МААМ-картинки

Открытый урок в 3 классе «Как крутили на Руси оберег? Меня спроси!»

Оксана Денисова
Открытый урок в 3 классе «Как крутили на Руси оберег? Меня спроси!»
▼ Скачать + Заказать документы

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Тема занятия: «Как крутили на Руси оберег? Меня спроси

Цели:

Сформировать представления о виде декоративно-прикладного искусства.

Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановить и сохранить для новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла.

Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ученика.

Развивать навыки и умения работы с тканью, мелкую моторику рук. Извлечение красоты из обычных обрезков, лоскутков материи.

Воспитывать качества аккуратности и собранности при выполнении работы.

Задачи:

Публикация «Открытый урок в 3 классе „Как крутили на Руси оберег? Меня спроси!“» размещена в разделах

Обучить приемам выполнения куклы из ткани на основе традиционных приемов: скручивания; перевязывание деталей нитками.

Сформировать понятия и представления о традиционной народной кукле-скрутке.

Воспитывать любовь к народному искусству.

Включение каждого ребенка в деятельность.

Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми и взаимопомощи.

Снятие эмоционального напряжения.

Развить творческое воображение детей на основе решения художественных задач разного типа: повтор, вариация и импровизация в создании игрушки по мотивам народной куклы;

Заинтересовать родителей в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия.

Оборудование.

Для учителя: осколочные картинки куклы скрутки, домашние поэтапные заготовки, наглядность, ткань (цветная, нитки, пряжа, презентация к уроку.

Для учащихся: ткань (цветная, нитки, пряжа.

Вид урока : комбинированный – теоретическая часть, практическая работа.

Методы обучения: Беседа, рассказ, демонстрация, практическая работа.

Время занятия: 40 минут

Х о д у р о к а.

I. Содержание урока.

1. Сообщение темы

А.

Учитель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы, отгадав ее, догадаетесь, какая же тема нашего сегодняшнего занятия.

Ей меняю я наряды,

Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и если надо,

Бант красивый повяжу.

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?

(кукла)

Учитель: Правильно, кукла. Вот и сегодня на нашем занятии речь пойдет о куклах, причем не о современных куклах, а о куклах наших прабабушек и даже прапрабабушек.

Б. ПРЕЗЕНТАЦИЯ(9 слайдов)

Одним из наиболее интересных представителей тряпичной народной куклы была и есть кукла-оберег. Раньше куклам приписывались различные волшебные свойства: они могла защищать человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь, чтобы вырос хороший урожай.

Так и появились первые куколки - обереги. Кукла была берегиней, хранительницей доброго духа. Берегиня - от слова «беречь», «оберег» (талисман).

Вначале это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека вообще. Затем стала выделяться верхняя часть столбика - голова куклы (для нее использовали белую ткань). У тряпичных кукол лицо не изображалось. Отсутствие лица было знаком того, что кукла-вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в нее злых сил, а значит, безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой и оберегом.

Для изготовления куклы использовали поношенную одежду родителей.

При изготовлении куклы-оберега соблюдалась традиция: изготовить ее без ножниц и иголки. Ведь куколку нельзя было ни уколоть, ни порезать. Существовало поверие: если что-то отрезается у куклы, значит то же самое отрезается в жизни от человека, для которого изготовляли. С иглой тоже самое. Если уколоть куклу, значит уколоть человека, причинить ему боль.

Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или семейных событий, на свадьбу или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви.

Жизнь строилась на циклах природы.

Куколки бывали самые разные, не только из ткани – и из глины делались, и из соломы, даже из золы.

В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов.

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка.

Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.

Учитель: Прежде чем приступить к практической части нашего занятия, проверим насколько внимательно вы меня слушали.

(слайд «Ответь на вопросы»)

2. Физкультминутка.

Эх раз, еще раз,

Наклонимся мы сейчас

(Наклоны вправо, влево, руки на пояс.)

Ой беда, беда, беда,

Закружилась голова.

(Круговые движения головой направо, налево 4 раза.)

(Два наклона вперед прогнувшись.)

Глазками похлопали,

(Поморгать глазами, руки вниз.)

Ножками потопали.

(Ходьба с притопами на месте.)

Влево - вправо наклонились,

(Наклоны влево – вправо, руки на пояс.)

Всем знакомым поклонились.

(Наклон вперед)

II. Практическая часть. Изготовление куклы.

1. Индивидуальное задание СЛОЖИ КАРТИНКУ (Собрать осколочную картинку).

Учитель раздает каждому конверты с разрезным рисунком и просит ребят сложить картинку. В случае затруднения, учитель оказывает детям дозированную помощь.

Учитель хвалит детей за внимательность.

Учитель: Молодцы! Вы большие умнички!

Вот именно такую куклу мы сегодня с вами и сделаем.

2. Планирование работы.

Изготовление из ткани разновидности куклы–оберега – куклы скрутки с использованием традиционных технологий.

Технологическая карта на изготовление куклы-скрутки.

1. Возьмите два прямоугольных лоскута белой ткани. Размер их должен быть разным.

1. Меньший лоскут скатайте жгутом и перевяжите нитками по краям. Это руки куклы.

1. Большой лоскут скатайте жгутом, сложите его пополам. Это у нас основа.

2. Возьмите пряжу и сложите крест накрест посередине как показано на картинке.

3. Отступив от верхнего края 2 см, перевяжите нитками. Это будет голова и туловище куклы.

4. Поместите руки под головой куклы, перевяжите куклу в поясе

5. Сделайте из ниток обереговый крест на груди.

6. КУКЛА ГОТОВА!

3. Практическая часть – выполнение изделия по намеченному плану.

Прежде чем приступить к практической части занятия, давайте с вами вспомним правила рабочего человека.

Правила рабочего человека.

1. Каждый работает на своем рабочем месте.

2. Внимательно слушать объяснение учителя.

3. Прежде чем начать работу, правильно приготовь свое рабочее место.

4. На уроке соблюдай тишину, не отвлекай товарища.

5. Во время работы содержи рабочее место в порядке.

6. Научился сам – помоги товарищу.

7. Работать надо дружно.

8. Закончил работу – убери свое рабочее место.

III. Итог урока.

1) Чему научились, что нового узнали на уроке?

2) Появилось ли у вас желание попробовать себя в изготовлении еще какой – нибудь куклы – оберега?

3) Выводы.

Куклы – обереги были самые разные, но одно у них было общее: у таких кукол не было лица.

Куклы – обереги изготавливают без иголки и ножниц. Ведь это подружка и берегиня, поэтому колоть ее тело иголкой нельзя.

Каждая куколка создавалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой обряд приготовления.

Кукла – оберег – распространенный экспонат на выставках – ярмарках.

Учитель: Я представила только маленькую часть удивительного многообразия проявлений человеческого таланта - искусство создания КУКОЛ. Кукла не рождается сама - её создает человек. Она обретает жизнь с помощью воображения и воли своего создателя и, безусловно, несёт в себе его характерные черты.

Учитель: - Мы с вами сделали большую работу. У вас получились замечательные, неповторимые, авторские куклы. В свободное время дома, если у вас будет желание, вы сможете сделать другую куклу - скрутку и подарить её своим родным или друзьям. Спасибо за урок.

IV. Рефлексия.

Учитель: Если вы довольны сегодняшней работой на нашем занятии, то, пожалуйста, дорисуйте улыбку на смайлике и поднимите его вверх. Если не довольны – то дорисуйте грустный или равнодушный рот и тоже поднимите его вверх. (Тут возможны варианты с красным и синим шариком; аплодисменты и топот и т. п.)

V. Уборка рабочего места.

Публикации по теме:

Открытый урок ИЗО «Метаморфозы цветочного образа» Конструкт занятия Тема урока:«Метаморфозы цветочного образа»Тип урока: комбинированный Цель урока: Развивать умения создавать образ цветка.

Открытый урок по биологии в 6 классе «Природа. Влияние человека на растительный мир, охрана растений» Муниципальная автономная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №4 г. о. Звенигород ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ.

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе на тему «Домашние питомцы» МБОУ Новоселовская ООШ Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема урока: «Домашние питомцы» Учитель: Олейникова Людмила.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Использование на письме разделительного мягкого знака» Урок русского языка во 2 классе Дата проведения 24.01.2019 г. Тема урока: Использование на письме разделительного мягкого знака. (упр.

Открытый урок по светской этике «Справедливость» Тема урока: «Справедливость» Цель: формирование у младших школьников мотиваций к осознанному поведению по моральным правилам справедливого.

Открытый урок по технологии в 5 классе «Свойства волокон растительного происхождения» урок разработан в соответствии с ФГОС. Цель: формировать представление о текстильных волокнах растительного происхождения и их свойствах.

Открытый урок «Словосочетание и предложение» в 8 классе для обучающихся с недостатками слуха Урок составлен для обучающихся с недостатками слуха. Тема урока. Словосочетание и предложение. Предмет Русский язык Класс 8 Автор урока.

Открытый урок в 1 классе по азбуке «Согласные звуки [Л]-[Л’], [М]-[М’]» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [л]-[л], [м]-[м] и буквами эль, эм. 2. Развивать навык чтения и фонетический слух.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание приставок и предлогов. Тип урока: урок закрепления знаний Цель: развивать умения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок в 3 классе «Как крутили на Руси оберег? Меня спроси!»
Опубликовано: 19 января 2022 в 14:27
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытый урок в 3 классе «Как крутили на Руси оберег? Меня спроси!»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Денисова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД