Елена Жидких
Пальчиковый игротренинг «Чудо-прищепки»
Прищепка в речевом развитии дошкольников
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения, так как письменная речь формируется на основе устной.
К сожалению, с каждым годом наблюдается увеличение числа детей с недостаточным уровнем развития звуковой культуры речи. Правильное звукопроизношение и сформированность фонематических процессов особое значение приобретает именно при поступлении в школу… Дети, с нарушениями речи, имеют недоразвитие фонематических процессов, что является предпосылкой к нарушениям письма и чтения.
Публикация «Пальчиковый игротренинг „Чудо-прищепки“» размещена в разделах
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников фонематических процессов.
Фонематические процессы включают в себя следующие понятия:
• фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки;
• фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова;
• фонематический анализ – расчленении слова на составные элементы (звуки, установление их количества и последовательности;
• фонематический синтез – сочетания звуковых элементов в единое целое.
Недоразвитие одного из этих компонентов ведет к трудностям усвоения звуков речи, а также к затруднениям при овладении грамотой.
На практике работы со старшими дошкольниками в детском саду используются разнообразные известные способы и приемы развития фонематических процессов. Например, с помощью использования такого повседневного, знакомого детям предмета как бельевая прищепка. Особо интересно, когда прищепка превращается в разных героев (обезьянка, гномик, бабочка) и предметы (самолетик, мячик, клубок) .
Игры с прищепками решают следующие задачи и способствуют развитию мелкой моторики, а именно силы пальцев рук;
- развитию пространственных ориентаций;
- уточнению и развитию словаря;
- развитию произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти;
- развитию конструктивного мышления;
- стимуляции речевой активности;
- формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу.
Предлагаемые игры-упражнения учитывают возрастные особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти игры полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.
Включение данных игр в коррекционную работу способствует лучшему усвоению речевого материала, развитию мелкой моторики.
Использование игры с прищепками на логопедических занятиях
Цель: обучение звукобуквенному анализу слогов и слов
Задачи: упражнять в слоговом анализе и синтезе; обучать дифференциации звуков в слогах; закреплять правильное произношение звуков в слогах и словах; развивать мелкую моторику.
Демонстрационный материал: предметные картинки, прищепки.
Раздаточный материал: картинный материал, карточки со слогами, прищепки разного цвета, схемы слов.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа.
Предлагаю Вашему вниманию следующие дидактические игры:
Игра «Бусы для мамы»
Детям предлагается собрать звуковые бусы для мамы, в которой будут чередоваться синие и красные прищепки. Красные прищепки символизируют гласный звук, синие – согласный. Например, первый ребенок прикрепляет синюю прищепку и произносит звук «Б», второй ребенок говорит звук «А» и т. д. Усложняем игру и просим ребенка поочередно придумывать слова, начинающий на согласный и гласный звук.
Игра «Внимательный малыш!»
Посмотри внимательно и скажи, на какой картинке слышится звук [ш]. Где он находится
(в начале, середине, конце слова).
Прикрепи прищепку к схеме.
Игра «Чья гусеница длиннее»
Дети делятся на 2 команды.
Первой команде предлагается назвать овощи, второй – фрукты. При назывании каждого животного дети прикрепляют прищепку к прищепке. Выигрывает та команда, у которой длиннее гусеница.
Данную игру можно провести и по другим лексическим темам, например: цветы и деревья, домашние и дикие животные, животные и их детеныши, перелетные и зимующие птицы и т. д.
Игра «Части целого»
Прочитай предложение и раздели его на слова. Составь схему этого предложения с помощью прищепок. Одна прищепка – одно слово.
Игра «Звуковой паровоз»
Посмотри внимательно на картинку, что это? Какой первый звук: Второй? Третий? Четвертый?
Игра «Кошки»
Кошки – животные любопытное, играют со всем, что понравится. А нашей кошке нравится только такие картинки, в которых есть звук «Ш». Логопед показывает, как кошка «хватает» звук (прикрепляет к каждой из картинок прищепку) .
Игра «Определи первый звук в слоге»
Прочитай слоги, определи твердый или мягкий звук и прикрепите нужную прищепку.
Игра «Что не так?»
Посмотри внимательно на картинки.
Что с ними не так? Каждый недостающий элемент на картинках замени прищепками нужного цвета.
Вывод:
дети с речевыми нарушениями редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечаются трудности усвоения двигательных процессов, моторная неловкость. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.