Диана Мамаева
Открытый урок по литературе «Восприятие осени в произведении М. М. Пришвина «Осеннее утро» и других на выбор»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема М. М. Пришвин «Осеннее утро»
Цели: познакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;
отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения; развивать умение работать в группе; прививать любовь к родной природе.
Оборудование: Компьютер, проектор, презентация к уроку.
Публикация «Открытый урок по литературе „Восприятие осени в произведении М, М, Пришвина „Осеннее утро“ и других на выбор“» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Осень. Материалы для воспитателей
- Пришвин М. М.
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Учебники «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой; портрет М. Пришвина, его книги; таблички с записью слов; рисунки на тему осень; цветные листики для каждого ученика; толковый словарь В. И. Даля.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок - начинается урок.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Будем вместе мы трудиться,
Не пристало нам лениться
Речевая разминка
Себре-себре-себреле – идём мы в школу в сентябре.
Обре-обре-обреле – осенний месяц на дворе.
Ри-ри-ри- ри-ри- ри-ри- – ты на клёны посмотри.
Щи-щи-щи – из капусты варим щи.
Чу-щу-чу-щу – овощи я поищу.
Чо-чо-чо – дождик капал на плечо.
Чи-чи-чи – зонтик лучше поищи.
- Прочитаем хором предложения с последовательной постановкой логического ударения. СЛАЙД
Какое чудесное утро!
Какое чудесное утро!
Какое чудесное утро!
С этой мажорной нотки и начнём наш урок.
Проверка домашнего задания
-Выразительное чтение «Хитрые грибы»
-Кто написал? (поэт - Валентин Дмитриевич Берестов)
- А что вам известно о грибах? Какие они бывают?
- Я предлагаю вам отгадать загадку?
СЛАЙД :Весь Антошка — Шляпка да ножка. Дождь пойдёт — Он подрастёт.
-А теперь наши дети подготовили информацию о грибах.
Съедобные грибы
СЛАЙД :Белый гриб
Опытные грибники с радостью подтвердят, что боровик или белый гриб – прекрасная добыча! Солёный, сушёный, варёный, жареный, консервированный, маринованный – он вкусен при любой пищевой обработке. Как понятно из названия, его каштаново-рыжую шляпку можно встретить в борах. Внешний вид гриба зависит от почвы и дерева, возле которого он произрастает. Например, под берёзой боровики с желтоватой шляпкой на толстой ножке. А растущие под дубами дары леса напротив – возвышают серо-бурую шляпку на длинной ножке.
СЛАЙД :Рыжик
Такое милое и уютное название эти съедобные грибы получили за цвет своей мякоти – она солнечно-оранжевая с мягким смолистым запахом. Одинаково вкусны как жареные, так и консервированные. Диетологи уверяют, что порция рыжиков по калорийности превышает кусок говядины. Их яркие шляпки сразу видно в ельниках и сосновых лесах.
СЛАЙД :Груздь
Если бы грибы выбирали своего короля, то им бы непременно стал груздь. Того, кто должен согласно пословице полезть в кузов, легко отличить от несъедобных собратьев по мясистой молочно-белой шляпке. Его большие семьи можно встретить в сосново-берёзовых лесах. Суп груздянка, винегреты, соусы и соленья – недаром груздь считается известнейшим грибом в русской кулинарии.
Ядовитые грибы.
СЛАЙД :Бледная поганка. Шляпка у молодых грибов полушаровидная (молодую бледную поганку чаще всего путают с шампиньоном, затем плоско-выпуклая, 7-10 см в диаметре, оливково-зеленая, бледно-зеленая до беловатой, ровная, шелковистая, по краю иногда слаборубчатая. Ножка белая с муаровым рисунком, с неопадающим кольцом. Мякоть белая, под кожицей шляпки иногда зеленовато-желтоватая, слегка сладковатая на вкус. Растет в широколиственных лесах. В средней полосе встречается редко, чаще к югу. Смертельно ядовитый гриб.
СЛАЙД :Мухомор красный. Шляпка у молодых грибов шаровидная, затем до плоской, ярко-красная, оранжевая, иногда до желтой с белыми крупными хлопьями, впоследствии иногда исчезающими, очень редко совсем без них. Мякоть белая, под кожицей желтая или красноватая, без запаха, с слегка сладковатым вкусом. Растет чаще в березовых и сосновых лесах, на различных почвах.
СЛАЙД :Ложноопенок серо-желтый. Шляпка 2-5 см в диаметре, желтая или буровато-желтая, цвета дубленой кожи. Пластинки серно-желтые, затем зеленоватые, наконец, черновато-оливковые. Ножка тонкая, полая, ровная, желтая, волокнистая. Мякоть желтая, горькая на вкус. Растет на гнилой древесине лиственных, реже хвойных пород, на пнях и около пней, группами.
- Как вы думаете откуда ребята брали информацию о грибах?
- Кто писал эти тексты ученый или поэт? (ученые, энциклопедия СЛАЙД : энциклопедия)
Постановка темы, целей урока
-Сегодня мы продолжим нашу большую тему, которая называется….» Люблю природу русскую»
Отгадайте загадки:
СЛАЙД : Зажгла огней рябиновый костер.
