Анастасия Пинчук
Ознакомление детей дошкольного возраста с малой Родиной посредством краеведческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
«Родной край — это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны.»
(С. А. Козлова, 1981).
Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с малой Родиной посредством краеведческой деятельности» размещена в разделах
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»
К. Д. Ушинский.
В воспитательной работе используются пословицы и поговорки:
«В своём болоте и лягушка поёт»,
«Дома и стены помогают»,
«Всякая птичка своё гнездо бережёт»,
«Где родной край, там и рай»,
«Где родился, там и пригодился» и т. д.
Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем со страной, её столицей и символами.
Необходимо показать детям, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Для этого необходимы экскурсии по городу, наблюдения за трудом взрослых. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
Закрепление знаний о родном городе, его достопримечательностях можно проводить в играх: «Я знаю свой город», «Памятные места», «Знаток родного города», «Мне здесь интересно», «Все профессии важны», «Найди свой дом на карте-схеме», «Найди и назови», «Закончи предложение…» и т. д.
Закрепление знаний полученных в ходе экскурсий можно отразить в продуктивной деятельности: создание поделок, макетов, рисунков, оформление альбомов, выставок.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для блага всех
- везде соблюдаются традиции
- повсюду живут люди разных национальностей
- люди берегут и охраняют природу
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Ознакомление с природой — это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества.
Через экскурсии формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края.
Для закрепления знаний в свободной деятельности можно использовать дидактические игры «Паспорта птиц», «Поможем животным найти свой дом», «Деревья», «Времена года» и т. д
Большую поддержку при ознакомлении дошкольников с родным краем оказывают детскому саду родители.
Для этого в помощь родителям можно предлагать им маршруты выходного дня: «Путешествие в парк на Крутихе», «Музей мыла» «Краеведческий музей», памятные места родного города.
Организация педагогического процесса должна осуществляться по принципу:
детский сад – семья – социальные институты.
Большое внимание нужно уделять созданию развивающей среды в группе, которая способствует познавательному развитию ребёнка определённого возраста, обогащению и закреплению его знаний о родном городе:
- в книжном уголке – размещаются коллекции открыток и фотографий «Наш город Шуя», книжки-самоделки – «Улицы нашего города», «Памятные места Шуи», подобраны стихотворения, в которых упоминается название города.
- в изо-уголке – размещены репродукции местных художников.
- в уголке дорожного движения – макет одной из улиц нашего города.
- в игровом уголке необходимые атрибуты для организации и проведения сюжетно-ролевых игр, многообразие настольно-печатных и дидактических игр по ознакомлению с родным городом.
Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества.
Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо города, поэтому необходимо поощрить деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города.