Тамара Сайфулина
Календарно-тематический план по ознакомлению с культурой народов Севера в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование работы по воспитанию любви к родному краю с детьми дошкольного возраста, в процессе ознакомления с культурой народов ханты и манси.
Календарно-тематический план по ознакомлению с культурой народов Севера в старшей группе.
Сентябрь
Край, в котором мы живем.
НОД «Север – край суровый».
Публикация «Календарно-тематический план по ознакомлению с культурой народов Севера в старшей группе» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Народы севера
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Цель: развитие устной речи детей, обогащение знаний и представлений детей о суровом климате Севера, на какой территории живут народности ханты и манси, о быте и своеобразии уклада жизни коренных представителей народов ханты и манси; учить устанавливать закономерности между климатическими условиями и образом жизни людей, воспитание уважения к людям другой культуры.
Чтение легенды А. М. Коньковой «Откуда северное сияние пошло».
Рассматривание фотоальбома «Север – край удивительный».
Развивающая игра «Наш край – Югра!»
Занятие по рисованию «Полярная ночь, метели, северное сияние».
Аппликация «Ягодка здоровья».
Цель: вызвать интерес к природе родного края, чуткое отношение к ней. Закреплять знания детей о ягодах – врачевателях. Побуждать детей выражать в творчестве отношение к природе.
Октябрь
Предметный мир народов ханты и манси.
НОД «Ханты и манси – таежные жители».
Цель: ознакомление детей со старинным укладом жизни коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа, с культурой и бытом народов ханты и манси. Расширять их знания о ремесле, хозяйстве народов ханты и манси. Воспитывать у детей национальное чувство, дружелюбие к этим народам, уважение. Дать понятие о древнем переносном жилище – чуме (из какого материала строится, где и как устанавливается, об очаге – как центре вселенной. Чтение художественной литературы о родном крае.
Экскурсия в библиотеку г. Сургута, посетить выставку «Югорский край».
Рассматривание альбома «Орнаменты народов ханты и манси».
Рисование «Украшение хантыйским орнаментом одежды».
Цель: развивать творческие способности детей, использование нетрадиционных техник для самостоятельного украшения одежды.
Сюжетно-ролевая игра «Оленеводы».
Аппликация «Мотивы северных орнаментов».
Цель: ознакомление с орнаментом ромб, основой многих узоров: «глухарь», «солнышко», «охотник», «заячьи уши».
Ноябрь
Традиции и праздники народов ханты и манси.
НОД «Вороний праздник».
Цель: расширять знания детей об обычаях, обрядах хантыйского народа. Воспитывать интерес к народным традициям и обрядам ханты и манси.
Привлекать детей к драматизации произведений народов Севера, выражению смысла художественного текста во внешних действиях.
Чтение «Легенды народов Севера».
Цель: приобщать детей к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.
Дидактическая игра «Составь узор».
Изготовление из палочек и искусственного меха чума.
Цель: познакомить детей с традиционным жилищем народов ханты и манси – чумом.
Создание макета «Хантыйское стойбище»
Цель: ознакомление с чумом, с нартами, учить делать коробки прямоугольной формы, придавать форму нарт. Знакомство с народным костюмом, хантыйскими узорами, фольклором и произведениями наших местных писателей.
Разучивание песни «Северный наш край» муз. Ю. Юнкерова.
Декабрь
Предметный мир народов ханты и манси.
НОД «Охота и рыболовство как основа жизнедеятельности обско-угорских народов».
Цель: знакомить детей с предназначением охоты и рыбалки. Развивать интерес к способам и приемам рыбной ловли, охотничьего промысла. Воспитывать уважение к главному мужскому занятию в жизни ханты. Рассказ воспитателя об оленеводах и северных оленях.
Цель: ознакомление детей с трудом оленевода, о значении оленеводства в быту народов ханты и манси. Формирование интереса и уважения к профессии оленевода с использованием традиционных для культуры народов севера понятий – добро, уважение. Подвести к взаимосвязи целесообразности деятельности человека в природе на примерах северных народных промыслов.
Чтение художественной литературы: сказок «Айога», «Кукушка».
Коллективная аппликация по сказке «Кукушка».
Лепка «Олениха с олененком».
Цель: ознакомление детей с оленем; установить взаимосвязь животных и человека; учить передавать в движениях, жестах повадки животных; воспитывать любовь к ним, учить создавать выразительные образы пластическими средствами, передача особенностей покрытия тела разных животных (шерсть).
Сюжетно – ролевая игра «Оленеводы».
