Марина Виноградова
Курсовая работа «Отражение эмоционального состояния в рисунке детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Рисование - это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.
Публикация «Курсовая работа „Отражение эмоционального состояния в рисунке детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Рефераты и курсовые по дошкольному образованию, педагогике
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Темочки
Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.
А. В. Запорожец констатировал, что эмоции ребенка необходимо «выращивать», воспитывать и развивать в деятельности. А. В. Запорожец неоднократно подчёркивал, что эмоции ребёнка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры деятельности.
Изобразительная деятельность является средством развития интеллектуальной, чувственной, эмоциональной и др. сторон личности.
Под руководством В. А. Петровского, выделена роль «серьёзного искусства в образовательном процессе и художественной деятельности как средства развития личности». Высказывается мысль, что образовательный процесс порождает условия развития не только детей, но и взрослых в среде созидания ценностей.
Согласно данным исследований Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, у ребёнка-дошкольника можно воспитать ценностное отношение к художественной культуре, художественной деятельности, развить творческую одарённость. Ребёнок в силу своих возрастных особенностей нацелен на процесс создания художественных продуктов, и этот процесс приносит ему удовлетворение, радость самоделания.
Цель: изучить возможности изобразительной деятельности в эмоциональном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Объект: эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет: эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Структура работы : курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста.
2. Дать характеристику изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
3. Изучить возможности изобразительной деятельности в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1. Проблема изучения эмоциональной сферы человека в психолого-педагогических исследованиях.
Эмоции — это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т. п., значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции как специфические, субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни.
Эмоции – постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность. Факторы эмоциональной природы регулярно затрудняют установление контакта между индивидом и группой.
Источником эмоций являются потребности, стремления, желания, вызываемые теми свойствами предметов и явлений, которые мы воспринимаем, с которыми имеем дело. Многие эмоциональные реакции, если они повторяются, становятся более длительными и устойчивыми. Они выражаются в определенном отношении человека к окружающему и нередко длительно окрашивают все его поведение.
Таким образом, эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта.
При изучении эмоциональных явлений психологи разделяют их в зависимости от того, какое место занимают они в регуляции поведения и деятельности. К первой группе относятся настроения — более или менее длительные эмоциональные состояния, образующие исходный фон
жизнедеятельности. Ко второй - чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определенному человеку или предмету. К третьей - собственно эмоции, реализующие психическое отражение и состояние организма. Эмоции выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, страха, радости, восторга и т. д. Они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях или иначе – в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям.
Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица, пантомимическими (движения мышц тела, жесты). У искренне радующегося человека округляются и блестят глаза, губы расплываются в улыбку, руки распахиваются для объятий. Выразительные движения представляют экспрессивную сторону эмоций и чувств и осуществляют сигнальную функцию. Они дополняют переживания, делают их более яркими и легко доступными восприятию других людей.
В жизни личности большое значение имеют эмоциональные состояния. На определенный период времени они окрашивают всю психическую деятельность человека и обнаруживаются в различных настроениях, аффективных состояниях. Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую деятельность человека.
Эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию.
К фундаментальным эмоциям относятся следующие :
1. Интерес-волнение – положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений и творческие стремления. В состоянии интереса у
человека повышается внимание, любознательность и увлеченность объектом интереса. Интерес, вызываемый другими людьми, облегчает социальную жизнь и способствует развитию эмоциональных межличностных отношений.
2. Радость – максимально желаемая эмоция. Она является скорее побочным продуктом событий и условий, чем результатом прямого стремления получить ее.
3. Удивление появляется благодаря резкому повышению нервной стимуляции, возникающему из-за какого-либо внезапного события. Удивление способствует направлению всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивление.
4. Горе-страдание – эмоция, испытывая которую человек падает духом, чувствует одиночество, отсутствие контактов с людьми, жалость к себе.
5. Гнев. При гневе кровь «кипит», лицо начинает гореть, напрягаются мышцы, что вызывает ощущение силы, чувство храбрости или уверенности в себе.
6. Отвращение часто возникает вместе с гневом, но имеет свои собственные мотивационные признаки и иначе субъективно переживается. Оно вызывает желание избавиться от кого-либо или от чего-либо.
7. Презрение. Часто желание чувствовать свое превосходство в каком-то отношении может вести к некоторой степени презрения. Эта эмоция «холодная», ведущая к деперсонализации индивида или группы, к которым относится презрение, поэтому она может мотивировать, например, «хладнокровное убийство». В современной жизни эта эмоция не имеет какой-либо полезной или продуктивной функции.
8. Страх, должно быть, испытывал в своей жизни каждый человек, его переживание очень вредно. Страх вызывается вестью о реальной или воображаемой опасности. Сильный страх сопровождает неуверенность и дурные предчувствия. Иногда страх парализует человека, но обычно он мобилизует его энергию.
9. Стыд мотивирует желание спрятаться, исчезнуть; он может также способствовать возникновению чувства бездарности, может быть основой конформности, а иногда, наоборот, требовать нарушения групповых норм. Хотя сильное и постоянное чувство стыда может препятствовать развитию человека, эта эмоция часто способствует сохранению самоуважения.
10. Вина часто оказывается связанной со стыдом, но стыд может появляться из-за любых ошибок, а вина же возникает при нарушении морального или этического характера, причем в ситуации, в которых субъект чувствует личную ответственность.
Если две или несколько фундаментальных эмоций в комплексе проявляются у человека относительно стабильно и часто, то они определяют какую-то его эмоциональную черту. Развитие таких эмоциональных черт сильно зависит от генетических предпосылок индивида и от особенностей его жизни.
Под воздействием воспитания и в процессе жизни складываются взаимосвязанные и взаимозависимые черты и свойства, образующие единую сложную систему, психический облик человека.
Таким образом, эмоциональная сфера человека очень сложна и многообразна. Тонкость её организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность природы чувств отчётливо обнаруживается при изучении процесса эмоциональной сферы детей.
1.2. Особенности эмоциональных проявлений детей дошкольного возраста.
Эмоция — это сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения я деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности. Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека и во многом определяются социальными условиями его существования. Эмоциональная жизнь ребенка начинается в младенчестве. Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжения всего детства.
В первые три года жизни эмоциональные проявления ребенка значительно изменяются, обеспечивая ведущие, с точки зрения педагогики, линии развития. Так, например, от рождения до 6 месяцев наблюдается социализация эмоций; к концу первого года они сопутствуют деловому общению со взрослым по поводу действий с предметами. У новорожденного ребенка не заложены высшие эмоции, но есть врожденные механизмы, называемые эмоциональными реакциями. Они и являются основой формирования эмоциональной сферы человека. Первые эмоциональные проявления ребенка связаны с физиологическими потребностями, потребность в еде, питье, температурном комфорте, движениях, в отсутствии болевых ощущений, удобстве положения тела. Благодаря изначально эмоциональному общению взрослого с ребенком физиологические, эмоциональные реакции преобразуются в эмоции социально значимые, могут возникать эмоции познавательной направленности. Успешность развития, воспитания, обучения во многом зависит от эмоционального контакта ребенка со взрослым, его эмоционального настроя, от меняющегося в процессе деятельности эмоционального состояния.
Основой эмоцией является реакция на новизну или ориентировочный рефлекс. Познание мира ребенком с первых дней жизни связано с зарождением в недрах его психики познавательных эмоций. Вначале их трудно визуально отличить от эмоциональных реакций, связанных с физиологическими потребностями: ребенок хнычет, хмурится, улыбается. Но проявление первых эмоций в процессе познания младенца двух-трех месяцев – это, когда он радуется,расплывается в улыбке при виде знакомой игрушки, начинает хныкать, когда ее внезапно убирают из поля его зрения, и вновь радуется при повторном ее предъявлении.
На протяжении второго и третьего годов жизни происходят значительные изменения в эмоциональной жизни ребенка. Если на первом году жизни он получал достаточно ласки и внимания со стороны взрослых, а те делали, все необходимое для обеспечения ведущих линий его развития, то к началу второго года наблюдается состояние эмоционального благополучия, при котором ребенок чувствует себя комфортно, не испытывает длительных отрицательных эмоций, жизнерадостен, деятелен, активен, любознателен общителен; эмоционально уравновешен : он понят, принят, любим взрослым. И начинается новый этап в освоении окружающего: формируется потребность в общении со взрослым по поводу действий с предметами, развивается познавательный интерес.
