Аида Султанова
Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия «Север — царство льда и снега»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия : Север-царство льда и снега.
Цель: - учить устанавливать взаимосвязь между объектами природы и условиями их обитания;
- формировать представление о климатических условиях Крайнего Севера и тундры;
- закреплять представления детей о состоянии воды в зависимости от температурного режима;
- воспитывать в детях любовь к своему краю.
Оборудование:
Публикация «Ознакомление с окружающим миром, Конспект занятия „Север — царство льда и снега“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Глобус, карта,модели, иллюстрации животных,растений, письмо.
Предварительная работа:
Чтение сказки Г. Х. Андерсена “ Снежная королева”.
Ход занятия:
Чтение письма Герды.
“Дорогие ребята! У меня большая беда. Снежная королева украла моего друга Кая. Поэтому я собираюсь отправиться в страну Снежной королевы, только я о ней ничего не знаю. Пожалуйста, расскажите мне все о Северной стране». Герда.
-Ребята, давайте все вместе поможем Герде найти Кая.
-Где находится Арктика?
-Как вы думаете, почему Арктика окрашена в белый цвет?
В Арктике находится Северный полюс-это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, высота которого равна высоте трехэтажного дома. В этих местах холодно в всего года и зимой и летом. Дорога в Арктику лежит через тундру (показ на карте).
Герда представить не может,какой долгий и трудный путь предстоит ей преодолеть, что ее ждет, что увидит на своем пути,какие могут встретиться враги, а кто может помочь.
-Почему именно там построила свой дворец Снежная Королева?
-Почему там всегда холодно?
Рассматривание модели «Солнце».
Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая ей мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Зима долгая и суровая – морозы доходят до -50С. Зимой выпадает много осадков.
-Какие бывают осадки при такой температуре?
-Что бывает с водой при такой температуре?
-Что произойдет с со снегом, если будет тепло?
Выберите термометр, который показывает температуру воздуха зимой. (Рассматривание термометров с зимними и летними показателями).
Рассматривание модели «ночь»
Зимой в тундре полярная ночь. Несколько месяцев солнце совсем не показывается темнота.
Земля замерзла, только белый снег на ней и от него исходит свет, звезды в небе,если не метет пурга или не разгуляется вьюга. (Рассматривание модели «ветер»).
-Герде надо напомнить,чтобы она не испугалась,если увидит в небе необъяснимое явление удивительной красоты. Что же это, дети (Рассматривание модели «северное сияние».
Для всего живого условия здесь суровые. Постоянно никто не живет,только ученые устроили здесь свои исследовательские станции. Как растения приспособились жить на севере?
Снег укрыл зимой от мороза все растения как одеялом. Растения тундры низкорослы, многие стелятся по земле, потому что у поверхности земли теплее,ветер слабее,если бы деревья были высокие, снег не смог бы защитить их от мороза. Так приспособились растения к жизни.
Физминутка.
-А каких животных Герда может встретить на своем пути?
Игра: «Чьи это следы?»
- Что за зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно - белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся. (заяц)
-У него на голове
Ветки. Даже сразу две.
Говорят: Всего два рога,
Да зато отростков много.
Как он носит этот груз,
Я сказать Вам не берусь.
Их носить ему не лень,
Потому, что он (Олень)
Мой белый брат во льдах живет
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мед
И ягоду лесную.
(Белый медведь)
Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы,.
Чешет ластой спину.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый (Морж)
За треской и за селедкой,
Может плавать очень ловко,
И ныряет целый день,
Этот северный (Тюлень)
-Как приспособились животные к суровому климату Арктики? (Густой мех, толстый слой жира, окраска).
Большинство зверей и птиц зимой имеют белую или очень светлую окраску. У некоторых, например, у белой совы или белого медведя, она сохраняется круглый год.
- Как вы думает е, почему у большинства животных белая окраска? Белые медведи почти всю жизнь проводят во льдах, на сушу они выходят, только чтобы родить детенышей в берлоге. Белый медведь прекрасно плавает и ныряет,у него острые когти, которые служат ему отличным оружием в охоте на тюленей. Еще можно встретить моржа, тюлени, много рыб.
Вот такая суровая, но интересная и своеобразная природа Крайнего Севера.
Где мы сегодня побывали? Что нового узнали? Давайте отправим теперь Герде картинки-помощники.