Получи документы

Календарно-тематический план по ознакомлению с культурой народов Севера в старшей группе

Тамара Сайфулина
Календарно-тематический план по ознакомлению с культурой народов Севера в старшей группе

Планирование работы по воспитанию любви к родному краю с детьми дошкольного возраста, в процессе ознакомления с культурой народов ханты и манси.

Календарно-тематический план по ознакомлению с культурой народов Севера в старшей группе.

Сентябрь

Край, в котором мы живем.

НОД «Север – край суровый».

Публикация «Календарно-тематический план по ознакомлению с культурой народов Севера в старшей группе» размещена в разделах

Цель: развитие устной речи детей, обогащение знаний и представлений детей о суровом климате Севера, на какой территории живут народности ханты и манси, о быте и своеобразии уклада жизни коренных представителей народов ханты и манси; учить устанавливать закономерности между климатическими условиями и образом жизни людей, воспитание уважения к людям другой культуры.

Чтение легенды А. М. Коньковой «Откуда северное сияние пошло».

Рассматривание фотоальбома «Север – край удивительный».

Развивающая игра «Наш край – Югра!»

Занятие по рисованию «Полярная ночь, метели, северное сияние».

Аппликация «Ягодка здоровья».

Цель: вызвать интерес к природе родного края, чуткое отношение к ней. Закреплять знания детей о ягодах – врачевателях. Побуждать детей выражать в творчестве отношение к природе.

Октябрь

Предметный мир народов ханты и манси.

НОД «Ханты и манси – таежные жители».

Цель: ознакомление детей со старинным укладом жизни коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа, с культурой и бытом народов ханты и манси. Расширять их знания о ремесле, хозяйстве народов ханты и манси. Воспитывать у детей национальное чувство, дружелюбие к этим народам, уважение. Дать понятие о древнем переносном жилище – чуме (из какого материала строится, где и как устанавливается, об очаге – как центре вселенной. Чтение художественной литературы о родном крае.

Экскурсия в библиотеку г. Сургута, посетить выставку «Югорский край».

Рассматривание альбома «Орнаменты народов ханты и манси».

Рисование «Украшение хантыйским орнаментом одежды».

Цель: развивать творческие способности детей, использование нетрадиционных техник для самостоятельного украшения одежды.

Сюжетно-ролевая игра «Оленеводы».

Аппликация «Мотивы северных орнаментов».

Цель: ознакомление с орнаментом ромб, основой многих узоров: «глухарь», «солнышко», «охотник», «заячьи уши».

Ноябрь

Традиции и праздники народов ханты и манси.

НОД «Вороний праздник».

Цель: расширять знания детей об обычаях, обрядах хантыйского народа. Воспитывать интерес к народным традициям и обрядам ханты и манси.

Привлекать детей к драматизации произведений народов Севера, выражению смысла художественного текста во внешних действиях.

Чтение «Легенды народов Севера».

Цель: приобщать детей к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.

Дидактическая игра «Составь узор».

Изготовление из палочек и искусственного меха чума.

Цель: познакомить детей с традиционным жилищем народов ханты и манси – чумом.

Создание макета «Хантыйское стойбище»

Цель: ознакомление с чумом, с нартами, учить делать коробки прямоугольной формы, придавать форму нарт. Знакомство с народным костюмом, хантыйскими узорами, фольклором и произведениями наших местных писателей.

Разучивание песни «Северный наш край» муз. Ю. Юнкерова.

Декабрь

Предметный мир народов ханты и манси.

НОД «Охота и рыболовство как основа жизнедеятельности обско-угорских народов».

Цель: знакомить детей с предназначением охоты и рыбалки. Развивать интерес к способам и приемам рыбной ловли, охотничьего промысла. Воспитывать уважение к главному мужскому занятию в жизни ханты. Рассказ воспитателя об оленеводах и северных оленях.

Цель: ознакомление детей с трудом оленевода, о значении оленеводства в быту народов ханты и манси. Формирование интереса и уважения к профессии оленевода с использованием традиционных для культуры народов севера понятий – добро, уважение. Подвести к взаимосвязи целесообразности деятельности человека в природе на примерах северных народных промыслов.

Чтение художественной литературы: сказок «Айога», «Кукушка».

Коллективная аппликация по сказке «Кукушка».

Лепка «Олениха с олененком».

Цель: ознакомление детей с оленем; установить взаимосвязь животных и человека; учить передавать в движениях, жестах повадки животных; воспитывать любовь к ним, учить создавать выразительные образы пластическими средствами, передача особенностей покрытия тела разных животных (шерсть).

Сюжетно – ролевая игра «Оленеводы».

Январь

Предметный мир народов ханты и манси

НОД «Хантыйский дом».

Цель: расширять знания детей о традиционном укладе жизни народов ханты и манси.

Познакомить их с постройками этих народов : чум, летняя изба, зимняя изба, лабаз и их особенностями. Развивать интерес к родному краю, коренным жителям, их быту и жизни. Словарь: чум, лабаз, чувал – печь.

НОД «Знакомство с музыкой».

Цель: формировать представление о колыбели, как о предмете народного быта. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, формировать интерес к устному народному творчеству, умение имитировать движения – укачивание куклы.

Чтение хантыйской сказки «Хозяин тайги».

Рассматривание альбома «Культура и быт народов ханты и манси».

Рисование «Народная игрушка».

Цель: продолжать знакомить детей с элементами национального костюма.

Лепка «Кукла – хантейка».

Цель: знакомить детей с историей страны на примере народной игрушки, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус.