К концу третьего года жизни у ребенка на эмоциональной основе проходит осознание и утверждение себя, понимание собственного «я», возникает чувство сопереживания, эмпатии, ликования, гордости, а возможно, вины или обиды. Складываются определенные формы поведения: ребенок начинает испытывать удовольствие при восприятии красоты, возникает определенное отношение к добрым поступкам.
Основная задача эмоционального воспитания ребенка в первые годы жизни, как отмечает Кошелева А. Д. разнообразить зрительное и слуховое восприятие, вызывать ответные эмоциональные реакции в процессе общения, побуждать к активности в познании. В дошкольном возрасте происходят заметные изменения как в содержании чувств, эмоциональных состояний и переживаний детей, так и в форме их протекания.
На протяжении дошкольного периода детства расширяется область тех факторов и явлений, которые вызывают у ребенка эмоциональную реакцию. У малыша чувства вызывали те воздействия, которые его непосредственно касались, т. е. имели для него личную значимость. Чувства дошкольника возникают и при восприятии таких фактов, которые к самому ребенку не имеют прямого отношения. Он живо откликается на события, описанные в книге, на просмотренный спектакль или фильм.
Особенно повышена восприимчивость ребенка к человеческим переживаниям и состояниям, вызванным понятными детям обстоятельствами. Об этом говорят не только наблюдения за поведением детей, но и специальные исследования.
В числе ведущих факторов, влияющих на эмоциональное развитие ребёнка, А. В. Запорожец назвал детский коллектив. На основе совместной деятельности, опосредованной эмоциональными эталонами – нравственными нормами, - у ребёнка складывается эмоциональное отношение к людям, зарождается эмпатия.
Таким образом, на протяжении дошкольного детства происходят важные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Чувства ребенка все больше опосредуются его общественным опытом, накапливаемыми знаниями об окружающем, усвоенными общественными моральными оценками и собственным опытом нравственного поведения.
Человеческие эмоции не возникают сами по себе, а формируются с первых дней жизни под влиянием среды, в которой ребенок, оказывается. Вне общения, вне деятельности социальные познавательные эмоции не развиваются.
1.3. Характеристика изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Разные виды деятельности человека оказывают различное влияние на его психическое развитие. В одном виде деятельности формируются одни умения и способности, в другом – другие; какие-то из них более важны, а какие-то менее.
Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.
На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей : усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др., с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.
Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации, инсценировки, музыкальной импровизации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях музыкального и сценического искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в художественном творчестве.
Изобразительная деятельность – это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира и развитие творческой одарённости ребёнка посредством искусства.
Изобразительная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания дошкольников, основное средство развития творческой одарённости с самого раннего возраста. Следовательно, изобразительная деятельность выступает как содержательное основание эстетического воспитания ребёнка и представляет собой систему специфических действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Дошкольник в своём художественном развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного восприятия до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к художественному обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Согласно данным исследований Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, А. А. Мелик-Пашаева, Р. М. Чумичёвой, у ребёнка-дошкольника можно воспитать ценностное отношение к художественной культуре, художественной деятельности, развить творческую одарённость. Ребёнок в силу своих возрастных особенностей нацелен на процесс создания художественных продуктов, и этот процесс приносит ему удовлетворение, радость самоделания, самоосуществления.
Выводы по главе 1
Эмоции выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, страха, радости, восторга и т. д. Эмоции и чувства тесно взаимосвязаны. Чувства формируются и развиваются на основе эмоций.
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспособиться к той или иной ситуации, способствуют социальному и нравственному развитию. Дошкольное детство – важнейший период в жизни ребёнка. Это время самоценно как само по себе, так и с позиций отдаленной перспективы, так как отличается быстрым, как никогда в последующем, темпом физического, психического и социального развития.
Раскрывается индивидуальность ребёнка, проявляется его темперамент, определяются черты характера. Именно поэтому о маленьком ребёнке можно говорить, как о развивающейся личности, так как в этот период закладываются основы таких качеств, как компетентность, самостоятельность, креативность и т. д.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для психического, нравственного, а в некоторой степени, и физического развития ребенка. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.