Наталья Степанова
Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего
дошкольного возраста.
Детство - период расцвета в жизни человека. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброта, чувство товарищества и благородство, чувство любви к Родине и родным истокам.
Публикация «Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Патриотическое воспитание сегодня – один из важных аспектов воспитательной работы в дошкольном учреждении.
Что такое патриотизм? Так С. И. Ожегов определял патриотизм как
«…. преданность и любовь к своему отечеству и своему народу».
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Методы патриотического воспитания
• Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т. д.
• Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города
• Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду
• Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций
• Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации
• Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми
• Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью
• Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников
• Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация
• Участие в праздниках
• Участие в посильных общественно-полезных работах.
К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.
Фольклор – устное народное творчество, художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы.
Фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники, ярмарки, сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.
В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Мамы, бабушки, нянюшки с помощью прибауток знакомили ребёнка с окружающими предметами, бытом. Забавлять и веселить малыша надо тоже со смыслом: отвечать на его многочисленные вопросы и одновременно развивая речь малыша, его память и внимание.
Прибаутки — это смешные коротенькие рассказы для детей. Они очень похожи на небольшие сказки в стихах. Поэтому в прибаутках, как и в сказках, часто используются различные фольклорные персонажи.
Скок-поскок,
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл.
Молодниченку — Невеличенька,
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Они сели рядком,
Посидели ладком.
Настала ночь
— Улетели прочь.
Здесь приводится положительный пример семьи. Ласково называется молодой человек - «дроздок», девушка – «молодичка».
Ты пирог съел?
— Нет, не я!
— А ещё хочешь
— Хочу!
В этой прибаутке высмеивается человеческая ложь.
Наиболее часто в детском коллективе встречается такая проблема, как агрессивность. В той или иной форме агрессивность присуща большинству детей дошкольного возраста. Но по мере усвоения правил, дети постепенно усваивают нормы поведения. Вместе с тем есть некоторое количество детей, у которых агрессия остается в качестве устойчивой формы поведения, кроме того, она развивается и трансформируется в устойчивое качество личности. В результате у ребенка снижается возможность полноценного общения, личностное развитие деформируется. Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать патриотические ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего.
А какое мощное действие оказывает на ребенка сказка! В ней существуют такие нравственные категории: добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества.
Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло. («Зимовье зверей).
Как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных. («Волк и семеро козлят»).
Что зло наказуемо. («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.
Для девочек – это красная девица (умница и рукодельница).
Для мальчиков - Иван Царевич, Богатыри (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый).
Идеал для ребёнка является далёкой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его, как личность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди» ,
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка».
Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль», «Емеля».
Трудолюбие в народных сказках всегда награждается. Этот урок можно извлечь из сказок «Ховрошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка».
Мудрость восхваляется в сказках «Мужик и медведь», «Лиса и козёл».
Забота о ближнем поощряется, например, в сказке «Бобовое зёрнышко».
В любом случае задача нравственно-патриотического воспитания, так или иначе, решается в каждой сказке. Этот удивительный жанр всегда воспитывает позитивные, нравственные качества, такие как доброта, сочувствие и способность к состраданию, благородство и отвага, честь и совесть, единение и солидарность, потребность в труде.