Игры: «Попади в цель», «Прыгни через нарды», «Поймай зверя».

Музыкально-дидактическая игра «Таежный перезвон»

Цель: формировать культуру дошкольников через приобщение к музыкальному наследию Северного края.

Февраль

Предметный мир народов ханты и манси.

НОД «Утварь коренных народов севера».

Цель: познакомить детей с кухонной утварью народов ханты и манси, ее названием и

предназначением. Расширить знания детей о материале, из которого изготавливается

посуда, как она украшается.

Чтение «Сказки северных народов».

Цель: обогащать и расширять знания детей о художественной литературе народов Севера. Развивать способность слушать сказку, эмоционально реагировать на ее содержание и следить за развитием сюжета.

Хантыйские народные игры – разработка подвижных игр для праздника: оленья упряжка, хват без перехвата, прыжки через санки, чум.

Рисование красками «Белка» (техника рисования мятой бумагой).

Лепка «Посуда, кухонная утварь».

Цель: учить детей изготавливать посуду из глины, с нанесением орнамента. Показать, как мастера народного декоративно-прикладного искусства используют природные ресурсы и отражают красоту окружающей природы в своих изделиях.

Март

Природа края

НОД: «Житель Севера – глухарь».

Рассматривание картины: «Глухарь».

Аппликация

«Глухарка сна».

Цели: дать представление о животном мире западносибирской тайги на примере птицы «глухаря», развивать познавательный интерес к жизни и быту детей народов ханты на примере декоративно - прикладного искусства. Воспитывать чувство уважения к природе, коренным жителям севера и их традициям. Учить детей выполнять аппликацию глухаря из геометрических фигур. Закрепить работу с ножницами. Чтение произведения. И. Соколова «Как весна на Север пришла»

Оформление уголка быта ханты и манси.

Изготовление сувенира «Солнце».

Цель: ознакомление с изготовлением кулонов, подвесок. Учить изготавливать оригинальные украшения.

Слушание музыки: «Обрядовые песни народов ханты и манси».

Ознакомление с хантыйскими играми: «Оленьи упряжки», «Метание тынзяна на оррей», «Прыжки через нарты».

Апрель

Народное творчество

НОД «Секрет шишки».

Цель: ознакомление детей с образом жизни коренных народов севера через раскрытие значения растительного мира для людей и животных. Учить изображать узор «Шишка» способом «примакивания». Воспитывать бережное отношение к традициям народов ханты и манси. Чтение произведения «Как весна на Север пришла» И. Соколов.

Аппликация «Чум».

Цель: учить применению хантыйских орнаментов явления природы: рябь воды, накаты волн, солнце.

Дидактическая игра

«Украсим туесок»

Цель: упражнять детей в нанесении узоров хантыйского орнамента на плоскостное изображение способом «мозаика».

Подвижные игры «Хейро», «Важенка и оленята».

Май

Кукла – дух рода. Народное творчество.

НОД «Мастер – класс по изготовлению хантыйской куклы «Акань».

Цель: способствовать возрождению и сохранению культурных традиций коренных малочисленных народов Севера.

Донести до сознания детей основы единства человека и природы. Учить детей изготавливать из ткани хантыйскую куклу. Чтение художественной литературы о народах Севера, ознакомление с птицами родного края.

Рассматривание

картинок с изображением одежды, кукол в национальной одежде, рассматривание оленьего меха, предметов быта.

Аппликация «Хантыйские мотивы».

Цель: продолжать знакомить с

распространенными геометрическими орнаментами народов Севера – прямая линия :

«прямой след», «прямой путь», «прямая тропа».

Подвижная игра народов Севера «Рыбаки и рыбки».

Публикации по теме:

Диагностические карты к проекту по ознакомлению с культурой народов Мордовии Диагностическая карта умений и навыков детей второй младшей группы по формированию представлений о культуре и быте народов Республики Мордовия.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Календарно-тематический план музыкальных занятий в логопедической группе детей 5–7 лет КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ (5-7 ЛЕТ) СЕНТЯБРЬ Форма организации муз. деятельности Репертуар.

Календарно-тематический план на лето в средней группе календарно - тематический план на лето в средней группе Дата, тема Речевое развитие Художественно - эстетическое Физическое Развитие Познавательное.

Календарно-тематический план по программе «Музыка» в старшей-подготовительной группе. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ- ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (5-7 ЛЕТ) СЕНТЯБРЬ Форма организации муз. деятельности.

Календарно-тематический план в подготовительной группе Календарно-тематический план. Сроки реализации Тема Развёрнутое содержание работы Образовательные области Форма организации детской деятельности.

Календарно-тематический план по теме «Осень» в старшей группе по ФГОС Календарно-тематический план по теме "Осень" в старшей группе по ФГОС Понедельник Организованная образовательная деятельность ООД 9.00 –.

Педагогический проект по ознакомлению с культурой народов Мордовии детей дошкольного возраста Педагогический проект по ознакомлению с культурой народов Мордовии детей дошкольного возраста в структурном подразделении «Центр развития.

Педпроцесс в ДОУ в рамках проектной деятельности по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья В наши дни этнокультурное воспитание переживает непростой период. Постепенно оно перерастает в общественно значимую область знаний о человеке.

Тематический план к проекту по ознакомлению дошкольников с культурой народов Мордовии № п\п 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовитель ная группа 1. Русский народный костюм. Русская изба Народные костюмы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Календарно-тематический план по ознакомлению с культурой народов Севера в старшей группе
Опубликовано: 14 сентября 2016 в 16:44
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД