ГАЛИНА БЫЧКОВА
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе детского сада «Ознакомление дошкольников с миром природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе детского сада
С. Н. Николаева
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» СЕНТЯБРЬ
Период Тема Цель
1-я неделя Комплектование группы, диагностика. Определение уровня экологической воспитанности детей.
Цикл наблюдений за цветущими растениями территории детского сада. Расширение представлений о цветущих травянистых растениях, их строении и особенности жизни в осенний период.
Публикация «Комплексно-тематическое планирование в старшей группе детского сада „Ознакомление дошкольников с миром природы“» размещена в разделах
2-я неделя Продолжение диагностики и цикла наблюдений за цветущими травянистыми растениями.
Определение уровня экологической воспитанности детей.
Расширение представлений о цветущих травянистых растениях, их строении и особенности жизни в осенний период.
Целевая прогулка к овощному рынку. Расширение представлений об овощах и фруктах.
Чтение книги В. Бианки «Мышонок Пик». Знакомство с природоведческими сказками В. Бианки.
3-я неделя Продолжение наблюдений за цветущими травянистыми растениями. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в сентябре.
Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. Формировать умения замечать сезонные изменения, определять характер погоды.
Занятие «Как заполнять календарь природы?» Формирование способности символического обозначения явлений окружающего мира.
4-я неделя Чтение рассказа С. Воронина «Моя берёза». Наблюдение за берёзой на участке. Знакомство с природоведческой литературой, прослеживание сезонных изменений в состоянии дерева.
Сбор листьев с деревьев и кустарников для засушивания. Составление осеннего гербария древесно-кустарниковой растительности.
Продолжение чтения книги В. Бианки «Мышонок Пик». Знакомство с природоведческими сказками В. Бианки.
Комплексное занятие «Делаем книгу «Приключения мышонка Пика». Формирование представлений о ценности книги (писателе, художнике-иллюстраторе и процессе её изготовления).
Занятие «Овощи и фрукты на нашем столе». Расширение представлений об овощах и фруктах.
ОКТЯБРЬ
Период Тема Цель
1-я неделя Экскурсия в библиотеку. Ознакомление с учреждением. Развитие представлений о творчестве В. Бианки и ценности книг.
2-я неделя Занятие «Растения в нашем уголке природы» Уточнение представлений о комнатных растениях и условиях их жизни.
3-я неделя Совместная работа в комнате природы.
Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.
Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в октябре, развитие наблюдательности.
Изготовление гербария осенних листьев. Создание пособия «Деревья и кустарники детского сада» - осенний вариант.
Чтение рассказов В. Бианки «Прощальная песенка», «Опять лето?», «Запасы овощей», «Готовятся к зиме». Изготовление самодельных книг. Уточнение и расширение представлений об осенних явлениях природы.
Знакомство с природоведческими сказками В. Бианки.
4-я неделя Совместная работа в комнате природы.
Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.
Занятие «Корова и коза – домашние животные» Формирование обобщённых представлений о домашних животных.
Занятие «Для чего животным хвосты?» Развитие понимания функций частей тела животных, их приспособительное значение.
НОЯБРЬ
Период Тема Цель
1-я неделя Совместная работа в комнате природы. Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.
Начало зимней подкормки птиц, обустройство кормушки. Воспитание сочувствия к птицам, бережного отношения к природе.
2-я неделя Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке. Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.
Занятие «Как лесные звери - медведь и белка - готовятся к зиме» Расширение представлений о жизни лесных животных, их приспособленности к условиям зимы.
Чтение рассказов В. Бианки «Белкина сушильня», «Прячутся…», изготовление самодельных книг. Уточнение и расширение представлений о зимних явлениях природы. Знакомство с природоведческими сказками В. Бианки.
3-я неделя Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке. Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.
Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в ноябре, развитие наблюдательности.
