Галина Бабикова
Конспект занятия «Откуда хлеб пришёл» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел»
Цель: Формирование представлений детей о выращивании хлеба.
Задачи:
1. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, и труду земледельцев, выращивающих хлеб- самое главное богатство страны.
Публикация «Конспект занятия „Откуда хлеб пришёл“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Расширить представления о том, как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб, который ежедневно подается к столу.
3. Закрепить знания детей о том, что хлеб- это ценный продукт питания, без которого не могут обходиться люди.
4. Закрепить название профессий – тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь.
5. Развивать речь детей, обогащать активный словарь.
Предварительная работа:
1. Рассмаривание иллюстраций и картин о хлебе, труд земледельцев, хлеборобов.
2. Чтение рассказов и заучивание стихов: С. Дрожжина «Каравай»,
А. Некрасов «Нива», Я. Дягутите “Колыбельная”, А. Мусатова “Как хлеб на стол пришел”, С. Шуртакова “Зерно упало в землю”, Е. Трутнева “Золотой дождик”, Н. Семенова “Хлебушко”.
3. Отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок.
4. Д. И. «Сбор урожая»
5. Сюжетно-ролевая игра, “Путешествие по родному краю”.
6. Лепка баранок из соленого теста.
Словарь: Ржаной хлеб, пшеничный хлеб, комбайн, комбайнер, трактор, тракторист, элеватор, озимые, земледелец, хлебороб, агроном, хлебозавод, пекарь, зерно, хлеб, мелиораторы, мельница, мельник, булочная.
Ход занятия:
В группу заходит герой мультфильма «Вовка в стране невыученных уроков» Вовка и плачет. Воспитатель с детьми интересуются, что у него случилось. Вовка рассказывает о том, что в стране невыученных уроков ему задали вопрос, откуда берётся хлеб, а он ответил, что хлеб растёт на деревьях. Вовка переживает, что если не узнает, откуда берётся хлеб, никогда не вернётся домой.
Воспитатель предлагает детям помочь Вовке и рассказать, откуда берётся хлеб.
Педагог читает стихотворение Я. Акимова “Хлеб”.
«Пашут каждую весну
Подымают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят.
С детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.»
Ребята, о чем говорится в этом стихотворение? Откуда же берется хлеб?
Ответы детей.
Какие вы знаете пословицы о труде земледельцев?
«Труд земледельцев велик и почетен».
«Труд человека кормит, а лень портит».
Педагог: Ребята, какие вы знаете зерновые культуры?
Ответы детей, рассматривание и сравнение колосьев ржи и пшеницы.
Педагог: Чем похожи рожь и пшеница? (Это хлебные растения, они растут в поле, из их зерен делают хлеб). Чем они отличаются друг от друга? (Колос пшеницы толще, чем колос ржи, зерна пшеницы крупнее, а ржи длиннее; из ржи получают темную муку, поэтому из нее пекут черный хлеб- ржаной).
Показать детям отличие и сходство пшеничного и ржаного хлеба.
Педагог: Ребята, так где же сеют хлеб? Отгадайте загадки «Не море, а волнуется?», «В долг зерно возьмет, каравай вернет» (Поле)
Ребенок читает стихотворение Е. Трутневой. «Золотой дождик»
«По земле сырой, не жесткой,
Там,где тракторы прошли.
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли.
И до вечера и позже,
До полночи с темнотой,
Зерна сыпались как дождик
Точно дождик золотой.»
Педагог: Ребята какие виды пшеницы вы знаете? (Яровая и озимая.)
Вот наступила осень, с полей убрали хлеб и они опустели. Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба?
Дети: На поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.
Педагог: Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием. Повторите это слово “снегозадержание”. Ребята это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги.
Педагог: Ребята, скажите, как называют людей, которые ремонтируют машины, комбайны, трактора?
Дети: Их называют механизаторы, а ремонтируют они зимой технику в ремонтных мастерских, готовя ее к весенним работам.
Педагог: Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот. Какие работы пришли с наступлением весны? Какие произошли изменения в природе? Какая работа предстоит колхозникам на полях?
Дети: пригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.
Педагог: Ребята, как раньше собирали урожай? (Рассматривание иллюстраций)Вот как раньше обрабатывали землю колхозники, потому, что раньше не было машин. Кто из вас знает, как раньше собирали урожай?
Дети: Жали серпом.
Педагог: Скажите, как сейчас собирают урожай?
Дети: Людям помогают машины.
Педагог: Ребята посмотрите на картину «Уборка урожая»-комбайн срезает колосья, они попадают в середину комбайна, и из длинного рукава высыпается в самосвалы пшеничное зерно.
Физкульминутка «Трактора»
Тара – тара – та – ра – ра
Выезжают трактора
(шагают на месте топающим шагом)
Будем землю пахать,
(имитируют работу плуга)
Будем рожь засевать,
(делают разбрасывающие движения руками как будто сеют)
Будем рожь молотить,
(руки кулачках вращаем перед грудью)
Малых деток кормить
(имитируют качание младенца)
Педагог: Почему земля для посева должна быть мягкой?
Дети: Чтобы зернам было легче прорастать.
Педагог: После того как землю вспашут, что с ней делают?
Дети. Вспаханное поле боронят.
Педагог: Чем её боронят?
Дети: К трактору прицепляют борону.
Педагог: Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять?
Дети: Сеялки.
Педагог: Растениям так же необходима поливка. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Повторите все это слово – “орошают”. А людей, занятых на этой работе, называют – мелиораторами.
Педагог: Посмотрите на картину (показ иллюстраций из книги Л. Виноградовой “Трактор”). Вот какие машины и приспособления человек использует для полива растений.
Колосок: Ребята, отгадайте загадку: “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет? ”
Дети: Комбайн.
Ребята, кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнер.
Педагог: Отгадайте загадку: “На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.
Дети: Элеватор – здание где хранят зерно.
Педагог: А затем куда везут зерно?
Дети: На мельницу, мукомольный завод.
Педагог: Что там делают с зерном?
Дети: Зерно перемалывают в муку.
Педагог: Как называют человека, который работает на мельнице?
Дети: Мельник.
Физкульминутка «Мельница»
За работу жернова,
Зёрна перетрём сперва.
Повторить 2 раза.
Делаем вращательные движения:
руки в стороны на уровне плеч,
ладонями вниз.
Чтобы сделать каравай,
Жернова быстрей вращай
Вращательные движения
кулачками пред грудью.
Крепче трём зерну бока,
Получается – мука!
Скользящие движения
ладонь о ладонь, перед собой.
Педагог: Куда потом везут муку?
Дети: На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.
Педагог Ребята и ты, Вовка, хотите превратиться в пекарей? Тогда проходите к столу и надевайте фартуки, приготовила вам волшебное тесто,из которого приготовим баранки в наш игрушечный магазин, Возьмите кусок теста, обваляйте его в муке, чтобы оно не прилипало к рукам и раскатайте колбаску, соединяем края и придаем нужную нам форму. Положим фигурки на противень и отнесем сушиться.
«Замесим тесто»
Ой, ладошки-ладушки.
Мы печём оладушки.
Замешиваем тесто,
А тесту в миске тесно.
Тесто выпало на стол,
Тесто шлёпнулось на пол
Тесто убежало,
Начинай сначала.
Итог занятия :
Вовка. Ура, я спасён. Спасибо, Вам ребята, за подробный рассказ. Теперь я расскажу всем в стране невыученных уроков, откуда появился хлеб. До свидания!