Ольга Гребцова
Пальчиковая гимнастика как средство развития речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковая гимнастика как средство развитие речи у детей.
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский.
"Рука – это инструмент всех инструментов" Аристотель.
"Рука – это своего рода внешний мозг" Кант.
Публикация «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи у детей» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Пальчиковая гимнастика — это игры с пальчиками. Она важна для ребенка с самого его рождения, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Поэтому необходимо не только тренировать артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Это связано с тем, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко.
Пальчиковые игры вырабатывают у детей уверенность в себе, адекватную самооценку, способность мобилизоваться, сосредоточиваться и расслабляться. Развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. С помощью пальчиковых игр можно одновременно готовить ребенка и к письму, и к чтению. Игры интересны тем, что представляют собой маленький театр, в котором актеры – это пальчики ребят. Движения рук построено в занимательно – игровой деятельности. У дошкольников отличная память, запомнить четырехстрочный текст для них не представляет особого труда. Позже услышанные слова могут вызвать нужные двигательные операции, и наоборот жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует речь детей. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной, четкой, ритмичной, яркой.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и радость общения со взрослыми и детьми. Ребёнок получает массу необходимых эмоций и впечатлений.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребёнку заинтересует игра во многом зависит от исполнения взрослого. Для детей младшего возраста важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
Сейчас у многих детей есть проблемы с речью: они нечетко произносят слова, переставляют в них слоги и буквы, выход один - развивать пальчики ребенка. Речь у детей, которые играют пальцами рук, развивается быстрее и лучше, чем у детей, чьи руки мало знакомы с пальчиковыми играми. При систематических занятиях происходит улучшение не только качества речи, но и мышление ребенка.