Наташа Бородина
Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами воды «Мы — волшебники» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление детей со свойствами воды;
Задачи:
• Обучающие: формировать у детей представления об агрегатных свойствах воды, упражнять в образовании однокоренных слов.
• Развивающие: развивать творческое воображение и образное мышление, побуждать к познавательной активности; делать выводы, на основе наблюдений и практической деятельности.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами воды „Мы — волшебники“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
• Воспитательные: формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам, дать возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку, воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, воспитывать бережное отношение к природе.
Методы:
• Словесные: беседа, рассказ, опрос;
• Наглядные: демонстрация.
• Практические: экспериментирование, наблюдение, исследование, метод проблемного обучения, метод прямого воздействия, метод косвенного воздействия.
Приемы:
• Наглядно-зрительный;
• Тактильно-мышечный;
• Предметная наглядность
• Наглядно-слуховой для создания эмоционального фона;
• Совместная деятельность;
• Воспроизведение действий по образцу;
• Самостоятельное получение знаний;
• Творческое использование готовых знаний;
• Индивидуальная работа.
Мотивация:
• Игровая мотивация;
• Мотивация общения.
Словарная работа:
• Снег, снежок, снежки, снежинки, снегопад, снеговик, снегурка, снегирь.
• Белым, пушистым, мягким, холодным, легким, мокрым.
• Лед, ледник, ледоруб, ледяной, ледоход, льдинка, обледенение.
• Гладким, прозрачным, хрупким, блестящим, скользким, твердым.
• Вьюга, метель, пурга, поземка, буран.
Развивающая среда:
• Репродукции пейзажей, две миски (со льдом и снегом); термос с горячей водой, зеркало, снеговики, макет зимнего леса, открытка-приглашение.
• Бутылочка и стаканчик из-под йогурта, набор цветной бумаги, клей, ножницы, фломастеры – на каждого ребенка.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, я приглашаю вас на экскурсию в картинную галерею. Давайте посмотрим, какие здесь картины. Какие времена года на них изображены?
Дети: Осень, весна, лето.
Воспитатель: Как вы думаете, картины с изображением какого времени года нет на этой выставке?
Дети: Зимы.
Воспитатель: Назовите приметы зимы.
Дети: ___
Воспитатель: Я вам прочитаю стихотворение о зиме, но в нем не хватает несколько слов. Помогите мне, дополните текст подходящими по смыслу словами.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег).
В небесах скользят пушинки –
Серебристые …. (снежинки).
На полянку и лужок
Выпал беленький. (снежок).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в…. (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился…. (снеговик).
Рядом снежная фигурка,
Это девочка…. (снегурка).
На снегу-то посмотри,
С красной грудкой…. (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил…. (снег).
(По И. Лопухиной.)
Воспитатель: какие слова вы назвали? Повторите их.
Дети: снег, снежок, снежинки, снегопад, снеговик, снегурка, снегири.
Воспитатель: Чем они похожи? От какого слова они образованы?
Дети: От слова «снег».
Воспитатель: А что можно сказать о снеге? Какой он?
Дети: Белый, пушистый, мягкий, холодный, легкий, мокрый.
Воспитатель: Как вы думаете, какую пользу приносит снег?
Дети: Снег укрывает корни деревьев от мороза, а кустарники и траву защищает снежный покров, как покрывалом.
Воспитатель: Иногда в садах люди даже специально пригибают ветки к земле, чтобы снег полностью их засыпал. Ребята, скажите, как деревья готовятся к зиме?
Дети: сбрасывают листья.
Воспитатель: Для чего деревья сбрасывают листья?
Дети: Для того, чтобы поменьше испарять воды, ведь зимой корни не могут высасывать из земли воду. Деревья зимой как будто спят.
Воспитатель: Теперь придумайте слова, образованные от слова «лед».
Дети: Ледник, ледоруб, ледяной, ледоход, ледышка, обледенение.
Воспитатель: А каким бывает лед?
Дети: Гладким, прозрачным, хрупким, блестящим, скользким, твердым.
Воспитатель: Что же такое снег и лед?
Дети: Замерзшая вода.
Воспитатель: Дети, вы хотите стать волшебниками?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте начнем волшебство, которое поможет нам больше узнать о воде, снеге, льде. (Проводятся эксперименты со снегом, льдом и водой. Помощник воспитателя вносит миски: в одной снег, в другой – куски льда. Дети кладут снег на ладони, рассматривают его.
Воспитатель: Дети, что с ним случилось?
Дети: Он растаял.
Воспитатель: Обратите внимание на лед, что с ним происходит?
Дети: Он тает.
Воспитатель: А что тает быстрее – снег или лед?
Дети: быстрее тает снег.
Воспитатель: А вы знаете, что легче вода или лед?
Дети: Лед легче воды, поэтому он плавает на ее поверхности.
Воспитатель: Где в природе можно увидеть подобное явление?
Дети: весной во время ледохода. В океанах и морях плавают айсберги.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите увидеть волшебство?
Дети: Да!
Воспитатель растапливает снег и процеживает через марлю.
Воспитатель: Дети, обратите внимание на то, сколько на марле мусора осталось. Кружась в воздухе снежинки собирают все, что там находится. Таким грязным воздух делают сами люди, строя огромные заводы, от большого количества транспорта. Нужно бережнее относится к природе, как можно меньше ее загрязнять. Можно ли есть снег?
Дети: Нет!
Воспитатель? Посмотрите, ребята, у меня есть волшебный сосуд. С его помощью я покажу вам еще одно превращение. (Воспитатель открывает термос, помещает над паром зеркало. Дети наблюдают, как на зеркале образуются капли воды.
Воспитатель: Почему пар превратился в воду?
Дети: Пар остыл на холодном воздухе и превратился в воду.
Воспитатель: Где в природе можно увидеть это явление?
Дети: В природе так образуются капли росы.
Воспитатель: Снег, лед и пар – это вода, которая изменяет свои свойства в зависимости от температуры воздуха.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Как вы думаете, откуда взялось столько снега? Как образовались сугробы?
Дети: Его надули метель, пурга, вьюга.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, это заколдованный лес, снег в нем никогда не растает. В этом лесу живет дружная компания снеговиков. А можете ли вы, уважаемые чародеи, превратиться в снежинки?
Дети: Да!
Звучит медленная музыка.
Воспитатель: На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются все ниже, ниже, а потом тихо ложатся на землю.
Выпало так много снежинок, что из них образовался большой сугроб.
Дети танцуют и кружатся, постепенно опускаются на ковер, садятся близко друг к другу, образуя «сугроб».
Воспитатель: Легкие снежинки через открытую форточку попали в наш зал и опустились на ковер. Снежинки, что с вами происходит?
Дети (ложась на ковер). Мы таем.
Воспитатель: Пока мы совсем не растаяли, я слеплю из вас снежный ком. (Побуждает детей встать и прижаться друг к другу.) Какой большой ком! Что же мне из него сделать?
Дети: Снеговика.
Воспитатель: Ну-ка, снежинки, помогите мне, поделитесь на три кома: большой, средний и маленький. Посмотрим, получится ли из вас снеговик.
Дети распределяются на три подгруппы и образуют три круга: большой, средний и маленький.
Воспитатель: Ну и снеговик получился! Какой огромный! Как он похож на тех снеговиков, которые живут в заколдованном лесу! А теперь, снежинки, станьте снова волшебниками и навестите снеговиков.
Дети подходят к макету зимнего леса. Раздается стук в дверь. Воспитатель вносит открытку-приглашение.
Воспитатель: Почтальон принес снеговикам приглашение на карнавал. Но здесь сказано, что все кавалеры должны прийти с дамами. Посмотрите, снеговики загрустили. Где они найдут себе подружек? Может быть вы им поможете?
Дети: Поможем!
Воспитатель: Давайте сделаем для снеговиков подружек-снегурочек.
Дети садятся за столы и приступают к работе: берут бутылочки из-под питьевого йогурта, прикрепляют к ним стаканчики шляпки. Глаза, нос и рот вырезают из цветной бумаги и приклеивают к бутылочкам. Готовые фигурки снегурочек раскрашивают фломастерами и выставляют рядом со снеговиками на макет зимнего леса.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, какое теперь настроение у снеговиков?
Дети: Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: И снеговики приготовили вам небольшие подарки, потому что вы им помогли.
Рефлексия:
Воспитатель: Приятно быть волшебником?
Дети: Да!
Воспитатель: Что делают волшебники?
Дети: Добрые дела, помогают другим.
Воспитатель: Так будьте всегда такими же отзывчивыми и чуткими!