Стучкова
Открытый урок по литературе в 7 классе по рассказу Платонова «Юшка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я тоже, всему свету нужен…» -
открытый урок по литературе в 7 классе.
Учитель: Стучкова Лариса Александровна
Предмет: литература
Класс: 7 класс
Тема: Платонов «Юшка». «Я тоже всему свету нужен…» (1 урок)
Дата проведения: 13.03.2018
Тип урока: открытие новых знаний. Форма урока: урок - размышление
Технологии: технология критического мышления, ИКТ.
Продолжительность урока: 40 минут
Темочки:
Оборудование: Литература. 7 класс. Учеб. – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 2./ Авт. – сост. В. Я. Коровина. – М. : Просвещение, 2016. ; раздаточный материал с таблицей; Толковый словарь, ноутбук, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация.
Идея урока: рассмотреть, как конкретная жизнь человека расширяется для осмысления житейской мудрости и даёт повод для философских размышлений о нравственности.
Цели урока:
Образовательные:
- совершенствовать навыки анализа художественного текста и самостоятельной работы с литературным произведением;
- формировать читательскую культуру и навыки осознанного чтения художественного произведения;
Развивающие: - совершенствовать навыки устной и письменной творческой деятельности;
Воспитательные:
- формировать нравственные качества личности учащихся, умение оценивать поступки людей с нравственных позиций.
Личностные УУД:
- различать основные нравственно - этические понятия;
- соотносить поступок с моральной нормой;
- оценивать поступки героев и свои с точки зрения нравственности;
- проявлять правила делового сотрудничества, работая на уроке в паре или группе.
Познавательные УУД:
- составлять литературный портрет героя;
- воспроизводить в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- находить дополнительную информацию, используя словари и интернет-ресурсы;
-презентовать подготовленную информацию в наглядном виде;
-обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные УУД:
- воспринимать и анализировать текст с учётом поставленной задачи;
- составлять небольшое устное монологическое высказывание, «удерживать» логику повествования,приводить убедительные доказательства;
- писать о синквейн, используя полученную информацию.
Регулятивные УУД:
- формулировать целеполагающий вопрос на уроке.
Форма организации учебной деятельности:
- индивидуальная,
- фронтальная,
- групповая
Методы и технологии, используемые на уроке:
- методика исследовательских заданий,
- личностно-ориентированное обучение;
- элементы технологии развития критического мышления,
- элементы технологии проблемного обучения,
Приемы деятельности учителя:
- беседа,
- вызов к размышлению,
- работа со словом,
- использование презентации в качестве иллюстративного материала.
Основные виды деятельности учащихся:
- анализ текста,
- самостоятельная работа,
- работа со словарём,
- написание синквейна
Ход урока:
I.Организационный момент
Ребята, здравствуйте. Сегодня нам предстоит сложная, но очень интересная работа. Мы с вами будем анализировать прочитанный вами дома рассказ А. Платонова «Юшка». Дадим характеристику главному герою. Я думаю, каждый из вас, знакомясь с этим произведением, уже составил какое-то представление и о главном герое, и о его поступках, и о тех людях, которые его окружали, и, наверное, даже об авторе рассказа. Внимание! У вас на столах лежат листки с заданиями, которые мы будем выполнять в ходе урока. Сейчас обратите внимание на таблицу № 1 о жизни писателя. Пока идет презентация ее надо заполнить, проанализировав, что вы уже знали о Платонове, что узнали нового, что вас в его биографии заинтересовало, и вы бы хотели узнать подробнее.
II.Работа с новым материалом м.
Слово учителя о А. Платонове (с презентацией)
Писатель Андрей Платонов был необыкновенным человеком: он одновременно был инженером, влюбленным в свое дело, и очень ярким писателем. Платонов – это псевдоним (псевдоним – вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты). Настоящая фамилия писателя – Климентов. Может быть, он взял этот псевдоним от имени отца, от которого унаследовал любовь к технике и «потной работе», преклонение перед поэзией паровозов и вообще машин. Отец писателя был слесарь железнодорожных мастерских, талантливый изобретатель - самоучка. Он дважды удостоен звания Героя труда. Мать Мария Васильевна Лобочихина была дочерью часового мастера. После замужества женщина занималась домашним хозяйством. Семья Климентовых была большой. За свою жизнь Мария Васильевна родила одиннадцать детей. Платон Фирсович проводил в мастерских почти все свое время. Старшие дети с юных лет помогали отцу зарабатывать деньги, чтобы прокормить семью.
В возрасте семи лет Андрей был зачислен в церковно-приходскую школу. В 1909 году мальчик поступил на обучение в городскую четырехклассную школу. С 13 лет будущий писатель начал работать по найму. Юноша пробовал разные профессии, до восемнадцати лет он успел поработать во многих мастерских Воронежа.
Платонов был начитанным человеком, хотя учиться ему пришлось недолго. Еще учеником городского училища он начинает сочинять стихи, которые появляются в журналах и сборниках вплоть до 1932 года. Но определяющим жанром в его творчестве становится проза.
В годы Великой Отечественной войны Платонов – фронтовой корреспондент газеты «Красная звезда». Он не покидает армии, даже будучи болен туберкулёзом. Корреспонденции, рассказы, очерки Платонова появляются во фронтовых и центральных газетах, выходят сборники военных рассказов.
Много и напряженно писатель работает после войны, несмотря на то, что силы покидают его. Умер А. П. Платонов 5 января 1951 года. Платонов прошел трудный путь, но ему удалось главное: его книги продолжают жить.
Попрошу озвучить свои записи.
(Ответы детей)
Знал Хочу узнать Узнал - оформлено в виде таблицы
Ту информации, которую вы хотите узнать я предлагаю найти самим в интернет-источниках и поделиться ею на следующем уроке.
Ребята, сейчас мы в презентации мы посмотрим иллюстрации к произведениям Андрея Платонова, с которыми вы уже познакомились. Попробуйте вспомнить эти произведения.
(рассказы “Никита”, “В прекрасном и яростном мире…”, “Корова”, сказка – быль “Неизвестный цветок”, сказки “Волшебное кольцо”, “Финист – Ясный Сокол»)
Что общего в этих произведениях? Чему они учат? Какая идея их объединяет?
(ответы детей)
В этих произведениях звучит идея доброты, взаимопомощи, жизни для других. Таков и рассказ «Юшка», который вы прочитали дома к сегодняшнему уроку.
Эпиграфом к уроку я взяла высказывание Платонова - «Каждый человек неповторим, а потому бесценен».
О чем, исходя из эпиграфа, пойдет речь сегодня на уроке?
- о ценности человеческой жизни.
- А в чем ценность человеческой жизни?
Давайте попробуем разобраться в этом на примере жизни главного героя рассказа «Юшка»
- Итак, с первых строк рассказа мы знакомимся с его главным героем. Автор даёт подробный литературный портрет Юшки. Что мы узнали о нём?
Ребята, используя текст, говорят о том, что Юшка мал ростом и худ; в руках у него мало силы. Он не пил чай и не покупал сахар, а одежду носил одну и ту же долгие годы без смены …
- Почему автор в описании особо выделяет его глаза?
Он плохо видел, и глаза у него были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как не остывающие слёзы. Глаза – зеркало души, а душа у Юшки плачет.
- Почему же плачет душа Юшки? (дети отвечают)
- Почему же люди так относились к Юшке? Почему не боялись его обидеть? Что за человек Юшка? Попробуйте охарактеризовать его, одним словом. Подберите ряд прилагательных, создающих внешний образ Юшки, запишите их в левый столбик ваших листков.
Записываем на доске предлагаемые слова-характеристики, дополняю этот ряд, если это необходимо:
СЛАБЫЙ, ЖАЛКИЙ, НЕКАЗИСТЫЙ, НЕВЗРАЧНЫЙ, ТИХИЙ, СКРОМНЫЙ, НЕЗАМЕТНЫЙ, КРОТКИЙ …
- А как вы понимаете слово КРОТКИЙ? Давайте к нему подберём синонимы.
Записываем в тетрадях: кротость, беззлобность, незлобивость, покорность, смирение, безропотность, безответность.
В «Словаре русского языка» С. Ожегова: «Кроткий – незлобивый, покорный, смирный».
- Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как ощущает себя Юшка в окружающем его мире? Как относятся односельчане? Сейчас я даю задания по группам.
1 группа выписывает все глаголы действия детей по отношению к Юшке. Находит ответную реакцию Юшки.
2 группа находит в тесте ответы на вопросы. Что взрослые говорили детям о Юшке? Обижали ли взрослые Юшку? Что взрослых больше всего раздражало в Юшке?
Я даю вам 3 минуты на выполнение задания.
Итак, проанализируем отношение взрослых и детей к главному герою Первая группа, что у вас получилось?
Дети, увидев тихо бредущего Юшку, бросали свои игры и с криками бежали за ним. Они поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку, толкали его и старались сделать ему больно. Дети терзали его.
-кричали – бросали в Юшку предметы - снова окликали его -затем снова бросали в него предметы с земли -подбегали к нему -трогали его и толкали - потрогав его руками или ударив его, они видели, что он живой - опять толкали Юшку и кидали в него комья земли -начинали сами серчать на Юшку
Почему же дети серчали на Юшку?
Дети не знали другого такого человека, который не ругал их, не брал хворостину, не гнался бы за ними. Они думали, если вправду живет на свете, пусть он лучше злится, как все взрослые вокруг них, что было бы для них обычным, привычным
Как отцы и матери относились к поступку своих детей по отношению к Юшке? Что они говорили? (2 группа)
Родители не ругали детей за их отношение к Юшке: когда они плохо учились или не слушались их, они говорили: «Вот будешь такой же, как Юшка! Вырастешь, и все тебя будут мучить!
.То есть родители понимали, что их дети мучают Юшку, но считали это нормой.
Почему? Потому что сами так относились к нему.
А как взрослые относились к Юшке?
Тоже иногда обижали его, у взрослых было злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью
Отвечал ли Юшка обиды? Зачитайте отрывок из текста. (1 группа).
За что же больше всего люди обижали Юшку? Что им в нем не нравилось?
-Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?-
- людям не нравилось непохожесть Юшки. Чем же он отличался от других? Ответ на этот вопрос мы получим, видя Юшку на природе. Найдите в тексте как Юшка относился ко всему живому и природе. (ст. 121). Чтение отрывка
Какое чувство переполняло Юшку?
Любовь.
При людях он скрывал эту любовь. Люди не только не умеют любить сами, но и мешают любить себя
Были ли в городке рядом с Юшкой люди, которые заботились о нём?
(Кузнец, дочь кузнеца Даша).
В чём вы видите проявление заботы с их стороны?
Кузнец давал ему работу, кров, жалованье, еду. Он ведь мог найти другого человека, более сильного, чем Юшка, но он этого не делал. Дочь кузнеца Даша всегда приводила его домой, если он, беспомощный, лежал где-нибудь на земле после встречи со злым человеком. Они жалели его.
А ещё столяр из мебельной мастерской, который увидел умершего Юшку, переложил его на спину, вытер уста Юшки ладонью и сказал: «Прощай, Юшка, и нас всех прости.»
Ребята, послушаем ещё раз,что говорила Даша Юшке, когда вела его домой после того, как его бил взрослый, и он потом долго лежал на дороге в пыли.
(Сценка-диалог в исполнении учащихся)
- Лучше бы ты умер, Юшка. Зачем ты живёшь?
-Это отец- мать меня родили, их воля была. Мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузне помогаю.
-Другой бы нашёлся, помощник какой!
-Меня, Даша, народ любит!
- У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь- народ тебя любит.
-Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое.
В чем видел Юшка причину жестокости людей?
В том, что «сердце в людях бывает слепое»
Что по вашему значит слепое сердце?
ответы детей
- Вы оказались единодушны в своём понимании «слепого сердца». Если подвести итог, то «слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.
- Мы уже настолько привыкли к Юшке, уже стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все так давно ждали, - Юшка осерчал. Случайно ли это слово? Платонов мог использовать любое близкое по значению слово – рассердился, разозлился, разгневался, вознегодовал, возмутился. Но он употребил именно слово осерчал. Как вы думаете, почему?
Ребята говорят о том, что трудно представить тихого, безответного, кроткого Юшку разгневанным или негодующим. Слово осерчал как нельзя лучше соответствует его образу.
- Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни?
Чтение по ролям эпизода встречи Юшки с прохожим.
Вместе делаем вывод: Юшка осознаёт ценность в этом мире
Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…
- Читать строки, повествующие о последних минутах жизни Юшки, очень тяжело
- Произошло то, чего хотели люди, - Юшка осерчал и ушёл из жизни. Признали они его «своим», «похожим»? Раскаялись?
Проститься с Юшкой пришли все, кто знал его и мучил при жизни. Прощения попросили. Но похоронили – и забыли про него.
Вновь обращаюсь к высказываниям ребят: «У Юшки, без сомнения, было доброе и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем… Такой человек способен изменить мир».
Вместо точки в конце предложения ставим вопросительный знак.
- Способен изменить мир Юшка?
- Нужен ли Юшка всему свету? Что изменилось в жизни людей после его смерти?
Дети находят строки, где говорится о том, что без Юшки людям стало жить хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди них, потому что не было безответного Юшки.
Обращаем внимание на слово глумление – издевательство, надругательство.
- Так неужели весь смысл жизни Юшки сводится к тому, чтобы принимать «злобу и глумление» на себя! Для чего живёт Юшка?
Ребята рассказывают о приёмной дочери, ради которой он не пил чай и не ел сахара, чтобы «она ела его». Юшкина добрая душа жила теперь в этой тихой, кроткой девушке.
- Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. Юшка выполнил своё предназначение, и теперь мы ещё лучше понимаем его слова: «Я тоже всему свету нужен».
Значит, способен что-то изменить даже тихий, безответный, кроткий Юшка. Запишите теперь внутренние качества Юшки. Какой он? (правый столбик)
Добрый. Отзывчивый. Любящий. Трудолюбивый. Неравнодушный. Всепрощающий.
С каким героем, недавно изученного произведения Горького мы можем сравнить Юшку? С Данко.
Сравнение Данко Юшка (в фоме таблицы)
Критерии для сравнения:
Главное качество души. Любовь к людям Любовь к людям
Смерть. Замети ли ее люди? Переживали ли? «Люди, радостные, не заметили смерти Данко и не видели, что рядом с трупом Данко пылает сердце». «Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся»
Что сделали для людей? Вывел из леса Вырастил сироту, ставшую врачом, которая стала помогать людям
Чем пожертвовали? Сердцем. Экономил на себе и терпел обиды от людей
. Какой мы можем сделать вывод исходя из данного сравнения?
Важен каждый человек на земле, не зависимо от масштаба его деятельности. Данко спас целое племя. Юшка заботился о жизни простой девушки-сироты, но этот поступка оказалась очень значимой для людей.
Что нужно человеку чтоб жизнь его была ценна?
Творить добро.
Давайте составим синквейн по произведению Платонова «Юшка».
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи, выражающее суть темы; своего рода резюме.
ЮШКА
Безответный, терпеливый
Сострадает, любит, помогает
Высокой души человек
НУЖЕН.
Д/з. ст. 127-140 «В прекрасном и яростном мире»- прочитать. Плюс подготовить информацию, которая вас заинтересовала вначале урока.
III. Итоги урока.
- Жизнь – это самое дорогое, что есть на свете. Любая. И она была бы, наверно, не полна без ощущения утраты того света, любви, жажды жизни, которые несут в себе герои Платонова.
И слабый, больной Юшка, страдающий от людской жестокости, но убеждённый в необходимости жить, и неизвестный цветок из одноимённой сказки-были, как-то по-человечески упорно борющийся за своё существование, несут в себе великую силу любви к жизни. Они сильны в своём стремлении просто жить, и достойны самого глубокого уважения и искренней любви.
Учитель на фоне музыки читает стихотворение:
Хочется крикнуть людям:
“Будьте щедрей на ласку!”
Путь человека труден,
Мало похож на сказку.
Как скопидом монеты,
Ласку не прячьте, люди,
Пусть она добрым светом
Вечно светить вам будет.
- И каждый из вас пусть всегда будет уверен : Я ТОЖЕ ВСЕМУ СВЕТУ НУЖЕН!