Папки-передвижки

Открытый урок по литературе «Восприятие осени в произведении М. М. Пришвина «Осеннее утро» и других на выбор»

Диана Мамаева
Открытый урок по литературе «Восприятие осени в произведении М. М. Пришвина «Осеннее утро» и других на выбор»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема М. М. Пришвин «Осеннее утро»

Цели: познакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;

отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения; развивать умение работать в группе; прививать любовь к родной природе.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация к уроку.

Публикация «Открытый урок по литературе „Восприятие осени в произведении М, М, Пришвина „Осеннее утро“ и других на выбор“» размещена в разделах

Учебники «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой; портрет М. Пришвина, его книги; таблички с записью слов; рисунки на тему осень; цветные листики для каждого ученика; толковый словарь В. И. Даля.

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел звонок - начинается урок.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться

Речевая разминка

Себре-себре-себреле – идём мы в школу в сентябре.

Обре-обре-обреле – осенний месяц на дворе.

Ри-ри-ри- ри-ри- ри-ри- – ты на клёны посмотри.

Щи-щи-щи – из капусты варим щи.

Чу-щу-чу-щу – овощи я поищу.

Чо-чо-чо – дождик капал на плечо.

Чи-чи-чи – зонтик лучше поищи.

- Прочитаем хором предложения с последовательной постановкой логического ударения. СЛАЙД

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

С этой мажорной нотки и начнём наш урок.

Проверка домашнего задания

-Выразительное чтение «Хитрые грибы»

-Кто написал? (поэт - Валентин Дмитриевич Берестов)

- А что вам известно о грибах? Какие они бывают?

- Я предлагаю вам отгадать загадку?

СЛАЙД :Весь Антошка — Шляпка да ножка. Дождь пойдёт — Он подрастёт.

-А теперь наши дети подготовили информацию о грибах.

Съедобные грибы

СЛАЙД :Белый гриб

Опытные грибники с радостью подтвердят, что боровик или белый гриб – прекрасная добыча! Солёный, сушёный, варёный, жареный, консервированный, маринованный – он вкусен при любой пищевой обработке. Как понятно из названия, его каштаново-рыжую шляпку можно встретить в борах. Внешний вид гриба зависит от почвы и дерева, возле которого он произрастает. Например, под берёзой боровики с желтоватой шляпкой на толстой ножке. А растущие под дубами дары леса напротив – возвышают серо-бурую шляпку на длинной ножке.

СЛАЙД :Рыжик

Такое милое и уютное название эти съедобные грибы получили за цвет своей мякоти – она солнечно-оранжевая с мягким смолистым запахом. Одинаково вкусны как жареные, так и консервированные. Диетологи уверяют, что порция рыжиков по калорийности превышает кусок говядины. Их яркие шляпки сразу видно в ельниках и сосновых лесах.

СЛАЙД :Груздь

Если бы грибы выбирали своего короля, то им бы непременно стал груздь. Того, кто должен согласно пословице полезть в кузов, легко отличить от несъедобных собратьев по мясистой молочно-белой шляпке. Его большие семьи можно встретить в сосново-берёзовых лесах. Суп груздянка, винегреты, соусы и соленья – недаром груздь считается известнейшим грибом в русской кулинарии.

Ядовитые грибы.

СЛАЙД :Бледная поганка. Шляпка у молодых грибов полушаровидная (молодую бледную поганку чаще всего путают с шампиньоном, затем плоско-выпуклая, 7-10 см в диаметре, оливково-зеленая, бледно-зеленая до беловатой, ровная, шелковистая, по краю иногда слаборубчатая. Ножка белая с муаровым рисунком, с неопадающим кольцом. Мякоть белая, под кожицей шляпки иногда зеленовато-желтоватая, слегка сладковатая на вкус. Растет в широколиственных лесах. В средней полосе встречается редко, чаще к югу. Смертельно ядовитый гриб.

СЛАЙД :Мухомор красный. Шляпка у молодых грибов шаровидная, затем до плоской, ярко-красная, оранжевая, иногда до желтой с белыми крупными хлопьями, впоследствии иногда исчезающими, очень редко совсем без них. Мякоть белая, под кожицей желтая или красноватая, без запаха, с слегка сладковатым вкусом. Растет чаще в березовых и сосновых лесах, на различных почвах.

