Внукова Эльмира Эльшадовна
Конспект открытого урока в 4 классе по русскому языку «Неопределённая форма глагола»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый урок в 4 классе по русскому языку
«Неопределённая форма глагола»
Тема урока : Неопределённая форма глагола
Цель урока : ознакомить учащихся с неопределённой формой глагола.
Задачи урока :
Публикация «Конспект открытого урока в 4 классе по русскому языку „Неопределённая форма глагола“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Образовательные: уточнить представления о неопределённой форме глагола как начальной форме, развивать умение правильно ставить вопросы: что делать? что сделать?
2. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать аналитическое мышление, мелкую моторику, память внимание, способность к самоконтролю, умение делать выводы.
3. Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями для учащихся, опорные таблицы, учебники «Русский язык. 4 класс» Авторы: П. В. Канакина, В. Г. Горецкий.
Тип урока : урок получения новых знаний.
Формируемые УУД :
• Познавательное - общее речевое развитие; представления об особенностях неопределённой формы глагола;
• Коммуникативное – умение выражать свои мысли в форме устных и письменных речевых высказываний;
• Регулятивные – определение цели учебной деятельности с помощью учителя; соотнесение результата своей деятельности с целью урока, самооценка;
• Личностные – личностная рефлексия; способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.
1. Организационный момент.
- Сегодня на уроке у нас много интересной работы. Мы узнаем новое, будем доказывать, радоваться успехам и преодолевать трудности.
- На уроке учимся быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро, пишем красиво.
2. Минутка чистописания.
- Откройте тетради. Запишите число, классная работа, словарное слово и предложение, которое вы придумали, а ниже сочетания букв:
ть ти чь инфинитив
- Почему их написали? Где они нам могут встретиться? Что знаете о новом слове? (предположения детей)
3. Актуализация знаний.
- Над какой частью речи мы будем работать на уроке? (Глагол)
- Что можете сказать о глаголе? (ответы детей)
- Как изменяются глаголы? (по временами по числам)
- Какую особенность имеют глаголы прошедшего времени? (в единственном числе они изменяются по родам)
4. Создание проблемной ситуации
Определите время глаголов :
рисует
читает
петь
думает
ответит
найти
решит
откроет
- У каких глаголов вы не смогли определить время и почему? (Петь, найти. Они отвечают на вопросы - что делать? что сделать? (У этих глаголов нельзя определить ни время, ни число).
- Кто помнит, как называется эта форма? (неопределённая или начальная форма глагола)
- Какая перед нами возникла проблема?
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке? (Глаголы, у которых нельзя определить время и число)
- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.
- Чему хотите научиться на уроке? (Находить неизвестную форму глагола, отличать эти глаголы от других глаголов)
- А где мы можем узнать о новой форме глагола (В учебнике, из правила)
-А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?
- Какова же тема нашего урока?
НА ДОСКЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ УРОКА :
1. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме (Что делать? Что сделать)
2. На что не указывает неопределенная форма глагола (на время и число.)
3. На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеет( -ТЬ, -ТИ,-ЧЬ.)
5. Новая тема урока
-Что вы уже узнали о глаголах неопределенной формы. (Нельзя определить время, число, род.)
-Чтобы еще больше узнать о глаголах неопределенной формы, проведем несколько исследований.
- А какая первая задача урока? (Узнать, на какие вопросы отвечают глаголы н. ф)
6. Работа в группах
-Исследовательская работа №1.
- Задайте вопрос и распределите глаголы в 2 столбика.
Любить, искать, написать, приносить, решить, заполнить.
- Сделайте вывод (Глаголы н. ф. отвечают на вопросы что делать? что сделать)
- Вернемся к задачам урока. Какая следующая задача урока? (Узнать, как разбирать по составу глаголы н. ф.)
-Исследовательская работа №2.
Читать, идти
- Разберите слова по составу. Какой частью слова являются – ТЬ и –ТИ в глаголах неопределённой формы? Вам помогут справочные материалы - страницы учебников русского языка разных авторов (Дети разбирают слова по составу)
Читаю-читаем-читать - изменяемая часть ОКОНЧАНИЕ
Глагол в н. ф. - неизменяемая часть слова. Значит, окончания у него быть не может, как и у наречий. Может быть, это суффикс?
- О том, как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие – суффиксом.
Авторы нашего учебника считают ТЬ, ТИ суффиксами
- Сейчас я хочу привлечь ваше внимание к следующему заданию. Какой глагол Н. Ф я использовала?
Глагол привлечь оканчивается на чь. Это тоже суффикс? (Дети разбирают слова по составу)
-Исследовательская работа №3.
1. Берегу – бережёт - беречь
2. Стерегу – стережёт - стеречь
3. Стригу - стрижёт - стричь
4. Могу - может – мочь
Выделите корень в словах
- Какой частью слова являются – ЧЬ в глаголах неопределённой формы?
(Дети разбирают слова по составу в группах. Происходит чередование согласных в корнях. ЧЬ является частью корня
Сформулируем правило
- Подведем первые итоги. Прочитайте все правило целиком. Восстанавливают правило.
Откроем его в учебнике. Сравним с результатом нашей работы. С. 72 – правило
П. В. Канакина, В. Г. Горецкий.
Такие глаголы имеют 3 названия
Начальная форма глагола
Неопределённая форма глагола
Инфинитив
Какое из этих названий вам незнакомо?
Инфинитив – лат. слово "неопределённый". Почему эта форма глагола называется неопределённой?
- Для чего нам нужны эти знания? (Чтобы находить глаголы неопределённой формы, отличать от других глаголов, быть грамотными)
7. Физкультминутка. (Проводится молча. Текст читает учитель)
Поскачите, попляшите,
Присядьте тихо, посидите.
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь
Встаньте прямо, улыбнитесь.
Быть хорошими старайтесь.
Мы рифмовку прочитали…
Какую часть речи вы узнали?
(Глагол)
8. Закрепление изученного материала
1)Игра “Добавь словечко”
-Я читаю строки из стихотворения, вы правильно должны добавить слово. А какое оно должно быть? (Глагол в неопределённой форме.) Отгаданные слова записываем в тетрадь.
В школу чтоб не опоздать
Надо нам пораньше. встать.
Чтобы чистыми нам быть
Руки и лицо …. помыть.
Чтобы на каток пойти
Надо нам коньки. найти.
Посадила мама в печь
Пироги с капустой …. пеЧЬ.
2) Замените выражение глаголом, стоящим в неопределённой форме и разберите его по составу:
держать язык за зубами – (молчать)
пропустить мимо ушей – (прослушать)
клевать носом – (дремать)
вставлять палки в колёса – (мешать)
А сейчас, поработаете самостоятельно.
Работа с учебником.
-Упр. 151, стр. 73
У вас на партах лежат карточки по уровням. Выберите, то задание, с которым вы справитесь.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ ПО КАРТОЧКАМ
1 группа
Соедини словосочетание близким по значению глаголом.
Баловать повесить голову
Грустить дать по шапке
Бездельничать класть зубы на полку
Голодать гладить по головке
Прогнать зарубить на носу
Запомнить бить баклуши
2 группа
От имени существительного образовать и записать глагол в неопределённой форме.
Зелень - ___
Крик - ___
Свет – ___
Погрузка - ___
Корм - ___
Проверка выполненной работы.
9. Итог урока.
- Наш урок подошёл к концу.
- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.
10. Рефлексия. Самооценка.
- Ребята, перед вами оценочные листы, оцените себя, ответив на вопросы: (ставят напротив «+» или «-»)
Знаю ли я, что такое глагол?
Знаю ли я, что обозначает глагол?
Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?
Знаю ли я, как изменяется глагол?
Смогу ли я определить время глагола?
Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?
Обратите внимание на свои ответы.
У кого все «+»?
У кого есть «-» ?
(Поднимают руки и объясняют, где поставили минус и почему)
11. Домашнее задание.