МААМ-картинки

Пальчиковая гимнастика как неотъемлемая часть развития мелкой моторики

Алла Кухар
Пальчиковая гимнастика как неотъемлемая часть развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы

Пальчиковая гимнастика как неотъемлемая часть развития мелкой моторики.

Доказано, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена очень близко от речевой зоны. Поэтому психологи и педиатры советуют проводить пальчиковую гимнастику всем детям в независимости от развития ребенка.

Публикация «Пальчиковая гимнастика как неотъемлемая часть развития мелкой моторики» размещена в разделах

Гимнастика поможет улучшить как моторные функции кистей рук, так и поможет активизировать речевые центры головного мозга. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию таких свойств как внимание, мышление, творческие способности, координация, воображение, наблюдательность, зрительная память, речь.

На начальном этапе знакомства ребенка с пальчиковой гимнастикой, все движения пальчиковых играх за ребенка делаете вы. Он является лишь пассивным участником игры. Для того чтобы начать игру, необходимо найти момент, когда ребенок не слишком возбужден, но и не слишком расслаблен. Для игр с пальцами рук и верхней частью тела надо посадить ребёнка на колени к себе, спину ребёнка прижав к своему животу.

Перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

При многочисленных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ (поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)

Утром встали пальчики - маленькие мальчики,

Друг другу обрадовались. Здороваться начали.

Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….

МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ (Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку)

Один, два, три, четыре, пять,

Вышли мышки погулять!

Испугались кошки, спрятались опять.

«ДАРИКИ-КОМАРИКИ» – игра одновременно несложная, обучающая и яркая: для изображения комариков руки складываются щепотью и описывают круги, при этом издается неизменно вызывающий восторг звук «В-з-з-з-з-з!», а потом поясняется, что комарики «вились-кружились – в щечки (или куда-нибудь еще) вцепились – кусь-кусь-кусь-кусь!» Легкое пощипывание названной части тела при словах «кусь-кусь» тоже нравится большинству детей и смешит их.

Дарики, дарики,

Ай да комарики!

Вились, вились,

Вились, вились,

В носик вцепились!

В ушко вцепились!

В волоски вцепились!

В коленки вцепились!

-Закусали нас комарики. Давайте их прогоним:

-Кыш-кыш-кыш!

КАПУСТА

Мы капусту рубим-рубим,

(движение прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капусту солим-солим

(поочередное поглаживание подушечек пальцев)

Мы капустку трем-трем,

(потирать кулачок о кулачок)

Мы капусту жмем-жмем.

(сжимать и разжимать кулачки)

Попробовали… Пересолили…

АПЕЛЬСИН

Мы делили апельсин;

Много нас, а он один.

Эта долька — для ежа,

Эта долька — для стрижа,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура.

(на каждую строчку сжимают пальцы рук в кулак, начиная загибать их с большого)

Он сердит на нас, беда!

(бросательное движение правой рукой)

Разбегайтесь кто куда!

(бегут пальцами по столу)

ОВОЩИ

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Ознакомление детей с названием овощей.

Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от подушечки к основанию пальца.

Левая рука:

Вырос у нас чесночок,

(дети разминают указательный)

Перец, томат, кабачок,

(дети разминают средний)

Тыква, капуста, картошка,

(дети разминают безымянный)

Лук и немного горошка.

(дети разминают мизинец)

Правая рука:

Овощи мы собирали.

(дети разминают мизинец)

Ими друзей угощали,

(дети разминают безымянный)

Квасили, ели, солили,

(дети разминают средний)

С дачи домой увозили.

(дети разминают указательный)

Прощай же на год,

Наш друг-огород.

ЯГОДА

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Ознакомление детей с названием ягод.

Раз, два, три, четыре, пять,

(пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого)

В лес идем мы погулять.

(обе руки идут по столу)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

(загибают пальчики, начиная с большого)

И братишке отнесем.

ФРУКТЫ

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Ознакомление с цветом «желтый», понятием «кислый».

Жёлтый-жёлтый наш лимон (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим. (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движение «помешиваем чай».)

ДОМИК.

Стенка, стенка (потрогать щечки,

Потолок (потрогать лобик,

Две ступеньки (прошагать пальцами по губам,

Дзинь - звонок! (нажать на носик)

На следующем этапе пальчиковых игр идет работа не со всем пальцем, его разминанием, а более точечно - с гибкостью пальчиков, с подушечками пальцев. Уделяется особое внимание развитию активности каждого пальчика.

Выполняя различные упражнения пальчиками, ребенок развивает мелкие движения рук. Кисти рук и пальчики приобретают большую гибкость и подвижность, исчезает скованность движений.

Перед тем как начать выполнять то или иное упражнение, необходимо объясняя показать, как должны располагаться пальцы и кисти. Со временем от показа отказаться, оставив только словесные указания. Если ребенок действует не правильно, необходимо вновь показать ему верную позу рук.

Если выходит так, что ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, необходимо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

КАТАЕМ ШАРИК, МАЛЕНЬКИЙ МЯЧИК.

Учим ребёнка катать шарик ладошкой по столу, не теряя его.

Стих-сопровождение:

Покатился колобок,

колобок-румяный бок,

по дорожке, по тропинке,

Прямо …. (имя ребёнка) в корзинку!

А где колобок? (движение останавливается)

Вот он! (ребёнок берёт шарик в руку и показывает маме)

Повтор раза 2, для обеих рук.

КАТАЕМ КАРАНДАШИК, ТРУБОЧКУ.

Ребёнку выдаётся гранёный карандаш, жесткая трубочка. Карандаш либо трубочка зажимается в вертикальном положении, и дети катают его в руках. Цель- не уронить и отработать движение руками «Вперёд-назад».

ЦЕПОЧКА (Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки : большой указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики).

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

ЗАЙКА И УШКИ (Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед).

Маленький,

Беленький,

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

ДЯТЕЛ.

Дятел-дятел сел на сук (машем руками-крульями,

Тук-тук-тук, тук-тук-тук (одновременно стучать боьшими пальцами по столу,

Дятел-дятел сел на сук (машем руками-крульями,

Тук-тук-тук, тук-тук-тук (указательными, потом поочерёдна всеми остальными пальцами)

ЧЕРЕПАХА. (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.)

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть,

То высовывает голову.

Когда она хочет спать,

То прячет ее обратно.

УТЮГ. (Ладонь очень прямая и твёрдая, гладит стол или любую ткан).

Пш-ш-ш, пш—шшш, утюжок,

Помогай-ка мне, дружок!

Где пройдёшь – всегда порядок,

Нет морщинок, нет и складок,

Пш-ш-ш, пш—шшш, утюжок,

Помогай-ка мне, дружок!

РЫБКИ. (Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок).

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, (На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются).

Разожмутся, (Пальчики сильно растопыриваются в стороны).

То зароются в песке. (Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок).

ГУСЬ. (Предплечье поставлено вертикально на локоть. Ладонь под прямым углом. Указательный палец то опирается на большой палец, то поднимается, имитируя движения клюва гуся. Все пальцы прижаты друг к другу).

В воде купался,

Да сух остался.

Га-га-га – гогочет гусь,

До воды я доберусь!

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики как стимул развития речи у детейИспользование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики как стимул развития речи у детей Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: " Как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте?" "Как же подготовить.

Бизиборд как средство развития мелкой моторикиБизиборд как средство развития мелкой моторики изиборд — развивающая доска для детей, которая содержит много различных кнопочек, замочков, щеколд, прищепочек и прочих предметов, которые.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики (часть 2) I. Упражнения для расслабления кистей рук 1. Упражнения «Рыбки» Рыбки весело плескались В чистой светленькой воде (Ладошки «ударяют по.

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики малыша» Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики малыша. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием.

Народные игры — неотъемлемая часть патриотического воспитания физического развития и социализации дошкольников Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, физического, эстетического воспитания детей. В них ярко отражается образ жизни.

Нравственно-патриотическое воспитание как неотъемлемая часть воспитательного процесса Нравственно - патриотическое воспитание Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими.

Пальчиковая гимнастика для развития моторики у детей Пальчиковая гимнастика помогает развить мелкую моторику у детей, координационные движения, улучшает память и внимание, помогает подготовить.

Пальчиковая гимнастика. Первая часть Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Тренировка пальцев.

Пальчиковая гимнастика. Вторая часть. Карточка 51 «Машина каша» Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу Кошке – в чашку, Жучке – в плошку, А коту – в.

Экологическая культура как неотъемлемая часть общей культуры личности Для определений понятия «экологическая культура» нами проведен теоретический анализ более емкого понятия «общая культура». Отмечаем, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковая гимнастика как неотъемлемая часть развития мелкой моторики
Опубликовано: 12 ноября 2018 в 19:16
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковая гимнастика как неотъемлемая часть развития мелкой моторики» (включая файлы) размещена пользователем Алла Кухар в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД