ТАТЬЯНА СУРКОВА
Пальчиковые и кинезиологические игры как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Учите: слушая – слышать,
чувствуя – понимать,
играя – познать мир звуков»
Одна из основных задач, стоящих сегодня перед ДОУ – развитие речи детей. Речь – это не прирождённый дар. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Значительную долю воспитанников нашего дошкольного учреждения составляют дети с общим недоразвитием речи. Для данного контингента детей характерны : системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы.
Публикация «Пальчиковые и кинезиологические игры как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использование «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие и выразительность речи.
Игровые упражнения для кистей рук известны с древности. Современные мамы и бабушки по-прежнему играют с малышами в фольклорных «Сороку-белобоку», «Идёт коза рогатая». Исследования показывают, что регулярные упражнения и массаж пальцев способствуют развитию интеллектуальных способностей, в том числе освоению речи.
Пальчиковые упражнения выполняют ряд функций:
• способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для освоения письма);
• активизируют речевые центры;
• развивают внимание, память, воображение;
• создают позитивную атмосферу в группе, вызывают положительные эмоции.
Рекомендации по применению:
• игры можно проводить в любое время, ежедневно, без пропусков;
• требуется точное выполнение движений и приёмов;
• упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
• перед интенсивной умственной нагрузкой;
• продолжительность зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 минут в день;
• каждое упражнение выполняют по 1 – 2 минуты, в различном порядке и сочетании
По характеру сопровождающего материала пальчиковые игры делятся на 3 вида :
• Игры со стихотворным сопровождением. Благодаря ритмичному звучанию стихотворные игры быстро запоминаются, дети воспроизводят их самостоятельно.
• Игры-манипуляции : в пальчиках ребёнок представляет называемых персонажей (члены семьи, люди разных профессий) или животных.
• Игры-инсценировки, так называемый пальчиковый театр : ребёнок пальчиками изображает сказочных персонажей и разыгрывает знакомый сюжет. Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закрепить знание и содержание сказок, развивать речь и образное мышление.
Очень хорошие результаты приносят пальчиковые кинезиологические упражнения (гимнастика мозга, которые состоят из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Для меня пальчиковые кинезиологические упражнения являются педагогической находкой, т. к. позволяют эффективно, в игровой форме проводить коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Благодаря таким играм формируется умение понимать словесную инструкцию, развивается интонационная речь.
Рассмотрим основные из них:
«Кулак - ребро - ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). Например для запоминания времен года «Зимний месяц называй декабрь, январь, февраль, дети соответственно показывают «кулак, ребро, ладонь».
Блинчик – накладывать ладонь поочередно одна на другую, затем наоборот.
«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук (пальчиковая игра в сочетании с массажем рук)
«Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза - сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
«Стучалки – рисовалки» - отбивать в удобном темпе левой рукой по одному такту; одновременно с этим вытянутым вперед указательным пальцем правой руки описывать в воздухе небольшой кружок.
Точечный массаж
На полянке стоит дом.
В этом доме умный гном (массажируем точку между бровей)
Он в окошечки глядит,
Что увидит — говорит (массажируем точки на висках)
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость. Для этого при выполнении упражнений с ребенком следует проявлять собственную увлеченность игрой.