СЛАЙД :Ложноопенок серо-желтый. Шляпка 2-5 см в диаметре, желтая или буровато-желтая, цвета дубленой кожи. Пластинки серно-желтые, затем зеленоватые, наконец, черновато-оливковые. Ножка тонкая, полая, ровная, желтая, волокнистая. Мякоть желтая, горькая на вкус. Растет на гнилой древесине лиственных, реже хвойных пород, на пнях и около пней, группами.

- Как вы думаете откуда ребята брали информацию о грибах?

- Кто писал эти тексты ученый или поэт? (ученые, энциклопедия СЛАЙД : энциклопедия)

Постановка темы, целей урока

-Сегодня мы продолжим нашу большую тему, которая называется….» Люблю природу русскую»

Отгадайте загадки:

СЛАЙД : Зажгла огней рябиновый костер.

То - щедрая красавица

Игриво улыбается

И охраняет всех косым дождем.

(осень)

- Какой вы видите осень в этой загадке? (золотая; серая, мокрая, дождливая)

- О чем пойдет речь на уроке? (осень)

- А вы любите осень?

- Что же вам в ней нравится?

- Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- А какой сейчас идёт месяц? (октябрь.)

- Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом».

- Почему? (потому что с деревьев опадают увядшие пожелтевшие листья.)

-ПРИМЕТА- А знаете ли вы, что если листья, осыпаясь, лягут изнанкой - это к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме. Проверьте!

Работа над темой урока

- Как творческие люди могут выразить любовь к осени? Как музыканты могут выразить свою любовь художники, писатели и поэты?

- Я хочу вас познакомить с музыкальными произведениями ….(музыка сов. и даг.)

- Хочу показать вам картины художников…. (картины рос. И даг)

- А вот как видят осень знаменитые художники И. Левитан и И. Грабарь (картина И. Левитана «Золотая осень», И. Грабаря «Рябина и березы») - Какие краски использовали вы и художники в своей работе? СЛАЙД :

Продолжение работы по теме урока

- Давайте прочитаем статью в энциклопедии. Что ученые пишут об осени?

СЛАЙД : Осень – это время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Осенью интенсивность солнечных лучей средняя.

Беседа на основе прочитанного

- С какой целью написан текст?

- Какие предложения по цели высказывания в нем встретились?

- Какой это текст научный или художественный? (А мы сегодня читали научные тексты? – Какой? «Про грибы»)

- Какие научные слова вы услышали? (средняя интенсивность)

Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»

Игра «Собери название»

- А сейчас прочитаем еще один текст об осени. Подул осенний ветерок и все буквы рассыпались, помогите собрать название.

ЕНЕСОНЕ РУОТ

- Как вы думаете, о чем пойдет речь?

- Кто из вас знает автора этого текста?

- Слайд. Рассказ одного ученика о М. Пришвине, показ портрета.

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.

Выставка книг М. Пришвина.

Исследовательская групповая работа.

СЛАЙД – книги Пришвина

- Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия. Сделайте вывод, о чем писал М. Пришвин.

-Сегодня мы познакомимся с произведением писателя – М. Пришвина – большого знатока и любителя русской природы, который все свои произведения посвятил описанию родной природы. Его герои любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.

-А на этом слайде книги Михаила Пришвина о природе. Я советую вам их почитать.

ФИЗМИНУТКА СЛАЙД

- Мы листики осенние,

На ветках мы сидим (садятся на корточки)

Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Подготовительная работа к чтению

Словарная работа

Учитель : объясните значение слов

Слайд :

Мало-помалу (медленно по чуть-чуть)

Душа - бестелесная оболочка, невидимая человеческому глазу.

- Что такое парашютик, винтик, мотылек?

- Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом.

Парашютик – маленький парашют.

- Как летит парашют? (медленно)

- Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой.

- Как вращается винт? (быстро)

- Что такое винтик? (маленький винт)

- Кто такой мотылек? (маленькая бабочка)

Выразительное чтение рассказа «Осеннее утро» учителем. Беседа по первым впечатлениям

- Понравилось ли вам? Что вы почувствовали?

- Какие в нем встретились предложения по цели высказывания?

- К какому жанру относится это произведение? ( на доске: таблички со словами: сказка, стихотворение, рассказ)

Как определили?

Подготовительная работа

-Подготовим наш речевой аппарат к чтению рассказа.