То - щедрая красавица
Игриво улыбается
И охраняет всех косым дождем.
(осень)
- Какой вы видите осень в этой загадке? (золотая; серая, мокрая, дождливая)
- О чем пойдет речь на уроке? (осень)
- А вы любите осень?
- Что же вам в ней нравится?
- Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- А какой сейчас идёт месяц? (октябрь.)
- Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом».
- Почему? (потому что с деревьев опадают увядшие пожелтевшие листья.)
-ПРИМЕТА- А знаете ли вы, что если листья, осыпаясь, лягут изнанкой - это к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме. Проверьте!
Работа над темой урока
- Как творческие люди могут выразить любовь к осени? Как музыканты могут выразить свою любовь художники, писатели и поэты?
- Я хочу вас познакомить с музыкальными произведениями ….(музыка сов. и даг.)
- Хочу показать вам картины художников…. (картины рос. И даг)
- А вот как видят осень знаменитые художники И. Левитан и И. Грабарь (картина И. Левитана «Золотая осень», И. Грабаря «Рябина и березы») - Какие краски использовали вы и художники в своей работе? СЛАЙД :
Продолжение работы по теме урока
- Давайте прочитаем статью в энциклопедии. Что ученые пишут об осени?
СЛАЙД : Осень – это время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Осенью интенсивность солнечных лучей средняя.
Беседа на основе прочитанного
- С какой целью написан текст?
- Какие предложения по цели высказывания в нем встретились?
- Какой это текст научный или художественный? (А мы сегодня читали научные тексты? – Какой? «Про грибы»)
- Какие научные слова вы услышали? (средняя интенсивность)
Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»
Игра «Собери название»
- А сейчас прочитаем еще один текст об осени. Подул осенний ветерок и все буквы рассыпались, помогите собрать название.
ЕНЕСОНЕ РУОТ
- Как вы думаете, о чем пойдет речь?
- Кто из вас знает автора этого текста?
- Слайд. Рассказ одного ученика о М. Пришвине, показ портрета.
Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.
Выставка книг М. Пришвина.
Исследовательская групповая работа.
СЛАЙД – книги Пришвина
- Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия. Сделайте вывод, о чем писал М. Пришвин.
-Сегодня мы познакомимся с произведением писателя – М. Пришвина – большого знатока и любителя русской природы, который все свои произведения посвятил описанию родной природы. Его герои любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.
-А на этом слайде книги Михаила Пришвина о природе. Я советую вам их почитать.
ФИЗМИНУТКА СЛАЙД
- Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (садятся на корточки)
Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Подготовительная работа к чтению
Словарная работа
Учитель : объясните значение слов
Слайд :
Мало-помалу (медленно по чуть-чуть)
Душа - бестелесная оболочка, невидимая человеческому глазу.
- Что такое парашютик, винтик, мотылек?
- Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом.
Парашютик – маленький парашют.
- Как летит парашют? (медленно)
- Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой.
- Как вращается винт? (быстро)
- Что такое винтик? (маленький винт)
- Кто такой мотылек? (маленькая бабочка)
Выразительное чтение рассказа «Осеннее утро» учителем. Беседа по первым впечатлениям
- Понравилось ли вам? Что вы почувствовали?
- Какие в нем встретились предложения по цели высказывания?
- К какому жанру относится это произведение? ( на доске: таблички со словами: сказка, стихотворение, рассказ)
Как определили?
Подготовительная работа
-Подготовим наш речевой аппарат к чтению рассказа.
-Прочитайте по слогам, затем быстро целыми словами:
СЛАЙД
Про-буж-да-ет- ся пробуждается
Па-ра-шю-тик парашютик
Раз-ле-те-лись разлетелись
Пе-ре-лёт-ные перелётные
Повторное чтение (жужжащее) читает весь класс Задание перед чтением: найти, сколько раз в рассказе встречается слово «утро».
Анализ произведения
- Сколько раз встретилось слово «утро»?
- Как вы думаете, почему?
- Из каких слов мы понимаем, что рассказ об утре?
- Какой текст сейчас прочитали: научный или художественный?
Выборочное чтение
-О каких приметах осени говорит автор? (выб. чтение)
- Что вы знаете о «бабьем лете»?
Слайд : Бабье лето - этоДлительный период теплой и сухой погоды в конце сентября или первой половины октября. В «бабье лето» происходит вторичное зацветание некоторых растений.
- А что Пришвин пишет о бабьем лете? (выб. чтение)
- С чем автор сравнивает листья?
Давайте попробуем изобразить движения листочков.
(Как парашютиком - плавно, раскачиваясь из стороны в сторону; мотыльком - плавно кружась, винтиком - быстро кружась).
- Как автор связывает полет листьев с перелетными птицами? (выб. Чтение)
- Какие птицы улетят последними? (грачи)
- Какое определение дает писатель осеннему дню? Выделите карандашом
- Какую картину вы себе представляете? (словесное рисование)
- Какие чувства он испытывает? (выб. чтение)
- Как вы понимаете последние слова «и все кончится»?
