Марина Гераськина
Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и речи детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук изучалась с давних пор. В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев…». Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики – позволяет стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
Публикация «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и речи детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В современных условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) п. 2.6. данная проблема представлена в двух образовательных областях развитие речи и физическое развитие.
Одним из показателей хорошего физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или мелкой пальцевой моторикой.
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, играя с движениями пальцев ребенка, таким образом появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.
Ученые установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.
Гармонизация движений тела, дыхания, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитие кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движение его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Проблема развития мелкой моторики детей 2-4 лет исследована достаточно глубоко. Изучение мелкой моторики дошкольников осуществлено в работах Н. А. Бернштейна, Л. С. Выготского, Е. П. Ильина, А. Р. Лурии, Е. А. Смирновой, Д. Б. Эльконина и др. Связь пальцевой моторики и речевой функции подтверждена исследованиями А. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Е. И. Исениной, Н. М. Щелованова, М. Ю. Кистяковской и др. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры для детей 2-4 лет рассматриваются как эффективное средство развития мелкой моторики детей в работах А. Е. Белой, М. Г. Борисенко, С. Е. Гаврина, Н. А. Крaсильникoвой, О. И. Крупенчук, О. П. Рожкова и И. П. Дворовой, Л. П. Савиной, И. Е. Светловой, В. А. Солнцевой, Т. А. Ткаченко, О. В. Узоровой, В. В. Цвынтaрного, Е. Ф. Черенковой.
Несмотря на достаточное количество работ по исследуемой нами проблеме, недостаточно изученной остается методика развития мелкой моторики детей 2-4 года жизни посредством пальчиковой гимнастики.
Актуальность темы обусловлена современным социальным заказом общества на воспитание человека, интеллектуально и коммуникативно-развитого, способного и стремящегося активно познавать окружающий мир и общаться с людьми. Такие требования к подрастающему поколению сформулированы в законодательных и нормативных документах образования.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования именно познавательное, речевое и физическое развитие являются приоритетными направлениями в развитии и образовании детей дошкольного возраста.
Также актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Уровень развития мелкой моторики - одно из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Когда говорят о мелкой моторике, имеют в виду, скоординированные точные движения пальцами рук. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи. В школе дети часто испытывают трудности в овладении навыками письма, так как это требует сложных координированных движений рук. Техника письма предполагает работу мелких мышц и всей руки, а также хорошее развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас.
Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеем большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, М. Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются, начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган. Н. А. Бернштейн показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук - один из показателей интеллектуального развития и готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
Цель работы: Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет с помощью пальчиковых игр и путём сотрудничества воспитателя с родителями воспитанников.
Содержание задач раскрывает линии взаимодействия воспитателя и детей, обогащение развивающей предметно- пространственной среды.
Ожидаемые результаты:
1. У детей развита мелкая моторика рук посредством пальчиковых игр.
2. Сформирован интерес детей к пальчиковым играм.
3. Обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы играми и пособиями.
4. Родители стали активными участниками образовательного процесса, стали использовать игры с детьми дома.
Ведущей педагогической идеей является использование пальчиковых игр в процессе развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет. Использование игр способствует всестороннему развитию детей : познавательному, речевому, социально–нравственному, художественно-эстетическому.
Работа проходит 3 этапа:
На первом этапе проводится, мониторинг детей, разработка перспективного планирования, подбор и изготовление дидактического материала.
Второй этап – практический, где через разные формы работы с детьми развиваем речь посредством пальчиковых игр. На заключительном этапе проводим повторный мониторинг, делаем выводы.
Для проведения мониторинга я использовала диагностику развития речи детей раннего возраста авторов: К. Л. Печора, Н. М. Аксарина, Г. В,Пантюхина «Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста». Обследование гибкости мелкой моторики из методики «Обследование мелкой моторики у детей 2-4 лет» О. И. Крупенчук.
В мониторинге приняло участие 24 человека. На начало учебного года мы видим, что понимание речи намного выше активной. Упражнения на выявления уровня гибкости мелкой моторики показали следующие результаты: на стадии формирования-2 человека, на стадии становления-11 человек, точку роста имеют 11человек. На начальном этапе данная ситуация, на мой взгляд, является нормальной, соответствует возрастным особенностям детей.
Разработано перспективное планирование, фрагмент (на месяц) представлен на слайде. Пальчиковые игры используются в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности и в самостоятельной – в разные режимные моменты. Планируется и проводится индивидуальная работа.
На следующем слайде представлена организованная образовательная деятельность по теме: «Одеваем куклу на прогулку», компонентами которой являются игры на развитие мелкой моторики рук.
Развивающая предметно-пространственная среда в моей группе построена по принципу зонирования, и является одним из основных средств развития ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Она не только обеспечивает разные виды активности младших дошкольников: физической, игровой, умственной, но и является основой для совместной деятельности взрослого и ребёнка. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы заинтересовать, обогатить опыт ребёнка.
Мною созданы условия для развития мелкой моторики (сенсомоторный уголок, разработаны, изготовлены пособия (игры с прищепками, божья коровка, цветные варежки и тд., В игровой зоне малыши с увлечением играют мозаикой, пирамидками, столовой посудой, при этом общаясь друг с другом, пытаются помочь правильно расставить предметы, называя их. Для развития зрительно – пространственной ориентации предлагаю детям вместе со мной поиграть с мелкими игрушками, пуговицами, камешками и др. предметами.
Совместно с родителями воспитанников мы пополнили среду группы играми, направленными на развитие мелкой моторики рук, которые используем в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности в режиме дня, в самостоятельной деятельности.
Основная форма работы совместная деятельность с детьми: на занятиях по лепке, рисованию, конструированию; и в режимных моментах, где я вместе с воспитанниками играю в различные пальчиковые игры. У детей пользуются большой популярностью -это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Заинтересованность детей в играх можно наблюдать в их самостоятельной деятельности. Например, работая с деталями конструктора, дети общаются друг с другом при этом речь детей приобретает систематический характер, кроме этого развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. На прогулке дети любят рисовать пальцем на песке. Мои воспитанники очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречи, гороха. Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными.
Для меня родители – это партнёры. Для повышения компетентности родителей проведены консультации «Развитие мелкой моторики через пальчиковые игры», представлены вниманию буклеты: «Игры и игрушки для развития мелкой моторики у детей 2-3 лет». Проведено родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь», «День открытых дверей». Организовано изготовление пособий совместно с родителями.
Для повторного проведения обследования был использован тот же
мониторинг, что и в начале учебного года. Исходя из результатов мониторинга, можно сделать следующие выводы:
Показатели понимания речи, активной речи выросли. Дети научились играть в пальчиковые игры, что способствовало развитию мелкой моторики, гибкости пальцев рук.
Свою систему работы я распространяю внутри детского сада для своих коллег, на сайте.
Я также наметила перспективы своей работы:
- проведение открытых мероприятий с детьми для родителей,
- размещение собственных разработок на сайте учреждения,
- участие в конкурсах.
Таким образом, проблема развития мелкой моторики рук остается, по-прежнему, актуальной для дошкольного образования. Только совместными усилиями всех участников образовательного процесса, благодаря планомерной и последовательной работе в ДОО, можно добиться успеха в развитии личности каждого ребёнка.