Светлана Хасанова
Образовательный проект «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой Родины»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта– познавательно-исследовательский., фронтальный, долгосрочный.
Срок реализации проекта– с октября по март
Участники проекта– воспитанники группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.
Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал:«Чтобы любить Родину, надо знать, за что её любить, надо знать её историю,знать героев и их великие подвиги. Только дав ребенку эти знания, мы можем создать необходимые условия для воспитания в каждом ребенке патриота и гражданина»
Публикация «Образовательный проект „Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой Родины“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Патриотическое воспитание дошкольников… Просто это или сложно? В его основе лежит развитие нравственных, патриотических чувств и, чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук, важно создать у ребенка-дошкольника емкий образ Родины.
К сожалению, в настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки – все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику.
В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорил и В. В. Путин:«Вопрос о патриотическом воспитании – это разговор о самом главном, о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей».
На государственном уровне с 2006 года были приняты ряд программ «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
В связи с этим, в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования приобщение детей к истории своей Родины, к культуре и традициям своего народа рассматривается в качестве основного критерия развития ребенка.
Проблема воспитания любви к родному краю, его культуре и традициям неоднократно поднималась ведущими педагогами и психологами. О его значении в развитии личности говорили Н. Ф. Виноградова, В. А. Сухомлинский, В. Г. Белинский и др. Такие педагоги как Ушинский К. Д., Лихачев Б. Т., Запорожец А. В., Логинова В. И. и другие подчеркивали, что без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства и положительных качеств личности.
А В. А. Сухомлинский писал «Детство - каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Новизна проекта заключается в том, что система работы по проекту открывает широкий простор для инновационной деятельности. И чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
Воспитание патриотических чувств через ознакомление с историей и культурой осуществляется комплексно по всем пяти образовательным областям («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).
Осознание значимости проблемы патриотического воспитания и побудило меня к углубленному ее изучению и работе над темой «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой Родины».
Учитывая, что гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы,передо мной встала проблема создания такой системы, которая бы обеспечила движение от воспитания простых нравственных чувств, к достижению наивысшей цели – формированию гражданско-патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.
Я поставила перед собой цель: формировать чувство патриотизма через знакомство с историей своей страны, культурой и традициями своего народа.
Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:
- воспитание любви к семье, дому, детскому саду, селу, стране в целом;
- формирование бережного отношения к истории;
- формирование понимания культурных традиций;
- воспитание уважения к национальным особенностям своего народа;
- формирование толерантного отношения к другим людям;
Для реализации задач я использовала разные формы работы:
• непосредственно образовательная деятельность (НОД);
• совместная деятельность педагога и воспитанника в режимных моментах;
• праздники и развлечения;
• экскурсии и целевые прогулки;
• выставки декоративно-прикладного искусства;
• музейная деятельность;
• игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические и народные игры);
• мультимедиа презентации.
Работая над проектом, я пришла к выводу, что результат проектной деятельности зависит от удачно подобранных методов. Поэтому в своей работе по проекту я больше использовала исследовательские методы такие, как:
1. Работа с информационными источниками
2. Наблюдение
3. Беседы, опросы
4. Анкетирование родителей, педагогов
5. Мониторинг развития воспитанников
6. Сравнение полученных результатов.
7. Анализ проделанной работы, отбор нужной информации, оформление презентации
Кроме того мной использовались:
- чтение и рассказ воспитателя;
- беседы о родном селе, стране, её истории;
- естественные и виртуальные наблюдения за изменениями в облике родного края (города, села);
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей
- использование фольклорных произведений
- ознакомление с декоративно – прикладным искусством народов Мордовии.
- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов,
а так желичный пример воспитателей и родителей.
Ожидаемые результаты это:
1. Создание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (картотека материалов для воспитателей).
2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями
3. Фото-и-видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей.
4. Обогащение предметно – развивающей среды ДОУ.
5. Развитие чувства любви к Родине, родному краю и интересы к изучению истории своего родного края и Отечества
6. Воспитание уважения к подвигу ветеранов войны.
8. Привлечение родительской общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию дошкольников.
Мой проект состоит из 4-х этапов.
1-й этап подготовительный. На этом этапе проводился анализ готовности и желания детей, родителей и педагогов на участие в проекте,
получены данные о личностных качествах, уровне знаний, умений, навыков воспитанников,
данные об отношении родителей к сотрудничеству в процессе реализации проекта.
2-й этап основной (практический)
На этом этапе велась практическая работа по накоплению опыта детей по патриотическому воспитанию, опыта о культуре и традициях народов своего края и страны, работа по повышению уровня профессионализма сотрудников ДОУ и родителей в вопросах воспитания детей.
3-й этап заключительный (оценочный)
На этом этапе осуществлялся сравнительный анализ результатов на начало и конец работы по проекту; проводился анализ результативности по повышению мотивации детей к проявлению гражданско-патриотической позиции.
4-й этап обобщающий (презентационный)
На этом этапе была подготовлена презентация проекта. И на педагогическом совете был представлен опыт работы по данному проекту, представлены продукты проектной деятельности.
При реализации проекта систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу «от простого к сложному».
Для успешной работы над проектом был разработан перспективный план на весь период его реализации, который состоял из шести блоков:
1 блок - Россия – Родина моя!
2 блок – Моя край – мордовская земля.