Ребята,мы только что познакомились с рассказом Пришвина.
А сейчас я хочу предложить вашему вниманию стихотворение немало известного поэта, в котором он выражает свое отношение к этому времени года.
- Стих-е Расула Гамзатова
1
Мы затворили окна поневоле
И не бежим купаться на заре.
Последние цветы увяли в поле,
И первый иней выпал на дворе.
Касатки с грустью маленькие гнезда
Покинули до будущей весны.
Пруд в жё лтых листьях: кажется, что звёзды
В его воде и днём отражены.
От спелых яблок ломятся базары.
Открыл букварь за партой мальчуган,
И слышно, как спускаются отары
С нагорных пастбищ, где лежит туман.
Гремя, как меч в разгаре поединка,
Летит поток седой Кара-Койсы,
В нём маленькая первая снежинка
Слилась с последней капелькой грозы.
Уже в долинах зеленеет озимь,
Шуршит листва на дикой алыче,
В плаще багряном к нам явилась осень
С корзинкой винограда на плече.
С улыбкой на охотника взглянула,
Присела с чабанами у огня.
Я возвращаюсь в город из аула.
Будь щедрой, осень : вдохнови меня!
- Ребята, вы догадались, чьи эти строки? (я вам подскажу,чей юбилей отмечала вся страна? СЛАЙД РАСУЛ ГАМЗАТОВ
- Что вы узнали об этом поэте?
Расул Гамзатович Гамзатов — выдающийся советский аварский и российский поэт публицист и политический деятель. Расул Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в ауле Цада Хунзахского района Дагестана в семье Гамзата Цадасы — народного поэта Дагестана. Учился в Аранинской средней школе. Окончил Аварское педучилище в 1939 году. До 1941 года работал школьным учителем, затем — помощником режиссёра в театре, журналистом в газетах и на радио. С 1945 по 1950 годы учился в Литературном институте им. А. М. Горького в Москве. Несколько десятилетий был делегатом писательских съездов Дагестана.
Расул Гамзатович начал писать стихи в 1932 году, печататься — в 1937 году, в республиканской аварской газете «Большевик гор». Первая книга на аварском языке вышла в 1943 году. Он переводил на аварский язык классическую и современную русскую литературу. В Литературном институте им. А. М. Горького Гамзатов познакомился и подружился с молодыми поэтами, которые начали переводить стихи Расула Гамзатова на русский язык. Поэту-переводчику Н. Гребневу принадлежит перевод особенно широко известных «Журавлей», которые стали песней по инициативе и в исполнении М. Н. Бернеса в 1969 году.
Ряд других стихов Расула Гамзатова тоже стали песнями, например, «Исчезли солнечные дни». С Гамзатовым тесно работали многие композиторы, в том числе Дмитрий Кабалевский, Ян Френкель, Раймонд Паулс, Юрий Антонов, Александра Пахмутова. Р. Гамзатов был членом редколлегии журналов «Новый Мир», «Дружба народов», газет «Литературная газета», «Литературная Россия», других газет и журналов. С 1951 года и до конца жизни возглавлял писательскую организацию Дагестана. Изданы десятки его поэтических, прозаических и публицистических книг на аварском и русском языках, на многих языках Дагестана, Кавказа и всего мира.
- Мы с вами познакомились с рассказом Пришвина и узнали как он относится к осени.
- А теперь давайте понаблюдаем какова наша Дагестанская осень глазами Расула Гамзатова.
Беседа по содержанию.
Слайды Иней,
-Ребята, почему мы затворяем окна,не бежим купаться с утра.
Слайды Касатки
- Почему касатки покидают с грустью покидают свои гнезда?
- С чем сравнивает Расул Гамзатов желтые листья в пруду?
- Автор говорит,что от спелых яблок ломятся базары. Почему?
- Прочитайте вторую строчку и скажите, почему в стихотворении об осени говорится о мальчике с букварем?
СЛАЙД ОТАРА
- Кто знает, что такое отара?
- А почему они спускаются с гор?
_ Слайды : Поэт в своем стихотворении описывает реку Кара- Койсу. Эта река - -O-?
- А как ее описывает поэт?
- Прочитайте последние два куплета и скажите, куда направилась осень?
- Какие сходства и различия вы нашли в этих двух произведениях? (Опадающие листья, перелет птиц).
Различие – Осенее утро и ОСЕНЬ В ГОРАХ.
СЛАЙД
- Итог урока : О каком времени года, мы сегодня говорили?
-С какими произведениями познакомились мы на уроке?
_ Какое из них вам понравилось больше и почему?
Домашнее задание - -
Подготовить выразительное чтение рассказа Пришвина «Осеннее утро» и стихотворения Расула Гамзатова «Осень».
Нарисовать рисунок к рассказу или к стихотворению по выбору.
Рефлексия - Чем понравился ли урок? Какое у вас осталось настроение?
Выберите листок, чтобы оценить свою работу на уроке
Красный -Я – молодец!
Желтый - Могу и лучше!
Оранжевый - Надо постараться.