Марина Позолотина
Ознакомление с природой осенью детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
1. Содержание программы:
Учить детей наблюдать за характерными явлениями основной погоды (похолодание, дождь, ветер) листопад; различать и называть некоторые основные цветы (золотой шар, георгины, ноготки, листья знакомых деревьев (клён, дуб, берёзы и др., овощи и фрукты; выделять их характерные особенности (цвет, форма, вкус, поверхность). Устанавливать связь между признаками овощей, фруктов, степень их зрелости (красный помидор, спелый); воспитывать способность любоваться осенней природой, бережное отношение к ней и трудолюбие.
2. Методика ознакомления с природой.
Занятия:
Темочки:
- занятия – наблюдения (первичное ознакомление с растениями, животными, явлениями природы;
- занятия – экскурсии;
- занятия с использованием дидактических картин (рассматривание картин природоведческого содержания;
- повторные наблюдения, экскурсии, беседы. Цель: расширение, углубление, закрепление знаний о природе.
- занятия по обучению элементарным способам ухода за комнатными растениями.
- занятия – беседы. Цель: формирование простейших первичных обобщений и систематизация знаний (беседа об осени, птицах, рыбах и т. п.)
3. Занятия – наблюдения.
- организация обследовательных действий с объектами наблюдений,
направленных на выявление сенсорных признаков.
- сравнение предмета с другим или изображенным на картине.
- использование поисковых действий.
- включение элементов предметного моделирования сенсорных свойств
объектов.
- использование ситуации игры, загадки, сюрпризный момент.
- продумать последовательность действий, вопросов, заданий детям.
- использование рассказа – описания наблюдаемого предмета.
- развёрнутый ответ детей.
- использование раздаточного материала (где нужно).
- обобщение знаний, полученных на занятиях.
4. Экскурсии природоведческого характера в лес, парк, на луг, водоём.
На сельскохозяйственные объекты (в сад, на огород, в поле).
Цель: формирование представлений об объектах природы, о труде взрослых.
- объекты должны быть яркими, отвечающими цели наблюдения, их должно быть немного (3-5, привлекательными для детей. Доступны для восприятия (в парк золотой осенью).
- коллективное наблюдение детей;
- рассказ воспитателя о признаках осени;
- сбор семян, плодов, опавших листьев.
- организация игр с природным материалом («Найди дерево по листу», «От какой ветки детки» и т. д).
- чтение стихов, загадок.
- подведение итогов увиденного.
5. Занятие – беседы.
Проводятся в конце учебного года, т. к. достаточно сложны. При её организации у детей должны быть знания об объектах, связях и отношениях.
- использование иллюстративно – наглядного материала.
- анализ выделенных для беседы фактов.
- последовательные вопросы детям.
- использование моделей.
- использование раздаточного материала (картинки, модели).
- обобщение материала воспитателем.
Примерная тематика занятий: Рассматривание лука и свеклы, Экскурсия по участку детского сада, Рассматривание комнатных растений, Обучение правильному поливу растений, Экскурсия в ближайший парк поздней осенью.
6. Повседневная жизнь.
1. Работа в уголке природы.
- поручения.
- совместные трудовые действия воспитателя и детей.
- рассматривание овощей и фруктов.
- проведение дидактических игр «Узнай по вкусу», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек» и т. д.
- наблюдения за растениями.
2. Наблюдения, труд и игры на участке детского сада.
- наблюдения за явлениями неживой природы.
- рассматривание растений.
- наблюдение за листопадом.
- проведение прогулок за пределы детского сада с целью наблюдения характерных явлений вне детского сада, ознакомления с трудом взрослых.
- проведение дидактических игр и упражнений с природным материалом.