-Прочитайте по слогам, затем быстро целыми словами:

СЛАЙД

Про-буж-да-ет- ся пробуждается

Па-ра-шю-тик парашютик

Раз-ле-те-лись разлетелись

Пе-ре-лёт-ные перелётные

Повторное чтение (жужжащее) читает весь класс Задание перед чтением: найти, сколько раз в рассказе встречается слово «утро».

Анализ произведения

- Сколько раз встретилось слово «утро»?

- Как вы думаете, почему?

- Из каких слов мы понимаем, что рассказ об утре?

- Какой текст сейчас прочитали: научный или художественный?

Выборочное чтение

-О каких приметах осени говорит автор? (выб. чтение)

- Что вы знаете о «бабьем лете»?

Слайд : Бабье лето - этоДлительный период теплой и сухой погоды в конце сентября или первой половины октября. В «бабье лето» происходит вторичное зацветание некоторых растений.

- А что Пришвин пишет о бабьем лете? (выб. чтение)

- С чем автор сравнивает листья?

Давайте попробуем изобразить движения листочков.

(Как парашютиком - плавно, раскачиваясь из стороны в сторону; мотыльком - плавно кружась, винтиком - быстро кружась).

- Как автор связывает полет листьев с перелетными птицами? (выб. Чтение)

- Какие птицы улетят последними? (грачи)

- Какое определение дает писатель осеннему дню? Выделите карандашом

- Какую картину вы себе представляете? (словесное рисование)

- Какие чувства он испытывает? (выб. чтение)

- Как вы понимаете последние слова «и все кончится»?

Ребята,мы только что познакомились с рассказом Пришвина.

А сейчас я хочу предложить вашему вниманию стихотворение немало известного поэта, в котором он выражает свое отношение к этому времени года.

- Стих-е Расула Гамзатова

1

Мы затворили окна поневоле

И не бежим купаться на заре.

Последние цветы увяли в поле,

И первый иней выпал на дворе.

Касатки с грустью маленькие гнезда

Покинули до будущей весны.

Пруд в жё лтых листьях: кажется, что звёзды

В его воде и днём отражены.

От спелых яблок ломятся базары.

Открыл букварь за партой мальчуган,

И слышно, как спускаются отары

С нагорных пастбищ, где лежит туман.

Гремя, как меч в разгаре поединка,

Летит поток седой Кара-Койсы,

В нём маленькая первая снежинка

Слилась с последней капелькой грозы.

Уже в долинах зеленеет озимь,

Шуршит листва на дикой алыче,

В плаще багряном к нам явилась осень

С корзинкой винограда на плече.

С улыбкой на охотника взглянула,

Присела с чабанами у огня.

Я возвращаюсь в город из аула.

Будь щедрой, осень : вдохнови меня!

- Ребята, вы догадались, чьи эти строки? (я вам подскажу,чей юбилей отмечала вся страна? СЛАЙД РАСУЛ ГАМЗАТОВ

- Что вы узнали об этом поэте?

Расул Гамзатович Гамзатов — выдающийся советский аварский и российский поэт публицист и политический деятель. Расул Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в ауле Цада Хунзахского района Дагестана в семье Гамзата Цадасы — народного поэта Дагестана. Учился в Аранинской средней школе. Окончил Аварское педучилище в 1939 году. До 1941 года работал школьным учителем, затем — помощником режиссёра в театре, журналистом в газетах и на радио. С 1945 по 1950 годы учился в Литературном институте им. А. М. Горького в Москве. Несколько десятилетий был делегатом писательских съездов Дагестана.

Расул Гамзатович начал писать стихи в 1932 году, печататься — в 1937 году, в республиканской аварской газете «Большевик гор». Первая книга на аварском языке вышла в 1943 году. Он переводил на аварский язык классическую и современную русскую литературу. В Литературном институте им. А. М. Горького Гамзатов познакомился и подружился с молодыми поэтами, которые начали переводить стихи Расула Гамзатова на русский язык. Поэту-переводчику Н. Гребневу принадлежит перевод особенно широко известных «Журавлей», которые стали песней по инициативе и в исполнении М. Н. Бернеса в 1969 году.

