Дарья Неволя
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка.
Для полноценного восприятия литературного произведения необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка: сказки, рассказы, стихотворения и других жанров художественной литературы.
Публикация «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Основная моя задача, как воспитателя - привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
Как показали психологические исследования, основным средством решения задач у дошкольников является наглядная пространственная модель. Модель всегда передает строения предмета, его структуру, позволяет выделить самые существенные для решения задачи стороны действительности, установить между ними отношения. в нашей группе реализация задач по развитию речи идет через литературно- художественную деятельность, посредством использования наглядно- пространственных моделей. Основным материалом для развития мышления и воображения детей моей группы являются сказки, рассказы, стихи, потешки, загадки, которые я использую на своих занятиях.
Начинается подробное ознакомление через целостное познавательно-эмоциональное переживание ребенка. Т. е. ребенок, с одной стороны, понимает содержание произведения, а с другой - эмоционально реагирует на это содержание, сопереживает героям произведения, начинает испытывать эстетические чувства, воспринимая художественные средства выразительности
Развитие подобных целостных переживаний достигается за счет выразительного чтения произведений взрослым, разучивания ряда произведений детьми, проживания произведений в играх-драматизациях, участия в настольном и кукольном театре.
На первых этапах своей работы детей 2 мл. группы Я знакомила детей с художественным произведением, чтобы выявить познавательно- эмоциональное отношение детей (как они понимают содержание произведения и как эмоционально на него реагируют.) для меня очень важно, чтобы дети на этих занятиях испытывали удовольствие и радость от общения как со мной, так и со сверстниками.
Стараюсь использовать разные формы организации.
Познавательно-эмоциональное отношение к произведению выражается при помощи условных заместителей персонажей произведения: символов, наглядных моделей, что облегчает детям процесс передачи основных событий и передачу своего отношения к героям.
Сначала я учу детей выделять основные персонажи сказки и связей между ними (основных событий, воспроизводить их действие путем использования условных заместителей, пересказывать с помощью взрослого - отдельные эпизоды сказки. Дети осваивали сначала сам принцип замещения, а затем действовали с условными заместителями персонажей сказки.
Дети подбирали условные заместители к персонажам сказок: кружки разного цвета, полоски разной длины, затем разыгрывали сказки: «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят», «Репка» и др.
В русской народной сказке «Репка» в качестве заместителей использовали полоски разной длины (6 штук). После прочтения сказки предлагала детям распределить заместители, Т. е. определить, какие полоски будут вместо дедушки, бабушки, внучки, жучки, кошки, мышки. Затем, произведения читала еще раз и по ходу чтения дети клали сначала желтый кружок (репка, а затем последовательно, от большой к маленькой, выкладывали полоски разной длины. Каждый раз я обязательно поощряла действия детей, при неправильном выполнении, мягко поправляла их.
Когда дети усвоили подбор заместителей, мы пришли к двигательному моделированию. При помощи действий с заместителями дети воспроизводили основные эпизоды сказки.
На этом этапе дети самостоятельно распределяют заместителей в соответствии с персонажами сказки и воспроизводят с ними на игровом поле со схематическими изображениями «декорации» основного действия, происходящего в сказке. Например, разыгрывание уже знакомой детям сказки. «Кот, петух и лиса» Первоначально дети выделяли признак для подбора заместителя. Таким признаком был внешний вид персонажей - основной их цвет (кот - серый, лиса - рыжая, петух - красный). После этого ребята распределяли заместители (небольшие кружки серого, оранжевого и красного цветов) между персонажами сказки. Затем дети размещали на своих столиках схематические изображения домиков кота с петухом, и лисы. Леса, гор и разыгрывают все основные действия, происходящие в сказке (под рассказывание сказки взрослым). Малыши передвигают серый кружок к зеленой полоске, обозначающей лес, это кот ушел в лес. Затем оранжевый кружок (лису) передвигают от её домика к домику петушка (лиса пошла за петушком, потом красный и оранжевый кружки от домика петушка к домику лисы (лиса уносит петушка) и так постепенно воспроизводили все основные события сказки, в то время как воспитатель полностью рассказывает сказку. Особое внимание обращалось на точность воспроизведения каждого эпизода и их последовательность.
В итоге таких заданий все дети научились их выполнять и смогли перейти от работы индивидуальным материалом на своих столиках к общегрупповой работе на большом фланелеграфе, где один из детей разыгрывал нужный эпизод сказки (тоже под рассказывание взрослым, а остальные дети следили за правильностью выполнения задания.
Свое эмоциональное отношение к событиям сказки ребенок начинает проявлять с помощью элементарных символических средств (цвет, форма
предмета, позволяющие обобщать свое переживание (использование символических обозначений персонажей сказок).
Не каждый ребенок может соотнести правильно внешний вид и характер персонажей сказки с нужным символом.
В р. н. сказке «Волк и семеро козлят» символические средства отличались между собой по форме. Здесь тоже, после прочтения сказки, предлагали детям пойти в «лес» и найти домик козы. Он был красивой формы (симметричный, с круглыми окнами). Дом же волка я построила из торчащих в разных сторонах треугольников. Поэтому, главным на этом этапе являлось то, чтобы дети не потеряли интерес и в дальнейшем были эмоционально подготовлены для решения более сложных умственных задач.
Одна из них - это развитие планирующих действий: разметка площадки для игры - драматизации с помощью условных заместителей. Дети размещают условные заместители на игровой площадке перед проведением игры - драматизации.
При решении данной задачи, дети взаимодействовали друг с другом. Здесь я старалась обратить внимание на то, чтобы дети приобрели опыт взаимодействия, взаимопонимания и умения согласовывать свои действия друг с другом.
Заключительным этапом стало то, что дети с позиции слушатели перешли на позицию рассказчика. В это направление включала задания, нацеленные на развитие мышления и воображения детей, способствующих освоению действий «опредмечивания», дополнения до целого отдельных признаков предметов. В данном случае в качестве материала я использовала бумажные кружки разных цветов, карточки с неопределенными изображениями. Где дети придумывали различные возможности «опредмечивания» неопределенных изображений (кем или чем они могут быть). В области развития воображения у ребенка начинают складываться предпосылки собственного творчества. Это проявляется в «опредмечивании» отдельных признаков действительности, когда ребенок может представить целостный предмет или персонаж сказки на основе отдельного признака.
Кроме того, дети включались в совместную со взрослым и другими детьми литературно-художественную деятельность (совместное сочинение сказок и историй).
Особое значение имеет развитие у детей возможности общаться не только со взрослым, но и друг с другом. Важно, чтобы дети постепенно учились координировать свои действия с действиями других детей. Это происходит в процессе игр-драматизаций. В нашей группе имеется насыщенный, разнообразный кукольный, настольный театр, пальчиковый, баночный, совковый, оригами, а также элементы костюмов к сказкам, которые нам сшили родители. Я сделала книжки-раскладушки к сказкам.
Дети пользуются детской художественной литературой, которая находится в библиотеке. В уголке имеются разные дидактические игры, которые дети используют для самостоятельной игры, индивидуальной и совместно с воспитателями.
Дидактические игры: Мир вокруг нас; Расскажи сказку; Что сначала, что потом?; Узнай сказку; Поиграем вместе; Подбери картинку и др.
Поэтому, я считаю, что использование данного метода в этом разделе программы играет очень важную роль в речевом и эмоционально-нравственном развитии каждого ребенка.
Обучение связной речи, обучение рассказыванию является наиболее трудным из всех разделов родного языка. Для выявления уровня овладения знаниями детьми речью, провела серию диагностических занятий и контрольных срезов, в начале года показала, что рассказы детей непоследовательны, скачкообразны, бедны по содержанию и форме изложения, часто не имеют логического смысла, законченности.
Таким образом, используя метод моделирования в речевой активности детей, и за счет индивидуальной работы с детьми, игры-драматизации и т. д. Я отметила, что:
1. Повысился уровень познавательно-эмоциональной активности детей.
2. У детей повысились возможности на более высоком уровне создавать и реализовать собственный замысел.
3. Возросла речевая активность детей, речь стала более богатой и связной, расширился словарь, предложения стали более полными и распространенными.
4. Взаимодействуя друг с другом, дети научились диалогической речи.
5. У детей появилось свое эмоционально-нравственное отношение к героям про изведения.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Я заинтересована в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Тем более, что без родительского участия процесс воспитания не возможен формы работы с семьей разнообразна. Основной формой работы с родителями является родительское собрание, которое я провела в сентябре месяце, где познакомила родителей с задачами воспитательно-образовательной работы в мл. группе, в том числе с задачами речи. Ознакомление с художественной литературой и развитие речи. Огромное значение имеет и наглядная информация, которую я помещаю в родительский уголок.
Планируя перспективу работы по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи большое внимание я буду уделять использованию характерных атрибутов персонажей, их действий, т. е. будет происходить исполнение осваиваемых символических средств. А также я планирую посещать с детьми библиотеку им. Зои Космодемьянской, посещение с детьми комнаты сказок.