Марина Комарницкая
Знакомство детей с русской народной культурой. Конспект занятия «Что за чай без самовара?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщать детей к русской культуре, объяснять ее ценность. Сохранять и приумножать духовные достижения русского народа. Научить с уважением относиться ко всему, что создал народ.
Задачи: Познакомить детей с самоваром, обычаем угощать гостей чаем, сластями. Развивать речь, познавательные способности. Закреплять навыки работы с пластилином.
Ход занятия
1. Воспитатель загадывает загадки:
-У носатого Фоки
-Постоянно руки в боки,
-Фока воду кипятит
-И как зеркало блестит. (самовар)
В нем пылал когда-то жар
Публикация «Знакомство детей с русской народной культурой, Конспект занятия „Что за чай без самовара?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Посуда. Все о посуде для детей
- Самовар
- Чай, чайные листья
- Чай. Традиции чаепития разных народов
- Темочки
-В нем бурлил когда-то пар
-В золотой пузатый бок
-Глухо бился кипяток. (самовар)
Воспитатель показывает детям картинку, или несколько картинок с самоварами :
"Когда-то, давным давно, русские люди пили чай только из самовара. Самовары были самыми разными, и большими, и маленькими, и расписными, и совсем простыми. Сейчас уже самоваров уже почти ни у кого не осталось. Воду кипятят в чайниках. Ребята, а как хорошо и интересно попить чайку из настоящего самовара.
Раздается стук в дверь:
"Ой, кто-то стучит. Надо пойти посмотреть. Может это гости к нам пришли.
Подхожу к двери:-"Кто там?"
Включаю незаметно музыку -Самовар-
В группу входит "Хозяюшка" в народном костюме. В руках несет самовар. Подмузыку кружится, кланяется. (пока звучит музыка)
Хозяюшка:- "Здравствуйте, ребятки! Я-Хозяюшка. Услышала я, что вы про самовар говорите, а самовара-то у вас нет. Вот я и решила порадовать вас, в гости зайти, про самовар рассказать".
Ставит самовар на стол :-"Посмотрите, какой красавец! Вот сюда заливалась вода, а когда вода закипала, то заваривали чай, ароматный, душистый, с разными травами".
Хозяйка оглядывается:-"Ой, а где же мой Кузя? Кузьма, иди сюда!"
Входит Кузя:-"Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Я домовенок Кузя. Хочу с вами поиграть. Кузя заводит с детьми хоровод.
-Я иду, иду, иду, самовар в руках несу, самовар в руках несу, прибауточки пою. (дети идут друг за другом, руки на поясе)
Останавливаются, поворачиваются в круг.
-ОЙ. Чай, крепкий чай (держатся ладонями за щечки, кивают головами влево и вправо)
-Пейте чай чаечек (показывают руками влево и вправо)
-Чтобы радость приносил (хлопают в ладоши)
-Каждый день денечек (руки вверх). Поиграть в игру 2 раза. (После игры детей похвалить)
Кузя:-"Садитесь, ребятки на стульчики".
Хозяйка:-"Кузя, тебе бы все играть. Давай покажем ребятам как нужно чай заваривать. Берет два чайника, ставит на стол перед детьми.
-А что я туда положу, вы сами мне скажите. (Показывает картинку с малиной) Что это?- малина.
(Показывает картинку со смородиной) Что это? -Смородина.
(Если дети затрудняются, то самим нужно произнести название-дети повторяют)
-В этот чайник мы положим листики малины и смородины.
-В этот чайник мы положим траву чабреца. Он приятно пахнет, а еще, он полезный.
(Хозяйка дает всем детям понюхать траву чабреца)
-Зальем все это кипятком из самовара, и накроем полотенцем. А как вы думаете, почему я закрыла чайники полотенцем?
Дети должны ответить:
-Чтобы заварилось лучше.
-Чтобы не остывал.
_Чтобы аромат не уходил и. т. д.
Если затрудняются, то нужно самим говорить ответ. (За ответы хвалить)
Хозяйка:-"Ай, какие молодцы, догадливые. Теперь чай должен немного постоять.
Кузя:-"Я хочу с вами поиграть. (Дети рассаживаются на ковре как хотят)
Я хотел устроить бал,
И гостей к себе. (позвал)
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый. (пирог)
Пирог, ножи, и вилки тут,
Но, что-то гости не. (идут)
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек. (откусил)
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту. (съел)
Когда же гости подошли,
То даже крошки не. (нашли)
Хозяйка:-" Молодец, Кузьма, что вспомнил про угощение. Чай у нас уже заварился. Приглашаю всех детей к столу. Дети сели.
Кузя:-"А. ну-ка, отгадайте загадки.
Кольцо не простое, кольцо золотое
Блестящее, хрустящее.
Всем на загляденье-
Ну и объеденье!
Что это? (Бублик) Картинка с бубликом.
Круглые, да не колеса,
Горячие, да не солнце,
Не пироги, а есть их можно.
Что это? (Блины) Картинка с блинами.
Воспитатель незаметно включает музыку группы "Росиночка" "Ой, блины мои, блины"
Под музыку Хозяюшка и Кузя вносят на четырех красивых подносах угощение. Бублики, блины.
Дети пьют чай, угощаются вкусностями.
Хозяйка:-"Тары-бары-растабары,
Выпьем чай из самовара,
С бубликами вкусными,
Да с блинами русскими.
Во время чаепития Хозяюшка и Кузя спрашивают детей, нравится ли им угощение. Вкусный ли чай.
Дети быстро с этим справляются. Благодарят. На столах не остается угощения.
Воспитатель:-"Ребята, вам понравилось угощение? Да!
А как жк так получилось, что наши гости остались без угощения. Ведь они так старались. Что же делать? (Дети высказывают свои версии)
Воспитатель:-" Ну, ничего, у меня как раз осталось тесто, давайте порадуем наших гостей, сделаем из него бублики, а наша Хозяюшка их испечет.
Дети с помощью воспитателя, Хозяюшки и Кузи лепят из соленого теста бублики, складывают их на противень.
Хозяюшка и Кузя прощаются с детьми. Мы благодарим гостей Приглашаем еще в гости.