Оленька Николаенко
Ознакомление детей со свойствами воды. Открытое занятие в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие.
Раздел: формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой.
Цель занятия : Ознакомление детей со свойствами воды.
Задачи:
1. учить детей приемам элементарного экспериментирования. Знакомить детей с некоторыми свойствами воды. Уточнить представления детей об использовании воды, формировать умение рационально использовать водные ресурсы, уточнить значение воды для всего живого.
Публикация «Ознакомление детей со свойствами воды, Открытое занятие в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
2. Развивать исследовательские способности у воспитанников, развивать у воспитанников представление о свойствах воды, развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова : жидкость, бесцветная, прозрачная, развивать вкусовой анализатор.
3. Воспитывать любознательность, желание участвовать в опытах, учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий, воспитывать бережное отношение к воде.
Место проведения : групповая комната.
Возраст воспитанников 4 года.
Материал и оборудование:
Прозрачные стаканчики с кипячёной водой, сахарный песок, соль, речной песок, чайные ложки, чистые фартуки и салфетки, одноразовые тарелки, трубочки одноразовые для питья, сок апельсиновый, капелька, ИКТ, музыкальные произведения, капельки - эмоции (веселая и грустная) на каждого ребенка.
Ход занятия.
Дети с воспитателем вошли в группу.
Воспитатель: доброе утро ребята! как вы видите,сегодня у нас гости, давайте поздороваемся!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики, я бы хотела с вами поговорить…. (звучит запись шума воды – капает с крана вода). Что это?
Дети: Это капает вода в кране!
Воспитатель: Правильно ребята, это звук воды с крана.
Посмотрите, кто пришел к нам в гости! И хочет с вами играть! (показать капельку). Кто это? Узнали?
Дети: капелька!
Воспитатель: да, друзья, это капелька воды, а посмотрите какая она грустная. У нее случилась печальная история, совсем недавно она появилась на свет и совсем ничего о себе не знает. От этого ей грустно, и Капелька очень надеется на вашу помощь, ведь она знает, что в детском саду дети знают все и обо всем, правда?
Дети: да!
Воспитатель: садитесь, ребята на стульчики, а ты Капелька внимательно слушай, что ребята тебе будут рассказывать! Скажите, Капелька из чего состоит?
Дети: из воды!
Воспитатель: где она живет? Где мы ее можем увидеть?
Дети: в воде, в туче, в луже, в море, в реке, в снежинке…
Воспитатель: молодцы, правильно, Капелька это частичка воды. Ребята, а капелька приготовила вам загадки. Поиграем с ней? (записи звуков воды с крана, весенняя капель, шум моря (шторм, шум дождя, плеск воды). (аудио запись).
Дети: ответы детей!
Воспитатель: какие вы молодцы! Все смогли услышать и распознать.
Воспитатель: ребята, а капельке любопытно, для чего на свете так много воды? Кому же она нужна? Давайте, с вами подумаем! (дети называют, а воспитатель показывает картинки или слайды с изображением деревьев, цветов, людей, животных, дети называют кому и для чего нужна вода.)
Воспитатель: да, ребята. Деревьям, людям, птицам, животным, растениям – всем нужна вода.
Вот сколько полезного мы можем сделать при помощи воды. Дети, Капелька приглашает нас отправиться в путешествие в царство Волшебницы Воды. А для того, чтобы отправиться в путешествие нам с вами нужно поплыть на лодочке.
Пальчиковая гимнастика. «Лодочка»
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
(ладони сложить лодочкой и совершать волнообразные движения рук)
Две ладошки — друзья,
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
(поднять выпрямленные ладони вверх)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(имитация движений волн и рыбок)
Экспериментальная деятельность:
На столике стоит таз с водой (оформленный в форме озера, в тазу плавают рыбки.
Воспитатель: Ах какое озеро… вода в озере спокойная, тихая. Но вот подул сильный ветер… дети, подуйте на озеро. Рыбки все спрятались, уплыли. (убрать рыбок).
Воспитатель: ребята, посмотрите на воду и скажите, какая она? (зачерпнуть воду стаканом из «озера») --- прозрачная.
Воспитатель: потрогайте пальчиком водичку. Какая она? --- холодная.
Воспитатель: а хотите узнать, какой еще бывает вода? Тогда давайте подойдем к столу и все узнаем.
Опыт 1. «вода жидкая и может течь»
Опыт проводится у «озера». Аккуратно взять стаканчиком воду из озера и вылить ее обратно в тазик. Вода какая? Жидкая. Она что делает? Льется! Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Опыт 2. «вода прозрачная и без вкуса».
На столе стоят стаканчики с водой, а из коробки во второй стаканчик налить сок. Ребята, возьмите трубочку и опустите ее в стакан с водой. Трубочку видно? Дети: да! Значит она какая? – прозрачная! А теперь попробуйте воду, какая она на вкус? Дети: без вкуса! Воспитатель: Правильно! А теперь опустите палочку в сок. Ее видно? Дети: нет! Значит сок какой? Дети: сок непрозрачный! Воспитатель: правильно. А теперь попробуйте сок, какой он на вкус? Дети: Кислый!
Опыт 3. «У воды нет запаха».
Воспитатель: когда мы прыснем духами, что мы с вами почувствуем?
Дети: запах духов.
Воспитатель: правильно, а теперь понюхайте воду- какой у нее запах? Она пахнет?
Дети: нет.
Воспитатель: вывод – вода не имеет запаха.
Опыт 4. «в воде одни вещества растворяются, другие – нет».
Возьмите два стаканчика с водой и насытьте в него ложечку сахарного песка, размешайте. Что произошло?
Дети: сахар растворился в воде и стал невидимым, но остался в воде. возьмите трубочки и попробуйте воду, какая она стала на вкус?
Дети: сладкая.
Воспитатель: возьмем второй стаканчик и положим в него песок. Что произошло? Он исчез из воды? (нет) почему? Песок – это маленькие камешки, которые вода растворить не может.
Воспитатель: ребята, вы хорошо поработали, правильно ответили на все вопросы, и я вам приготовила сюрприз. Сейчас я вам покажу волшебную лампу. (опыт с водой, маслом, красками. Делает воспитатель).
А сейчас нам пора возвращаться к себе в группу.
Давайте с вами поиграем.
Игра «Тучка и капельки».
Я буду мамой – Тучкой, а вы детки – Капельки. Звучит музыка (напоминая капельки дождя).
-Я мама Тучка отправляю вас на землю полить растения.
Капельки прыгают, танцуют, играют. Вот они прыгали, прыгали и их стало скучно…. и стали они собираться в маленькие ручейки (дети стали по 2-3 человека и потекли…. Потом встретились ручейки и стали одной большой рекой. (стали в круг).
Стоя в кругу спросить: из чего у нас получилась река? (из маленьких ручейков).
Воспитатель: вот мы и вернулись к себе в группу. Вам понравилось в царстве Волшебницы Воды?
Дети: ответы.
Воспитатель: сегодня вы очень много узнали о воде. Давайте еще раз вспомним, что же вы узнали: Расскажите мне еще раз какая же бывает вода? (показ слайдов или картинок).
Дети: жидкая, прозрачная, в воде одни вещества растворяются, а другие – нет. Вода не имеет вкуса и запаха.
Запомните то, что вы узнали о воде, она вам дарит частичку себя – капельки. Кому сегодня было трудно и не интересно, возьмите грустную капельку, а кому все понравилось, возьмите веселую капельку. Спасибо, ребята. (все воспитанники выбрали веселую капельку).