поможет ребятам научиться решать логические задачи, сделает процесс обучения весёлым и занимательным. Палочки предназначены не только для занятий математикой, они пригодятся также для освоения других образовательных областей.
Публикация «Палочки Кюизенера как средство развития логического мышления дошкольников» размещена в разделах
Палочки Кюизенера – развивающее пособие, получившее своё название от бельгийского педагога Джорджа Кюизенера. У игрового материала имеется второе название — «числа в цвете». В набор Кюизенера входят тросточки 10 разных цветов и размеров от сантиметра до десяти. Комплект представляет собой сложно продуманное математическое множество.
Главная цель использования набора Кюизенера состоит в том, чтобы развить у ребёнка интерес к математике в игровой форме. Обучение основывается на принципе наглядности. Если ребенок видит предмет и даже может его ощупать, ему значительно проще будет понять счётную науку.
Характеристики палочек Кюизенера, которые запоминает и различает ребенок:
• цвет;
• понятие числового значения;
• длина.
Чему сможет научиться ребёнок?
• составлять цветные цифры и буквы, при этом сопоставляя символы с понятиями;
• различать, как расположены предметы в пространстве (впереди и сзади, справа и слева, между, средний, снизу и сверху);
• математическим понятиям (число, цифра, фигура, больше и меньше, поровну и т. п.);
• базовым математическим навыкам: сложению и вычитанию; разбирать числа на составляющие;
• понимать, что такое количество, как соотносятся числа и цифры;
• определять предыдущее и следующее числа для текущего в пределах первого десятка.
Xарактеристика развивающего материала :
Палочки Кюизенера – это параллелепипеды, выполненные из пластика или древесины. Они окрашены в разные цвета. На каждый оттенок приходится своя длина (1-10 см) и своё число от одного до десяти. По близким цветам бруски объединяют в семейства или классы одинаковой кратности. Всего получается пять таких групп.
Занятия в старшей группе являются наиболее разнообразными, так как готовят малыша к школе, максимально развивая его математический потенциал. Работая с дошкольниками, воспитатель должен чётко понимать свою роль в образовательном процессе. Детям старшей группы достаточно раздать дидактический материал и поставить перед ними задачу, с которой они должны самостоятельно справиться.
Что можно делать с пособием по методике Кюизенера :
• Играть. Ребенок раскладывает их, перебирает.
• Сопоставлять, как аналоги чисел. Если обозначить разницу между ними, ребёнок наглядно поймет, чем отличается «больше» и «меньше».
• Выкладывать цифры.
• Объяснять принципы сложения и вычитания.
• Выкладывать мозаикой, узнавая их числовые соотношения, значения.
• Подведение к сути арифметических операций. Постепенно можно развить у ребёнка математические способности.
Работа с палочками Кюизенера
Начальный этап - знакомство с палками. Сенсорное развитие : можно раскладывать их в различные коробочки или чашки по цветам или размеру. Найди такую же палочку, как у друга.
Второй этап - работа по схемам (выкладывание палочек на изображение, сначала с воспитателем, потом самостоятельно. Выкладываем свое изображение: фантазируем — домики, деревья, машинки, паровозики и пр.
Третий этап - изучаем количественный состав, сколько палочек таких может уместиться в этой палочке, строим лесенки, какая палочка длиннее, какая короче. Найти самую короткую или самую длинную, измерить длину палочки другими палочками, найди столько же палочек, как у друга.
Игры с палочками Кюизенера
«Составь картинку».
Ребёнок, с использованием комплекта в качестве конструктора, складывает определённые изображения, начиная с самых простых и потом увеличивая сложность: квадрат, треугольник, забор, домик, елочку и т. д.
«Сделай фигуру»
Цель: Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырехугольник); различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету?
Материал. Цветные счетные палочки : 5 голубых, 9 красных, 1 желтая.
Описание:
Вопросы и задания:
– Отсчитайте три красные палочки и сделайте из них треугольник.
– Отсчитайте четыре красные палочки и сделайте из них четырехугольник.
– Из четырех палочек голубого цвета сделайте ромб.
– Из остальных палочек сделайте трапецию.
– Сколько всего фигур?
– Который по счету прямоугольник?
– Как можно назвать одним словом ромб, трапецию, прямоугольник?
– Назовите четвертую фигуру. Назовите первую фигуру.
– Какое число обозначает голубой цвет?
– Из каких палочек состоит трапеция? Какие они по длине?
Игра «Твой любимый цветок»
Цель. Учить детей находить в изображаемой конструкции определенное сходство с выбранным цветком (в строении, пропорциях частей); сравнивать предметы по длине. Упражнять в счете; умении отсчитывать меньшее количество из большего.
Материал. Цветные счетные палочки; карточка.
Предварительная работа. Рассмотреть с детьми иллюстрации, открытки, на которых изображены цветы. Можно устроить выставку репродукций картин или, в зависимости от времени года, выставку цветов.
Описание: Педагог предлагает каждому ребенку сделать из палочек любимый цветок.
Вопросы:
– Как называется цветок?
– Сколько палочек использовано в изображении цветка?
– Какого цвета палочки пошли на цветок?
– Расскажи о своем цветке. Какой он? Кому бы ты хотел его подарить?
Работа парами. Найдите сходство и различие между цветами.
Заключение
Благодаря набору палочек Кюизенера есть возможность всесторонне развить личность, при этом сформировав стойкий интерес к точным наукам, а также сделать занятия познавательными и нестандартными. Дети, которые занимаются по данной методике, становятся более сдержанными, усидчивыми, наблюдательными и терпеливыми.
Занятия с данным дидактическим набором позволяют ребенку включить воображение, найти решение задачи нестандартным путем, тренируя при этом не только мозг, но и мелкую моторику рук.