Январь
Предметный мир народов ханты и манси
НОД «Хантыйский дом».
Цель: расширять знания детей о традиционном укладе жизни народов ханты и манси.
Познакомить их с постройками этих народов : чум, летняя изба, зимняя изба, лабаз и их особенностями. Развивать интерес к родному краю, коренным жителям, их быту и жизни. Словарь: чум, лабаз, чувал – печь.
НОД «Знакомство с музыкой».
Цель: формировать представление о колыбели, как о предмете народного быта. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, формировать интерес к устному народному творчеству, умение имитировать движения – укачивание куклы.
Чтение хантыйской сказки «Хозяин тайги».
Рассматривание альбома «Культура и быт народов ханты и манси».
Рисование «Народная игрушка».
Цель: продолжать знакомить детей с элементами национального костюма.
Лепка «Кукла – хантейка».
Цель: знакомить детей с историей страны на примере народной игрушки, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус.
Игры: «Попади в цель», «Прыгни через нарды», «Поймай зверя».
Музыкально-дидактическая игра «Таежный перезвон»
Цель: формировать культуру дошкольников через приобщение к музыкальному наследию Северного края.
Февраль
Предметный мир народов ханты и манси.
НОД «Утварь коренных народов севера».
Цель: познакомить детей с кухонной утварью народов ханты и манси, ее названием и
предназначением. Расширить знания детей о материале, из которого изготавливается
посуда, как она украшается.
Чтение «Сказки северных народов».
Цель: обогащать и расширять знания детей о художественной литературе народов Севера. Развивать способность слушать сказку, эмоционально реагировать на ее содержание и следить за развитием сюжета.
Хантыйские народные игры – разработка подвижных игр для праздника: оленья упряжка, хват без перехвата, прыжки через санки, чум.
Рисование красками «Белка» (техника рисования мятой бумагой).
Лепка «Посуда, кухонная утварь».
Цель: учить детей изготавливать посуду из глины, с нанесением орнамента. Показать, как мастера народного декоративно-прикладного искусства используют природные ресурсы и отражают красоту окружающей природы в своих изделиях.
Март
Природа края
НОД: «Житель Севера – глухарь».
Рассматривание картины: «Глухарь».
Аппликация
«Глухарка сна».
Цели: дать представление о животном мире западносибирской тайги на примере птицы «глухаря», развивать познавательный интерес к жизни и быту детей народов ханты на примере декоративно - прикладного искусства. Воспитывать чувство уважения к природе, коренным жителям севера и их традициям. Учить детей выполнять аппликацию глухаря из геометрических фигур. Закрепить работу с ножницами. Чтение произведения. И. Соколова «Как весна на Север пришла»
Оформление уголка быта ханты и манси.
Изготовление сувенира «Солнце».
Цель: ознакомление с изготовлением кулонов, подвесок. Учить изготавливать оригинальные украшения.
Слушание музыки: «Обрядовые песни народов ханты и манси».
Ознакомление с хантыйскими играми: «Оленьи упряжки», «Метание тынзяна на оррей», «Прыжки через нарты».
Апрель
Народное творчество
НОД «Секрет шишки».
Цель: ознакомление детей с образом жизни коренных народов севера через раскрытие значения растительного мира для людей и животных. Учить изображать узор «Шишка» способом «примакивания». Воспитывать бережное отношение к традициям народов ханты и манси. Чтение произведения «Как весна на Север пришла» И. Соколов.
Аппликация «Чум».
Цель: учить применению хантыйских орнаментов явления природы: рябь воды, накаты волн, солнце.
Дидактическая игра
«Украсим туесок»
Цель: упражнять детей в нанесении узоров хантыйского орнамента на плоскостное изображение способом «мозаика».
Подвижные игры «Хейро», «Важенка и оленята».
Май
Кукла – дух рода. Народное творчество.
НОД «Мастер – класс по изготовлению хантыйской куклы «Акань».
Цель: способствовать возрождению и сохранению культурных традиций коренных малочисленных народов Севера.
Донести до сознания детей основы единства человека и природы. Учить детей изготавливать из ткани хантыйскую куклу. Чтение художественной литературы о народах Севера, ознакомление с птицами родного края.
Рассматривание
картинок с изображением одежды, кукол в национальной одежде, рассматривание оленьего меха, предметов быта.
Аппликация «Хантыйские мотивы».
Цель: продолжать знакомить с
распространенными геометрическими орнаментами народов Севера – прямая линия :
«прямой след», «прямой путь», «прямая тропа».
Подвижная игра народов Севера «Рыбаки и рыбки».