Марина Куксина
Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
СЕНТЯБРЬ
1. Кто мы, откуда? 1. Моя семья, мои близкие родственники.
2. Семья – это группа живущих вместе близких родственников. Несколько поколений составляют род.
3. Рассматривание семейных фотографий.
4 Изготовление семейного древа (родословное древо).
2. Древняя Русь 1. Мы – русские.
2. Откуда пошло название нашей родины (Русь).
3. Знакомство с древнерусской архитектурой.
4. Рассматривание крестьянских и городских жилых построек, храмов (репродукций).
Публикация «Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой русского народа» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
3. Путешествуем в прошлое России На примерах легенд, былин показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев : Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Никита Кожемякина и др.
1. Чтение Былин.
2. Просмотр мультфильмов.
3. Рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри» (доспехи, оружие)
4. Русский народный костюм 1. знакомство с историей народного костюма, с его элементами.
2. Рассматривание соответствующих репродукций.
3. Знакомство с такими деталями русского костюма, как понева, зипун, душегрея, сарафан, рубаха, картуз.
ОКТЯБРЬ
1. Вечера долгие, головушки умные, руки умелые
1. Знакомство с головными уборами: женскими, девичьими, мужскими.
2. Рассматривание фотографий ( готовые головные уборы: повязки, кокошник, картуз)
3. Украшение головного убора (повязки) бусинками, бисером, пуговицами, блестками, тесьмой.
2. С новым урожаем.
1. Знакомство с историй создания календаря (что такое календарь, для чего он нужен).
2. Подведение итогов осенних работ: богатый урожай на огородах.
3. Знакомство с предметами, загадками, пословицами об осени.
3. У нас сегодня капустник!
Сочетание сезонного труда и развлечений – нравственная норма народной жизни.
1. Знакомство с приданием о появлении капусты на Земле.
2. Загадки, поговорки о капусте, игра «Вейся, капуста».
4. Покров – первое зазимье
1. Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня.
2. Наблюдение за погодой, приметами поздней осени.
НОЯБРЬ
1. Дом, дом открой свою тайну.
1. Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью: ухват, чугунок, рубель, кочерга, колыбель (люлька) и т. д.
2. Отгадывание загадок о предметах быта.
2. Дух и природа.
1. Духовная жизнь и природа соединены на Руси в единой гармонии. На том стоит истинное русское искусство : песни, былины, приметы, пословицы, поэзия и проза, загадки.
2. Чтение стихов о природе детям.
3. Чтение рассказа воспитателем.
3. Синичкины именины.
1. Знакомство с традициями проведения праздника «Синичкины именины» на Руси и приметами, Связанные с этим днем.
2. Уточнение знаний о зимних пернатых друзьях. Изготовление кормушек для птиц и развешивание на участке детского сада.
4. К худой голове своего ума не приставишь.
1. Беседа об уме и о глупости (на примере поговорок и пословиц).
2. Знакомство с русской народной сказкой «Про Филю».
3. Словесная игра «Филя и Уля»
ДЕКАБРЬ
1. На печи лежим, сказки слушаем.
«Нет сказки без правды», - говорит пословица. Для чего чудеса в сказках? На примерах знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. Беседа по содержанию знакомых сказок (элемент драматизации, инсценировка отрывков). Чтение сказки по желанию детей.
2. Начинаем готовиться к зимним святкам.
1. Рассказ о двухнедельных новогодних празднествах.
2. Разучивание колядок, игр к празднику.
3. Знакомство с традициями Рождественских праздников.
4. Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням.
3. Спиридон – солнцеворот.
Знакомство с обычаями проведения этого дня, с закличками солнца, с зимними играми – забавами ( продолжение на улице: дети лепят снежную бабу).
4. Новый год на Руси. Русский Никола и Санта – Клаус
1. Рассказ о праздновании Нового года на Руси.
2. Пение колядок.
3. Санта – Клаус и Никола – чем похожи и в чем отличие (сравнить, (игрушки или иллюстрации).
4. Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров»
ЯНВАРЬ
1. У нас Рождественский сочельник.
В русских народных костюмах дети принимают участие в празднике: ходят с колядками по детскому саду, потом в зале продолжается праздник с песнями, танцами, играми, угощениями. Рассказ о гаданиях и показ одного из них.
2. Играем в забытые детские игры.
1. Знакомство с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры).
2. Разучивание считалок, слов к играм.
3. Игры (старинные, детские).
3. О русском прянике
1. Рассказ о пряниках, о том, почему их так называют.
2. Рассматривание и различие на запах приправ, которые кладут в пряник (мята, ванилин, тмин).
3. Изготовление пряников детьми.
4. Что расскажет нам старинная прялка.
1. Рассказ прялке, о том, какое место она занимала в
жизни женщины на Руси.
2. Рассматривание прялки.
3. Загадывание загадок о прялке, веретене.
ФЕВРАЛЬ
1. Ждем весну, готовимся к Масленице.
1. Рассказ о Масленице, о том, как она празднуется на Руси.
2. Разучивание закличек солнца на Сретение (15 февраля, масленичных приговоров, игр.
3. Знакомство с приметами Сретенья.
4. Чтение русской народной сказки «Как весна зиму поборола»
2. День Трофима – день Святого Валентина (14 февраля).
1. Сравнение двух праздников.
2. Изготовление сердечек – сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям.
3. Выбор по жребию «Валентина» и «Валентины».
3. Познаем секреты русской кухни – учимся печь блины.
1. Рассказ о традиции выпекать блины на Масленицу.
2. Загадки о блинах.
3. Выпечка блинов детьми.
4. Прощай, Масленица.
Праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны.
МАРТ
1. «Онисим – овчарник».
1. Беседа об овцах, о том, какую пользу они приносят человеку.
2. Рассматривание овечьей шерсти и пряжи, готовых изделий из нее.
3. Вязание на спицах.
4. Рассказывание о том, что делали раньше в этот день. Загадки об овцах.
2. Учимся величать мальчиков. Учимся величать девочек.
1. Добры – молодцы и красы девицы учатся приветствовать друг друга.
2. Хвалятся своими умениями: девочки – рукоделием, мальчики – спортивными достижениями.
3. Совместные танцы, песни.
3. Ждем ВЕСНУ!
1. Рассказ о старинных обычаях встречи весны.
2. Загадывание загадок о весне.
3. Разучивание закличек птиц и весны.
4. Знакомство с народными приметами.
4. Прилетите, жавороночки, к нам….
1. Знакомство с весенним праздником «Сороки», с приметами этого праздника.
2. Работа с тестом (делать жаворонков)
АПРЕЛЬ
1. Благовещенье – птиц на волю отпущенье.
1 Знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.
2. Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригами») с последующим пусканием по ветру на улице.
2. Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой.
1. Рассказ о Вербном воскресенье: обряды, обычаи, приметы этого дня.
2. Рассматривание веточек вербы с последующим их использованием в игре «Ручеек».
3. Готовимся к Вербному базару.
1. Знакомство с обычаем на праздник устраивать базар.
2. Работа детей: склеивают коробочки – подставочки для яиц; расписывают яйца красками или путем аппликации, делают другие поделки.
4. Христос воскресье, воистину воскресье.
1. Знакомство с праздником Пасхи: обрядами, традициями.
2. Участие детей в празднике.
МАЙ
1. Не бывать на Руси весны без Егория.
1. Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля.
2. Рассматривание герба Москвы.
2. Про отцов и дедов помнить от века завещано…
1. Беседа о празднике Победы: о родственниках, погибших в годы войны.
2. Рассматривание фото из семейных альбомов, фото из журналов, военной поры.
3. Беседа на тему: «Человек жив до тех пор, пока его помнят».
3. Белая береза – русская береза! Любимое дерево на Руси.
1. Знакомство с традициями народных гуляний на Троицу (прощание с весной, встреча лета).
2. Рассказ о березе – главной героине праздника Троицы.
3. Разучивание песен о березке, о лете.
4. Загадывание загадок о березе, о лете.
4.
4. Прощай, весна! Здравствуй, лето красное!
Возле березки на поляне дети водят хороводы, поют песни, плетут венки, играют, прославляют березку.