Ряд других стихов Расула Гамзатова тоже стали песнями, например, «Исчезли солнечные дни». С Гамзатовым тесно работали многие композиторы, в том числе Дмитрий Кабалевский, Ян Френкель, Раймонд Паулс, Юрий Антонов, Александра Пахмутова. Р. Гамзатов был членом редколлегии журналов «Новый Мир», «Дружба народов», газет «Литературная газета», «Литературная Россия», других газет и журналов. С 1951 года и до конца жизни возглавлял писательскую организацию Дагестана. Изданы десятки его поэтических, прозаических и публицистических книг на аварском и русском языках, на многих языках Дагестана, Кавказа и всего мира.

- Мы с вами познакомились с рассказом Пришвина и узнали как он относится к осени.

- А теперь давайте понаблюдаем какова наша Дагестанская осень глазами Расула Гамзатова.

Беседа по содержанию.

Слайды Иней,

-Ребята, почему мы затворяем окна,не бежим купаться с утра.

Слайды Касатки

- Почему касатки покидают с грустью покидают свои гнезда?

- С чем сравнивает Расул Гамзатов желтые листья в пруду?

- Автор говорит,что от спелых яблок ломятся базары. Почему?

- Прочитайте вторую строчку и скажите, почему в стихотворении об осени говорится о мальчике с букварем?

СЛАЙД ОТАРА

- Кто знает, что такое отара?

- А почему они спускаются с гор?

_ Слайды : Поэт в своем стихотворении описывает реку Кара- Койсу. Эта река - -O-?

- А как ее описывает поэт?

- Прочитайте последние два куплета и скажите, куда направилась осень?

- Какие сходства и различия вы нашли в этих двух произведениях? (Опадающие листья, перелет птиц).

Различие – Осенее утро и ОСЕНЬ В ГОРАХ.

СЛАЙД

- Итог урока : О каком времени года, мы сегодня говорили?

-С какими произведениями познакомились мы на уроке?

_ Какое из них вам понравилось больше и почему?

Домашнее задание - -

Подготовить выразительное чтение рассказа Пришвина «Осеннее утро» и стихотворения Расула Гамзатова «Осень».

Нарисовать рисунок к рассказу или к стихотворению по выбору.

Рефлексия - Чем понравился ли урок? Какое у вас осталось настроение?

Выберите листок, чтобы оценить свою работу на уроке

Красный -Я – молодец!

Желтый - Могу и лучше!

Оранжевый - Надо постараться.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Открытый урок по географии для учащихся 7 класса «Австралия»Открытый урок по географии для учащихся 7 класса «Австралия» Разработка открытого урока Тема урока: Австралия: образ материка. Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления системы.

Открытый урок для дошкольников «Цветной эксперимент» (радуга)Открытый урок для дошкольников «Цветной эксперимент» (радуга) Цель занятия: Повторение таких слов,как "радуга","цвета радуги". Закрепление умения работы с гуашью и кистью. Материал для занятия: Поастиковые.

Открытый урок ИЗО «Метаморфозы цветочного образа» Конструкт занятия Тема урока:«Метаморфозы цветочного образа»Тип урока: комбинированный Цель урока: Развивать умения создавать образ цветка.

Открытый урок по литературному чтению «О друзьях хороших и верных» Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений. ЦЕЛИ: • Помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия «дружба» • Воспитание.

Открытый урок по окружающему миру «Разговор о правильном питании» Цели: формировать здоровый образ жизни посредством правильного питания; воспитывать культуру здоровья. Задачи: • Воспитательные: воспитать.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок по светской этике «Справедливость» Тема урока: «Справедливость» Цель: формирование у младших школьников мотиваций к осознанному поведению по моральным правилам справедливого.

Открытый урок «Словосочетание и предложение» в 8 классе для обучающихся с недостатками слуха Урок составлен для обучающихся с недостатками слуха. Тема урока. Словосочетание и предложение. Предмет Русский язык Класс 8 Автор урока.

Открытый урок в 1 классе по азбуке «Согласные звуки [Л]-[Л’], [М]-[М’]» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [л]-[л], [м]-[м] и буквами эль, эм. 2. Развивать навык чтения и фонетический слух.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание приставок и предлогов. Тип урока: урок закрепления знаний Цель: развивать умения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок по литературе «Восприятие осени в произведении М. М. Пришвина «Осеннее утро» и других на выбор»
Опубликовано: 25 октября 2023 в 12:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытый урок по литературе «Восприятие осени в произведении М. М. Пришвина «Осеннее утро» и других на выбор»» (включая файлы) размещена пользователем Диана Мамаева (УИ 2537094) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД