Бесханум Исмаилова
Открытый урок русского языка во 2 классе «Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и науки РД
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20
С ПРОДЛЕННЫМ ДНЕМ ОБУЧЕНИЯ им. Расула Гамзатова»
Открытый урок русского языка
на тему:
Обучающее сочинение
по картине И. С. Остроухова
«Золотая осень»
Учитель:
Исмаилова Б. Ш.
г. Дербент 2014 – 2015 г.
Публикация «Открытый урок русского языка во 2 классе „Обучающее сочинение по картине И, С, Остроухова „Золотая осень“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Осень. Материалы для воспитателей
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тема: Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень».
Задачи: научить детей писать сочинение на материале непосредственных наблюдений; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения путём речевой подготовки, предупреждать недочёты и грамматические ошибки в сочинении учащихся; правильно и точно употреблять прилагательные в речи, побуждать учащихся к рассуждениям; добиваться понимания признаков, присущих осени.
Развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи; сознательно использовать образно-выразительную лексику в собственных высказываниях; развивать чувство прекрасного, внимание, память, образное мышление, зрительно-пространственную активность.
Оборудование: репродукция картины И. С. Остроухова «Золотая осень», музыкальный альбом П. И. Чайковского «Времена года», выставка иллюстраций об осени, портрет И. С. Остроухова, справочники, рисунки учащихся с осенними пейзажами и гербарий, учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, программа «Школа России».
Ход урока
l. Opг. момент.
Психологическая установка на урок.
___Успех любой работы зависит от настроения человека, от его желания
каждый день узнавать что-то новое для себя. Положительным результат работы будет тогда, когда каждый из вас захочет быть внимательным на уроке, захочет всё запомнить надолго и навсегда!
-А какое у вас настроение, ребятки?
- Давайте друг другу улыбнёмся и посмотрим внимательно на экран. (Появляется видео - ролик на тему «Осень»)
2 Беседа с учащимися
Окружающая нас природа прекрасна. Но всегда ли мы эту красоту замечаем? Конечно, нет. Это зависит от развитости чувства прекрасного.
___ Дети, скажите, пожалуйста, какое время года изображено на этих картинках?
___ Какое сейчас время года?
___ Назовите осенние месяцы?
___ Как называется осень в сентябре?
___ В каком месяце бывает пора, которая называется золотой осенью?
___ А как называется осень в ноябре?
1. Какие пословицы, поговорки об осени вы знаете? Объясните, как вы их понимаете?
- Осенью семь погод на дворе – сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.
- Сентябрь птиц в дорогу торопит. В октябре на одном часу и дождь, и снег.
- Ноябрь – ворота зимы, месяц молодого, звонкого льда.
2. Дети, а вы можете объяснить, почему деревья сбрасывают листву?
- Если бы лиственные деревья не сбрасывали на зиму своего зеленого убора, то они погибли бы, так как листья продолжали бы испарять воду, а корни не могли бы обеспечить растения водой из – за низких температур воздуха и промерзания почвы. Биологическое значение листопада еще и в том, что с листьями удаляются вредные вещества, которые накапливаются в них к осени, а также пыль, копоть, газы, которые оседают на поверхности листьев.
3. А какие деревья вечнозелёные, и почему они не сбрасывают свою хвою?
- К вечнозеленым деревьям относят: ель, сосну, пихту, кедр и др. Хвоя держится на ветках 3 года. Каждый год они сбрасывают хвои, и столько же вырастает новой. Вот почему хвойные деревья всегда зеленые.
3 Упражнение на развитие зрительной памяти, логического мышления и
наблюдательности.
Игра «В музее осени»
На магнитной доске - пять картин с изображением осени.
- Художница - осень ещё не покинула нас и хочет пригласить вас в свой осенний музей. В музее есть картина, которую осень очень любит. Постарайтесь найти её по словесному описанию.
«Лес точно терем расписной. Войдёшь в него и увидишь много интересного. Вглядываешься в жизнь осеннего леса с близкого расстояния. Только войдете в терем и вас окружат старые клены с золотисто-желтыми листочками и несколько молодых деревьев, под ногами еще зелёная и местами золотая травка с опавшими ажурными кленовыми листьями. Все деревья такие нарядные: в золотых платьицах. По зелёному ковру скачут две сороки - белобоки».
__ Что помогло вам сразу найти нужную картину?
Ребята, давайте обрадуем осень своими знаниями о ней. (3 ученика читают стихи об осени.)
Федоровская «Осень»
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень :
- Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
В. Авдиенко «Осень»
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди,
И нет просвета.
Затерялось где – то
Лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клена листья
Сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто – розовый – кленовый.
М. Садовский «Осень»
Березы косы расплели,
Руками клены хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Все присмирело. Съежилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь елочка пригожая
К зиме прихорошела.
__ Дети название какого дерева вы услышали во всех трех стихотворениях? (О клене).
4 Целеполагание.
Теперь откройте, пожалуйста, ваши учебники на странице 80 и скажите, как по-вашему, чему мы будем сегодня учиться на уроке русского языка?
(появляется слайд с изображениями картины «Золотая осень»)
__ Существует старое присловье: «Картину нужно не только смотреть, но и видеть». Сегодня мы будем учиться видеть то, что изображено на картине. А сейчас представьте, что вы стоите, прижавшись спиной к стволу этого клёна, где некогда бродил и любовался автор этой живописной картины 19 века. Что вы можете услышать в этом чудном лесу? Расскажите о них так, чтоб мы тоже могли их услышать.
__ Листья шуршат под ногами, опадают, как будто осень плачет. Под
ногами живой ковёр из листьев, они на нас ворчат за то, что мы их топчем. Сороки что-то торопливо клюют. Ветерок еле шевелит листвой. Прошуршала мышка. Солнышко тихо и ласково греет щеку.
__ Дети, а может ли лес иметь запах? Чем он пахнет? (На столе перед
каждым учеником лежат маленькие кубики дубовых и сосновых досок, которых я предлагаю им понюхать. Выслушиваются ответы детей.)
5. Физкультминутка.
__ А какие инструменты могут озвучить осень? (Скрипка. Осень играет на скрипке, а смычок у неё из листьев. Гитара. Переборы струн - точно рябь по осенней воде. Саксофон. У него высокий звук, как высокое бездонное осеннее небо.) Так давайте же, детки, под звуки осени станцуем вальс осенних листьев.
__ Ребята, вам нравится золотая осень, А как красоту осени можно
сохранить даже зимой? (Собрать гербарий, сфотографировать, снять на камеру, нарисовать.)
6. Работа над описанием картины.
1 Слово учителя об Илье Семёновиче Остроухове.
Появляется презентация с пятью слайдами.
Было много великих и талантливых русских художников, писавших об осени, среди которых И. И. Левитан, В. Д. Поленов, И. И. Шишкин и конечно же, И. С. Остроухое со своей известной картиной «Золотая осень».
Появляется слайд №6 (Третьяковская галерея)
Родился Остроухов в Москве 156 лет назад в богатой купеческой семье. Коллекционер икон, живописи, основатель частного художественного музея, был попечителем Третьяковской галереи, которая является достопримечательностью Москвы, которую обязан посетить каждый турист, где и поныне хранятся свыше 55тысяч экспонатов. А в музее самого И. С. Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства, которые позднее были распределены по фондам Русского музея. Прожил он 71 год плодотворной жизни.
2 Рассматривание репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».
Ребята, откройте свои корреспондентские блокнотики, сейчас они вам очень понадобятся, в них вы найдёте ответы на многие вопросы. Как называется это произведение искусства? (Живопись) А к какому жанру живописи относится эта картина? (Это пейзаж, на котором изображена природа)
A) Каково общее впечатление от пейзажа - грустное или радостное?
Б) Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсий, поездок нечто подобное?
B) Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?
Г) Каков по-вашему замысел художника?
Д) О чём эта картина?
Е) Почему она так названа «Золотая осень»?
Ж) Когда лес бывает таким - в начале осени, в середине или в конце, в сухую или дождливую погоду?
__ Ребята, а почему окраска листьев у всех деревьев разная?
__ Характер расцвечивания объясняется наличием в листьях пигментов:
Жёлтого - ксантофилла, оранжевого - каротина, багряного - антоциана, зелёного - хлорофилла.
__ Запомните это, детки, навсегда!
__ При описании лучше излагать содержание в настоящем времени, как будто действие совершается сейчас, и вы являетесь свидетелями, так как это оживит рассказ.
7 Физкультминутка (для предупреждения близорукости, повышения
работоспособности) Упражнение выполняется сидя.
На столе каждого ученика лежат листья зелёного, жёлтого, багряного цветов. Дети составляют из них букет и под моё исполнение песни об осенних листьях разглядывают их во всей красе.
Значение природы в жизни человека.
Наша страна огромна. Таких чудесных уголков России неисчислимое множество. Но богатства природы небезграничны, а удивительная красота очень ранима. Природу любят многие, но не все бережно относятся к ней. Нельзя забывать, что природа- это родник здоровья и духовного богатства. Если люди погубят окружающую природу, они и сами не выживут.
8 Речевая подготовка.
Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной и эмоционально-насыщенной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (тавтологии). Давайте попробуем сделать это с помощью наших «Справочников» на странице 39-41, где у нас содержится образно-выразительная лексика. Поставьте галочку слева от тех слов и словосочетаний, которые приемлемы к нашей картине.
__ Подберите синонимы к словам:
Художник-живописец, мастер кисти, пейзажист.
Создаёт- пишет, рисует.
Картина- полотно, репродукция.
Названия каких цветов и оттенков можно употребить при описании?
(Огненно - золотистый, жёлтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, коричневый, нежно - голубой).
Выиграет ли сочинение, если пользоваться разнообразными по цели высказывания предложениями? Например:
На первый взгляд кажется, что в картине Остроухова нет ничего особенного. Но всмотритесь в неё! Как сияет небо! Как искусно художник передал прелесть осени в золотом сиянии тихого солнечного дня! Разве это не радует?
Таким образом, в вашем распоряжении множество средств, чтобы сделать речь правильной, образной, выразительной. Пользуйтесь этим богатством!
Появляется слайд №7 .
9 План
__ План поможет вам сделать описание последовательным.
1) Какое время года изображено на картине? В какое время суток?
2) Какое впечатление производит на вас картина?
3) Что вы видите на переднем плане? В центре? Вдали?
4) Какие цвета преобладают в пейзаже? Какой колорит?
5) Что вам особенно понравилось в полотне И. С. Остроухова?
10 Составление устного рассказа по картине с помощью плана посредством индивидуальных справочников.
«На картине изображена чарующе прекрасная и радостная в своём спокойствии полуденная осень. Нельзя насмотреться на дивный лес в золотом уборе! Этот пейзаж вызывает во мне светлую печаль и яркое мироощущение.
На переднем плане картины стоят неповторимые в своей красе клёны с ажурными листочками, словно звёздочки. Лесная земля устлана густым зелёным ковром, посреди которого бойко скачут две сороки - белобоки. Вдали, словно в сказочном хороводе, стоят огненно – золотистые деревья и, кажется, что они дотянулись до неба. Сквозь пышную листву пробивается рассеянный свет аквамаринового неба. Господствующее положение занимает золотистый, багряный и зелёный цвет. Колорит картины нежный, сияющий, глубокий и спокойный.
Илья Семёнович Остроухое блистательно сумел передать естественную и возвышенную красоту одного из самых скромных уголков русской природы, и вызвать в зрителях чувство любви и восторга. Как прекрасна золотая осень!
11 Написание учащимися сочинения - описания. (Включается музыка
П. И. Чайковского из альбома «Времена года» - «Октябрь. Ноябрь»).
Слабые учащиеся работают по индивидуальным карточкам.
12 Самопроверка.
13 Рефлексия.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы с рефлексивного листа (для детей продвинутого уровня) или вариант ответа из анкеты (для детей базового уровня).
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Моё настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен
Домашнее задание мне кажется лёгким / трудным
Сегодня я узнал.
Было интересно.
Было трудно.
Я выполнил задания…
Я понял, что.
Теперь я могу.
Я почувствовал, что.
Я приобрёл.
Я научился.
У меня получилось.
Я смог.
Я попробую.
Меня удивило.
Урок дал мне для жизни.
Мне захотелось.
14 Итог урока.
Репродукцию какой картины и какого художника мы сегодня описывали?
__ Что вызвало у вас затруднения?
15 Домашнее задание.
Отредактировать написанное сочинение в классе, написать окончательный вариант.
__ Дети, а какое домашнее задание дали бы вы мне? (Выслушиваются
ответы детей).