3 блок –Мы разные, но мы едины.
4 блок –Знаменитые люди России
5 блок –Моя семья. Семейные традиции.
6. блок – Животный и растительный мир моего края.
Так, например, работая с детьми по блоку «Россия-Родина моя» вниманию детей были представлены презентации «Путешествие по России», «Знакомство с гимном, флагом и гербом России», создание лэпбука, виртуальное путешествие по городам-героям, подготовлены альбомы для совместного и самостоятельного рассматривания «Москва-столица нашей Родины», «Исторические события», «Знаменитые промыслы России», Праздники и гулянья.
Работа в блоке «Моя край – мордовская земля» запомнилась детям конкурсом стихов о родном крае, о Республике, о родном селе, конкурсом рисунков «Семейный герб».
Для познания своего края в этом блоке были проведены занятия «Мой край – моя Родина!». «Знакомство с гербом, флагом и гимном Мордовии», беседа «Саранск – ты сердцу милый уголок».
Блок «Мы разные, но мы едины» способствовал формированию понятий о разных национальностях, проживающих в нашей стране и Республике; В этом помогли такие мероприятия как «Неделя культуры русского (татарского, мордовского» народа; просмотр мультфильмов “Сабантуй”, “Масленница”, видео-фильма “Родовое моленье”. С воспитанниками были проведены занятия по аппликации и рисованию. Знакомство с национальными костюмами.
Интересная работа была проведена в блоке «Моя семья. Семейные традиции». Вниманию детей были представлены занятия «Назад в прошлое», «Семейные обычаи на Руси», «Моя родословная»; Совместно с родителями была изготовлена стенгазета «Мои папа и дедушка – защитники Отечества», Наши мамы, Такая работа помогла мне в формировании патриотических чувств, заинтересованности к историческому прошлому страны, накоплению опыта детей о традициях в семье.
Блок «Знаменитые люди России»был представлен беседами об известных композиторах и художниках, спортсменах, прославивших нашу страну; дидактическими играми, викториной «Я знаю, что…»; чтением произведений известных детский писателей и поэтов. Все это способствовало формированию представлений о знаменитых людях, о значимых для России событиях; и воспитанию чувства гордости и уважения за великие достижения российских людей.
Шестой блок «Животный и растительный мир моего края» оставил яркие впечатления детей от проведенного конкурса знатоков природы «Лес и его обитатели», взросло-детского конкурса «Скворечники».и других увлекательных мероприятий
Кроме того в процессе реализации данного проекта составлены и реализованы краткосрочные под проекты : «Мой любимый детский сад», «Дружная семья», Праздники моего края».
В ходе реализации проекта дети испытывали огромный интерес к теме, с удовольствием слушали познавательные рассказы о прошлом и настоящем нашей огромной Родины-России, а также о ее малой части - нашей Республике и родном селе.
Все мы с вами знаем, что решить поставленные задачи, в полном объеме невозможно без сотрудничества с социальными партнерами, поэтому я организовала посещение библиотеки, встречи с интересными людьми, участие в конкурсах, целевые экскурсии в мини-музей.
Работая по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с историей и культурой своего народа, пришла к выводу, что важным условием является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников, как ячейки общества и хранительницы национальных традиций. Ведь у каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны.
В работе с родителями стараюсь учитывать их социальный статус, интересы, пожелания.
Провожу с ними беседы,конкурсы, совместные праздники («День Матери», «День пожилых людей», «Защитники Отечества» и др.).
В тесном сотрудничестве с родительским сообществом в группе оформлен центр патриотического воспитания, в котором представлены народные промыслы народов России; картотеки игр, пословиц и поговорок, стихов и рассказов патриотического содержания; фонотека, картинки со значимыми событиями и знаменитыми людьми и многое другое.
Благодаря целенаправленной и систематической работе у детей отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности. Они стали добрее, внимательнее, терпимее. У воспитанников развился познавательный интерес к изучению своей страны; обогатился опыт о Родине; появилось чувство любви к родной стране, чувство уважения к другим народам, их культуре и традициям. Они активно участвуют в социально значимых событиях, переживают эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами соотечественников. Дети стремятся выразить позитивное отношение к пожилым людям. Они знают природные богатства, заботятся об окружающей природе, о благополучии и защите своей страны.
Так, если на начало реализации проекта детей с высокими показателями было 25%, средний уровень был у 35% детей и 40% детей показали низкий уровень формирования показателей патриотизма.
После реализации проекта эти показатели изменились в положительную сторону. Так высокий уровень от25% увеличился до 46%, средний от 35% до 48%, а низкий снизился с 40% до 6%.
высокий средний низкий
Начало реализации проекта 25% 35% 40%
Конец реализации проекта 46% 48% 6%
Таким образом, по результатам моей работы можно сделать вывод, что у большинства дошкольников на конец реализации проекта познавательный интерес к изучению своей Родины находится на высоком уровне.
Я считаю, что практическая значимость моего проекта состоит в том, что она способствует становлению человека культуры, гражданина и патриота — представителя поколения ХХI века.
Заключение.
опыт моей работы показывает, что мы можем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, создавая для этого определенные условия, знакомя детей с историческими и культурными особенностями своей Родины, в тесном сотрудничестве детского сада, семьи и общественности.
А данный проект «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой Родины» является действенным и эффективным.
Спасибо за внимание!