Юлия Васева
Педагогические условия ознакомления с историей и культурой г. Перми детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Большое значение для детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом Пермь, его историей, достопримечательностями. Знание истории родного города позволяет сохранить преемственность поколений.
Именно поэтому целесообразно обратиться к музейной педагогике.
Итак, музейная педагогика, по мнению К. Фризена, это - область деятельности, направленная на передачу культурного и исторического опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды.
Публикация «Педагогические условия ознакомления с историей и культурой г, Перми детей 6–7 лет» размещена в разделах
Б. А. Столяров – руководитель Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея говорит, что «…музейная педагогика – отрасль педагогической науки и построенная на её основе научно-практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды».
По мнению Н. Ф. Федорова музейная среда – широкое поле для формирования навыков поисково – исследовательской деятельности, возможность для активизации познавательной, социально-нравственной, эмоционально - волевой сферы воспитанников [33; 3].
Потенциал музея, его педагогические возможности в развитии у детей ценностного отношения к истории и культуре родного города чрезвычайно высоки, поскольку:
музей позволяет познакомить детей с подлинными ценностями, накопленными предшествующими поколениями горожан, не имеющими аналогов в культуре других регионов;
музей предоставляет уникальную возможность расширения границ культурного краеведческого пространства, демонстрирует жизнь человеческого общества, показывает ее в развитии, что важно в формировании исторического сознания ребенка;
в музее прямо или опосредованно совершается внутренний акт самоопределения, соотнесение взглядов, опыта ребенка с нормами других эпох и культур, что становится толчком к созданию им самого себя, саморазвитию и самовоспитанию.
Развитию ценностного отношения детей к истории и культуре родного города способствует музейно-педагогическая технология. Исходя из понимания педагогической технологии как организационно - методического инструментария педагогического процесса, музейно - педагогическую технологию мы рассматриваем как алгоритм действий, направленных на реализацию системы средств и методов культурно-исторического содержания, представленного в музейных материалах [1; 18].
Развивающийся потенциал музейно-педагогической технологии помогает педагогу сделать образовательный процесс становления ценностного отношения детей к историко-культурному наследию родного города системным, продуманным, позволяет достичь предвосхищаемого результата [19; 12].
К основным условиям реализации музейно-педагогической технологии в процессе приобщения детей к историко-культурным ценностям родного города относятся:
наличие программ приобщения детей к истории и культуре родного города, в основе которых лежат общечеловеческие ценности и личностные смыслы (доброта, истина, достоинство, трудолюбие, сочувствие, интересы) людей, живших и живущих в родном городе, их взаимоотношения, модели поведения и деятельности [21; 38];
разработка диагностики особенностей ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста, их отношения к музеям города, углубляющим краеведческое познание. Диагностика особенностей ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста, их отношения к музеям города как хранителям историко-культурного наследия связана с определением детских эмоций и отношений к музейным ценностям, а также наличием желания освоить музейные материалы как продукты творческой деятельности человека [1; 14];
установление стиля сотворчества и сотрудничества между воспитателями, научными сотрудниками музеев, родителями; организация музейно-ориентированной среды в дошкольных учреждениях, активность в присвоении ценностных ориентаций, средств самовыражения [16; 88].
Путь решения проблемы развития интереса у дошкольников к истории родного города – это создание системы в работе, объединив краеведческий, фольклорный, культурологический, исторический и литературный материалы [1; 14].
Работая по данной теме, можно использовать разнообразные формы по ознакомлению с родным городом [35].
Проведение экскурсий, сотрудничество с музеями и библиотеками, проведение бесед по ознакомлению с историей и культурой родного города;
Целевые прогулки по городу, к некоторым историческим местам и памятникам архитектуры (совместно с родителями);
Организация выставки детских работ «С чего начинается Родина?»; фотовыставки «Исторические места родного города»;
Создание предметной среды, группового уголка «История родного города» [19; 27];
Игры: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-викторины «Знаешь ли ты свой город?», «Узнай, где я нахожусь?», «Путешествие по родному городу», «Букет красивых слов»;
Художественно - изобразительная деятельность (Лепка из глины и роспись по мотивам дымковской игрушки; рисование «Герб города», «Флаг города», «Что больше всего запомнилось на экскурсии?»);
Чтение книг о родном городе; заучивание стихотворений о своей малой Родине; прослушивание песен о родном городе [9; 34];
Организация работы с родителями (Проведение родительского собрания по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей; привлечение родителей к участию в оформлении выставок фотографий исторических мест; помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок; проведение открытого занятия с участием родителей).
В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два крупных направления[7; 1] :
сотрудничество ДОУ с музеями;
создание и использование мини-музеев в детском саду.
Формы сотрудничества ДОУ с музеем (на примере сотрудничества ДОУ с Пермским Краеведческим музеем) :
организация экскурсий (специальные экскурсионные программы для детей);
посещение выставок (организация тематических выставок);
проведение совместных мероприятий (организация конкурсов детских работ);
участие семей в выставках совместного творчества, организуемых музеями (организация работы Детского музейного центра).
Можно выделить ряд отличий "детского музея" от традиционного[7;4] :
его главная задача – просветительская, а значит, в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;
это игровое или интерактивное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей;
музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и ДОУ.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Мини – музей – это самостоятельная или коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат, это и результат общения совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В детском саду мини – музей должен не только «хранить и показывать», но и обеспечивать активную деятельность детей в процессе образования [7;6].
Важная особенность мини - музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею.
Они могут:
участвовать в обсуждении его тематики;
приносить из дома экспонаты;
ребята из старших групп проводить экскурсии для малышей;
пополнять их своими рисунками.
Необходимо выделить следующие педагогические функции мини-музея :
образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации, использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к истории и культуре своей малой Родины;
развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
воспитательная, в рамках которой, осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно - пространственную среду. Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что их большая Родина – Россия, Российская Федерация. Любовь к России начинается с любви к малой Родине. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно – патриотического воспитания.
В ходе создания мини – музея о малой Родине и дальнейшей работы в нем, дети получат знания о прекрасных местах нашего края и большой Родины.
В основе совместной деятельности взрослого и детей лежит предметно - вещный мир культуры, музейный предмет, памятники, историко-культурная среда – как источник знаний, эмоций и ценностных ориентиров [32;9].
Музей выступает в качестве инструмента познания, визуального и пространственного воспитания, социального инструмента памяти, передающего духовный, нравственный, эстетический исторический опыт, традиции поколений.