Чтение рассказа С. Воронина «Моя берёза». Наблюдение за берёзой на участке. Знакомство с природоведческой литературой, прослеживание сезонных изменений в состоянии дерева.
Занятие «Лошадь и овца – домашние животные» Формирование обобщённых представлений о домашних животных.
4-я неделя Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке. Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.
Занятие «Уходит золотая осень». Уточнение представлений об осени, развитие восприятия красоты природы.
ДЕКАБРЬ
Период Тема Цель
1-я неделя Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке. Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.
Цикл наблюдений за елью, растущей на территории детского сада. Уточнение представлений о ели, воспитание бережного отношения к ней.
Чтение сказки С. Михалкова «Ёлочка». Развитие эмоционального отклика и бережного отношения к ели.
Комплексное занятие «Письмо заболевшим детям». Воспитание ценностного отношения к здоровью.
2-я неделя Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке. Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.
Чтение рассказа В. Бианки «Приспособился». Расширение представлений о поведении медведя.
Занятие «Станем юными защитниками природы». Воспитание доброго отношения к людям и природе; знакомство с жанром плаката.
3-я неделя Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке. Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.
Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём.
Завершение цикла наблюдений за елью. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в декабре, развитие наблюдательности.
Воспитание бережного отношения к ели.
Занятие «Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса- проводят зиму в лесу» Формирование представлений о приспособленности лесных зверей к жизни в зимнее время.
4-я неделя Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке. Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.
Цикл наблюдений за снегом, льдом, водой. Расширение представлений о воде, её свойствах
и различных состояниях.
Новогодний праздник в зале вокруг искусственной ёлки. Развитие эмоционального отклика на новогодний праздник.
ЯНВАРЬ
Период Тема Цель
1-я неделя Продолжение наблюдений за водой, снегом, льдом. Расширение представлений о воде, её свойствах
и различных состояниях.
Досуг вокруг живой ёлки на участке. Формирование желания беречь природу (живые ёлки).
Завершение акции «Зелёная ёлочка – живая иголочка». Воспитание бережного отношения к ели.
Продолжение (весь месяц) «Панорамы добрых дел». Воспитание осознанного отношения к хорошим поступкам и стремления совершать добрые дела.
2-я неделя Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке. Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.
Цикл наблюдений за зимующими птицами, ведение календаря. Уточнение представлений о птицах, особенностях их поведения.
Продолжение наблюдений за водой, снегом, льдом. Расширение представлений о воде, её свойствах
и различных состояниях.
Комплексное занятие «Что за зверь!» Развитие воображения и умения слушать чтение познавательного материала.
3-я неделя Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке. Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.
Цикл наблюдений за зимующими птицами, ведение календаря. Уточнение представлений о птицах, особенностях их поведения.
Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в январе, развитие наблюдательности.
Сбор веток, изготовление гербария. Создание пособия «Деревья и кустарники детского сада»- зимний вариант.
Начало чтения книги В. Бианки «Синичкин календарь», изготовление модели. Воспитание интереса к природе и рассказам В. Бианки.
Чтение рассказа С. Воронина «Моя берёза». Наблюдение за берёзой на участке. Знакомство с природоведческой литературой, прослеживание сезонных изменений в состоянии дерева.
4-я неделя Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке. Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.
Комплексное занятие «Лес – это дом для многих жильцов». Формирование представлений о лесе как сообществе растений и животных, их взаимосвязи.
ФЕВРАЛЬ
Период Тема Цель
1-я неделя Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке. Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.
«Огород» на окне, цикл наблюдений за прорастающим луком. Воспитание интереса к выращиванию растений, проведению опытов.
Занятие «Как люди помогают лесным обитателям». Расширение представлений о лесе и его обитателях, проявление заботы о них лесников.
Продолжение (весь месяц) «Панорамы добрых дел». Воспитание осознанного отношения к хорошим поступкам и стремления совершать добрые дела.
2-я неделя Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке. Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.
Продолжение наблюдений за огородом и прорастающим луком. Воспитание интереса к выращиванию растений, проведению опытов.
Подготовка и проведение праздника, посвящённого творчеству В. Бианки. Расширение представлений о писателе, развитие интереса к природе и литературному творчеству.
3-я неделя Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке. Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.
Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в феврале, развитие наблюдательности.
Продолжение наблюдений за огородом и прорастающим луком. Воспитание интереса к выращиванию растений, проведению опытов.
Продолжение чтения произведения В. Бианки «Синичкин календарь», изготовление модели года. Уточнение представлений о зимних явлениях в природе.
4-я неделя Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке. Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.
Продолжение наблюдений за огородом и прорастающим луком. Воспитание интереса к выращиванию растений, проведению опытов.
Комплексное занятие «Прошла зима холодная» Уточнение представлений о зиме, развитие восприятия красоты природы.
МАРТ
Период Тема Цель
1-я неделя Продолжение наблюдений за огородом и прорастающим луком. Воспитание интереса к выращиванию растений, проведению опытов.
Продолжение (весь месяц) «Панорамы добрых дел». Воспитание осознанного отношения к хорошим поступкам и стремления совершать добрые дела.
Подготовка и проведение занятия «Наши четвероногие друзья» Формирование представлений о собаках, как домашних животных и умных помощниках человека.
Инсценировка произведения Н. Носова «Бобик в гостях у барбоса». Развитие театрально-игрового творчества и радостно-эмоционального отношения к содержанию произведения.
Комплексное занятие «Подарок дорогому человеку: маме, бабушке, сестрёнке». Воспитание доброго отношения к близким людям, развитие способности творчески воспроизводить впечатления о природе.
2-я неделя Последнее наблюдение за луком и его зарисовка. Рассматривание и обсуждение календаря, осмысление процесса роста лука.
Занятие «Как люди заботятся о своём здоровье весной». Уточнение представлений о теле человека, его оздоровлении весной.
3-я неделя Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в марте, развитие наблюдательности.
Продолжение чтения произведения В. Бианки «Синичкин календарь», изготовление модели года. Уточнение представлений о весенних явлениях в природе.
Инсценировка произведения Н. Носова «Бобик в гостях у барбоса». Развитие театрально-игрового творчества и радостно-эмоционального отношения к содержанию произведения.
4-я неделя Занятие «Сравним кошку с собакой» Уточнение представлений о кошке как домашнем животном.
Инсценировка произведения Н. Носова «Бобик в гостях у барбоса». Развитие театрально-игрового творчества и радостно-эмоционального отношения к содержанию произведения.
АПРЕЛЬ
Период Тема Цель
1-я неделя Цикл наблюдений за мать- и- мачехой. Расширение представлений о весенних первоцветах, условиях их роста.
Занятие «Весна в жизни лесных зверей». Уточнение и расширение представлений о жизни лесных животных.
Чтение произведения В. Бианки «Лесные домишки», изготовление книги. Расширение представлений о весеннем поведении лесных птиц.
Продолжение (весь месяц) «Панорамы добрых дел». Воспитание осознанного отношения к хорошим поступкам и стремления совершать добрые дела.
2-я неделя Продолжение наблюдений за мать-и мачехой и божьими коровками. Расширение представлений о весенних явлениях природы, развитие наблюдательности.
Досуг «Люблю берёзку русскую». Развитие эмоционального восприятия красоты весенней природы.
Комплексное занятие «Береги деревянные предметы». Расширение представлений об изготовлении предметов из дерева и бережном обращении с ними.
3-я неделя Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в апреле, развитие наблюдательности.
Сбор веток с листьями, изготовление гербария. Создание пособия «Деревья и кустарники детского сада»- весенний вариант.
Подготовка к празднику Дня Земли. Праздник юных любителей природы. Формирование представлений о планете как доме для всех людей, воспитание любви к природе, желание её беречь.
4-я неделя Комплексное занятие «Бережно относимся к бумаге» Уточнение представлений о видах бумаги и бумажных изделий, воспитание бережного отношения к ним.
МАЙ
Период Тема Цель
1-я неделя Диагностика Определение уровня экологической воспитанности в конце учебного года.
Цикл наблюдений за одуванчиком. Расширение представлений о весенних первоцветах, условиях их роста.
«Экскурсия» в лес. Расширение представлений о лесе как сообществе и весенних явлениях в нём.
Чтение произведения М. Пришвина «Этажи леса» Закрепление представлений о лесе как сообществе его обитателей.
2-я неделя Продолжение диагностики. Определение уровня экологической воспитанности в конце учебного года.
Продолжение наблюдений за одуванчиком. Расширение представлений о весенних первоцветах, условиях их роста.
«Экскурсия» на пруд. Формирование представлений о водно-наземном сообществе растений и животных.
3-я неделя Продолжение диагностики. Определение уровня экологической воспитанности в конце учебного года.
Продолжение наблюдений за одуванчиком. Расширение представлений о весенних первоцветах, условиях их роста.
Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в мае, развитие наблюдательности.
Занятие «Золотые рыбки- декоративные домашние рыбки». Обобщение представлений о рыбах, их жизни и приспособленности к водной среде.
4-я неделя Завершение диагностики. Определение уровня экологической воспитанности в конце учебного года.
Занятие «Как человек охраняет природу». Формирование представлений о природоохранных мероприятиях.
Создание Красной книги своей местности. Воспитание бережного отношения к природе родного края.
Комплексное занятие «Весна кончается –лето начинается». Уточнение и обобщение представлений о весне – быстро меняющихся условиях жизни и приспособленности растений и животных к ним. Развитие эстетического восприятия красоты природы.
ЛЕТНИЕ МЕСЯЦЫ
Период Тема Цель
июнь-август Продолжение наблюдений за мать-и-мачехой и одуванчиками, их сравнение. Наблюдения в цветнике. Расширение и уточнение представлений о цветущих растениях, условиях их роста.
Чтение знакомых и новых произведений В. Бианки, изготовление модели года. Развитие эстетического восприятия красоты природы.
Завершение чтения рассказа С. Воронина «Моя берёза» Развитие интереса к природе, литературному творчеству писателей, её отражающих.
Цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём (3-ю неделю каждого летнего месяца). Определение погоды и сезонного состояния живой природы в июне, июле, августе. развитие наблюдательности.
Сбор листьев с деревьев и кустарников, изготовление гербария. Создание пособия «Деревья и кустарники детского сада в разные сезоны»
Экскурсии и походы в лес и на пруд. Уточнение представлений о летних явлениях природы, развитие эстетического восприятия и любви к родному краю.
Праздник Дня защиты окружающей среды «Бесценная и всем необходимая вода» Уточнение представлений о воде, воспитание бережного и экономного отношения к ней, создание радостного настроения.
Цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём (3-ю неделю каждого летнего месяца). Формирование умения замечать сезонные изменения, определять характер погоды. Развитие наблюдательности.
Создание пособия «Деревья и кустарники детского сада в разные сезоны». Развитие умения замечать сезонные изменения в жизни растений.
Экскурсии и походы в лес и на пруд. Уточнение представлений о летних изменениях в природе. Развитие умения замечать красоту природы.
Литература:
• Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог.
Система работы в старшей (подготовительной к школе) группе
Детского сада. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017.
В пособии представлена система экологического воспитания детей старшей
(подготовительной к школе) группы детского сада : конспекты занятий,
Наблюдения, прогулки, экскурсии.
• Николаева С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.
В данном пособии даётся теоретическое обоснование возможности
использования сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей
дошкольного возраста, а также представлены разнообразные игровые
обучающие ситуации, которые могут быть использованы на практике.