Елена Легостаева
Открытый урок по литературе «Сергей Есенин. Жизнь и творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Сабаты таырыбы\ Тема: «С. Есенин. Жизнь и творчество»
Сабаты
асаты\ Цели:
1. Білімділік\ Обучающая: дать понятие об эпохе, познакомить с жизнью, литературной деятельностью, стихотворениями Есенина.
2. Трбиелік\ Развивающая: обогатить свое представление о его личности, совершенствование навыков выразительного чтения, монологической речи; развитие музыкальной культуры.
Публикация «Открытый урок по литературе „Сергей Есенин, Жизнь и творчество“» размещена в разделах
3. Дамытушылы\ Воспитывающая: воспитывать внимательное и критическое отношение к эпохе, интерес к творчеству поэта, воспитание любви к родине; воспитание любви к литературе.
Сабаты трі\Вид урока : усвоение нового материала.
Сабаты крнекілігі\ Оборудование:
• портрет С. А. Есенина;
• выставка книг по теме;
• портреты и иллюстрации адресатов есенинской любовной лирики;
• записи песен, гитара.
• ТСО: компьютер, проектор, экран.
•
Сабатын барысы\Ход урока :
1. Оргмомент: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проводим урок, посвященный жизни и творчеству великого русского поэта – С. Есенина. Для полного и объемного понимания этой темы мы объединили три группы.
2. Изучение нового материала:
Учитель: Тема нашего урока “ С. А. Есенин : жизнь, творчество, личность”. Эпиграф: «Вот жалеют – Есенин мало прожил. Ровно с песню. Будь она эта песня длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает…»
Василий Шукшин
Сегодня мы познакомимся с атмосферой, в которой вырос великий поэт, рассмотрим, как время и личное отражаются в поэзии Есенина, увидим особенности поэтики его стихотворений.
Ребята, во время урока вы должны не просто слушать, восхищаться и запоминать, а также и работать в тетради, т. е. кратко записывать те факты жизни и творчества, которые вам пригодятся при выполнении самостоятельной работы.
Красивые, трогательные стихи - их мог создать только человек с тонкой душой. Несмотря на свою молодость, он воспринимал мир так, как будто познал все его непознаваемые грани. Тончайший лирик, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам. И все эти чувства передаются читателю с такой легкостью, что каждый может сказать, что познал весь смысл его доброй души, мысли. Но все мы ошибаемся. Есенин - это большее, особенное, совсем не то, что нам преподносят историки в его биографии. И вот я хотела бы, чтобы вы, слушая наш рассказ об этом великом поэте, подумали: так кто же такой – поэт Сергей Есенин, и что он хотел сказать своим творчеством.
Ведущий 1:
Несказанное, синее, нежное.
Тих мой край после бурь, после грёз.
А душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом мёда и роз.
Учитель: Сергей Есенин – это человек удивительно яркой, трагической судьбы. О нём, его жизни и творчестве наш рассказ.
Роль Есенина исполняет Емельянов Д. (М17, дед – Владимиров А. (М17, бабка - Шакиева К. (П1-17).
Сценка 1: Детство
(Звучит балалаечный напев, и выходит Есенин в русской рубахе)
Слайды: фотографии матери, Константиново, детские.
Есенин. Я, Сергей Есенин – сын крестьянина. Родился 2 октября в 1895 году в старинном селе Константиново Рязанской губернии, которое привольно раскинулось на высоком правом берегу Оки. ( Слайды: фотографии матери, сестер)
Так как мать моя, Татьяна Титова замуж была отдана помимо воли, а отец был беден, то в 2 года меня вернули в дом деда по матери, где я и воспитывался. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном. Стихи я начал слагать рано, Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам.
(Появляются дед и бабка).
Бабка. Ну, нешто так можно, Сергуша, весь в царапинах, опять с соседскими мальчишками подрался! Али на яблоню лазил?
Дед. Ты, это, у меня, старая, не трожь, он так крепче будет!
Бабка. Только в субботу помыли, голову нагофрили, аж гребень поломали о кудри, а он.
Видать, не выйдет из него учителя, вон весь чумазый.
Дед. Как не выйдет! Вот отдадим его в земское училище, потом в церковно-учительскую школу, а потом и в Москву дальше на учителя учиться.
Есенин. Не буду учителем.
Дед. А кем тогда?
Есенин. Никем, частушки буду сочинять!
Дед. Частушки. Ах, ты деду перечить! Бабка, розги! (Уходят)
( Слайды: фотографии природы)
В Москве
Есенин : «Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16–17 годам, когда приехал в Москву к отцу. Устроился помощником корректора в типографию»
(Слайды – фотографии молодого Есенина)
Чтец: Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
Ведущий 2: Он становится членом Суриковского литературно-музыкального кружка, объединявшего начинающих писателей и поэтов из рабочих и крестьян. В сентябре 1914 года начинает слушать лекции Московского городского народного университета им. А. Л. Шанявского. В этом же году в детском журнале “Мирок” под псевдонимом “Аристон” опубликовано его стихотворение “Берёза”.
Чтец: стихотворение «Береза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Ведущий 1: весной 1915 года Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с Блоком, Городецким, Гумилевым. Здесь выходит первая книга стихов «Радуница».
О чем же его стихи?
Есенин : «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».
Песня: «Отговорила роща золотая»
Ведущий 2: Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. «Россия… Какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее что-то…»
Чтец: Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси –
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси?
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Война.
(Слайды – фотографии: война)
Ведущий 1. Жизнь, “настоящая жизнь Руси” несла Есенина на “корабле современности” всё дальше.
Ведущий 2. В разгаре первая Мировая война, на фронте гибнут люди.
Эпизод из фильма 1. (война, Есенин – санитар в госпитале)
Ведущий 1. Есенин служит санитаром в Царскосельском военном госпитале.
Ведущий 2: Время Есенина - время крупных поворотов в истории России. Октябрь озарил есенинскую поэзию новым светом. Теперь главное в его произведениях - осознание сил свободы. С годами все зримее, понятнее представились Есенину события Октябрьской эпохи. Есенин : “В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном”.
Сценка 7: Есенин и Айседора Дункан. (Емельянов Д., Груздева А., Штаймец Е.)
1921 год
Ведущий 1. Хотя Есенин и бесконечно любил деревню, чаще он жил в Москве и Петербурге.
Есенин. А не пойти ли мне сегодня, в студию Якулова, сегодня у него в гостях, я слышал, известная французская танцовщица Айседора Дункан, её пригласило советское правительство обучать искусству танца детей пролетариев, говорят, она красавица.
(звучит музыка, выходит Айседора Дункан)
(на слайдах – фотографии Есенина, Айседоры Дункан).
Танец Айседоры
Есенин. Богиня! Шикарная пластика! Товарищ Якулов, познакомьте меня с вашей гостьей.
Якулов. Товарищ Айседора – товарищ Есенин.
Айседора. Золотая голова. Ангел. Чёрт.
Есенин. Люблю Дункан! Изадора! Я люблю тебя! Я влюбился по уши!
Айседора. Не понимай.
Есенин. Ну почему ты не понимаешь по-русски!
Айседора. А сначала, как мы познакомились, все шло как нельзя лучше. Вскоре я выучила несколько десятков русских слов и стала называть тебя "Сергей Александрович". Мы ходили на приемы, на литературные вечера, где я обязательно танцевала, а ты непременно читал стихи. Помнишь, как мы проезжали мимо церквушки на Арбате?.
Есенин. Да, я помню эту церквушку. Тогда я тыкал в нее пальцем и говорил: "Видишь, Сидора, вот здесь мы с тобой будем жениться! Ты понимаешь, же-нить-ся!"
Айседора. Где же эти прекрасные времена. Через полгода ты, в беспамятстве, посылал меня ко всем чертям и иногда даже бил.
Есенин. Потом, от стыда, я убегал, скрывался у друзей, а потом возвращался - измученный, охваченный нежностью и раскаянием.
Песня «Не бродить, не мять в кустах багряных»
Айседора. Я прощала всё, так как знала, что у тебя, любимый, было сложное детство. Свою мать ты видел в последний раз много лет назад, но все годы испытывал нежные чувства. Писал ей письма в прозе и стихах.
(на слайдах – фото матери Есенина)
Песня “Письмо матери” - Иванов С. А.
Ведущий 2. Чтобы вырвать его из пучины бесконечной гульбы, Айседора вышла за Есенина замуж и увезла его в Европу, а оттуда в Америку. Но едва они пересекли границу, в личных отношениях начались проблемы. В Берлине Есенин сбежал и довольно быстро наладил контакты с соотечественниками. Его стихи имели там большой успех,
Ведущий 1. Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве. Но он не смог найти себе места в новой большевистской России. По свидетельству современников, когда он впадал в запои, то мог страшно "крыть" советскую власть. Спецслужбы его не трогали и, продержав некоторое время в милиции, вскоре отпускали - к тому времени Есенин был знаменит в обществе как народный, “крестьянский” поэт.
Ведущий 2. Большое место в жизни поэта занимала актриса Августа Миклашевская – красавица – совсем юная актриса Московского театра.
Ведущий 1. В период с сентября по декабрь 1923 г. Есенин написал цикл стихотворений «Любовь хулигана», посвященный Миклашевской. Вошли в этот цикл шедевры любовной лирики: «Заметался пожар голубой», «Пускай ты выпита другим», «Мне грустно на тебя смотреть», «Дорогая, сядем рядом».
Чтец: «Заметался пожар голубой»
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Есенин :
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали….
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Есенин : Чтоб развеять тоску, я решил, как великие наши поэты, поехать на Кавказ. Я всегда мечтал побывать там. Меня манил этот чарующий край, воспетый Пушкиным и Лермонтовым. И вот, в 24 году я, наконец, приехал на Северный Кавказ, выступил в Пятигорске, Кисловодске, а затем отправился в Батум, где и познакомился с Шаганэ.
Слайд о Шаганэ
Ведущий 2: Шаганэ – это армянская учительница, которую полюбил поэт и посвятил ей один из лучших стихотворений цикла «Персидские мотивы».
Звучит аудиозапись стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ.»
Последние годы жизни Есенина
( Слайды: фотографии последних лет жизни)
Ведущий 1. В середине апреля 1920 года Есенин навестил родных в Константинове. Он прожил там 2 недели, оставив в душе и сердце поэта тяжелейшие воспоминания. Страшно было смотреть на эту новую, послереволюционную жизнь, на убиение российской деревни, происшедшее в годы военного коммунизма.
( Слайды: фотографии российской деревни 20-х годов ХХ века)
Историческая справка: слово преподавателю общественных дисциплин Ярышевой Н. А.
Ведущий 2. А ведь Есенин молодо и искренне поверил, что революция принесет крестьянам свободу и счастливую жизнь. Гибель породившего и вскормившего его мира неизбежно навевала мысль о неизбежности собственной гибели
Чтец:
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
Эпилог
Слайд: кадры о Есенине (сначала громко, затем – тише….)
Ведущий 1. Завершающее место в лирике Есенина занял цикл стихотворений, написанных в 1925 г. Главное здесь – воспоминания поэта о своей жизни.
Есенин : Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Ведущий 2. Этот «зимний цикл» – последний аккорд есенинской лирики. Прозвучал он в самый канун рокового спада сил, который окончился для поэта трагически. Времени на жизнь оставалось совсем немного.
Песня «Мне осталась одна забава…».
Ведущий 1. На смену плодотворному периоду литературной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса. Много передумал и перечувствовал Есенин в то время. Одинок и неприкаян был поэт в последние месяцы перед гибелью. Уже началась травля крестьянских поэтов. Все это осложнилось физическим нездоровьем Есенина.
Ведущий 2. Ослабленный болезнью, издерганный, поэт не выдержал очередного приступа депрессии: в Ленинграде, в гостинице «Англетер», ночью 27 декабря Есенин ушел из жизни. Покончил ли он с собой или это было убийство? Пока нет точного ответа на этот вопрос.
Ведущий 1. Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась по стране. В газетах печатали портреты Есенина в траурной рамке, его прощальное письмо, его стихотворение, написанное за день до смерти.
Чтец «До свиданья, друг мой, до свиданья…».
Ведущий 2: 3 октября 1895 года - 28 декабря 1925 года. Две даты из жизни поэта. Первая дата рождения. Вторая дата смерти. 30 лет прожитых поэтом на этой земле. Много это или мало! В старину кавказские старцы наставляли молодежь: "Тридцать лет человек должен учиться, тридцать - путешествовать и тридцать - писать - рассказывая людям все, что увидел, узнал, понял". Девяносто лет. Есенину было отпущено в три раза меньше.
Ведущий 1. Его судьба - подтверждение другого мудрого изречения. Один из героев Василия Шукшина говорит: " Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно - с песню. Будь она, эта песня длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает»
Ведущий 2: Факел есенинской жизни отгорел рано. А факел его поэзии, его души до сих пор светит ярко и, думается, будет светить вечно.
Учитель: Сегодня было сказано много теплых слов о замечательном русском поэте С. Есенине. Я хотела бы вернуться в начало урока, где прозвучал вопрос: так кто же такой – поэт Сергей Есенин, и что он хотел сказать своим творчеством?
Ответы детей:1. Его трагически прожитая жизнь, нелепая смерть - это протест тому укладу жизни.
2. Его жизнь – это протест его тонкой лирической души против всех тех, кто так и не понял красоту его души.
3. Его поэзия вся проникнута «чувством Родины». Он – певец своей родины.
Учитель: Да, ребята, все это верно, и нам нужно учиться у Есенина и других писателей и поэтов так любить родину!
3. Самостоятельная работа:
Учитель: а сейчас давайте повторим пройденный материал: я проведу с вами викторину по жизни и творчеству поэта.
1) Викторина:
1. Где родился С. Есенин? (Рязанская губерния, с. Константиново)
2. Когда и как складывал Есенин свои первые стихи? (Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16–17 годам, подражание частушкам)
3. В каком году и где вышло 1 стихотворение Есенина? (1914 г., в детском журнале «Мирок»)
4. Под каким псевдонимом оно появилось? (Аристон)
5. Как называлась первая книга стихов? («Радуница»)
6. Кем был Есенин во время первой Мировой войны? (санитаром в Царскосельском военном госпитале)
7. Кто, чтобы вырвать его из пучины бесконечной гульбы, выйдя за Есенина замуж, увез его в Европу, а оттуда в Америку. (Айседора Дункан)
8. В какой сборник входит стихотворение, посвященное Шаганэ? («Персидские мотивы»)
9. Назовите сборники стихов Есенина, которые прозвучали сегодня. («Радуница», «Любовь хулигана»)
10. Кому посвящен цикл стихотворений «Любовь хулигана» (посвящен Миклашевской).
11. Кого имел в виду поэт в своём произведении «Страна негодяев»?
12. Какие исторические события отражены в произведении «Страна негодяев»?
2) А теперь поработайте самостоятельно (учитель раздает карточки)
3) Творческое задание : Давайте напишем хотя бы несколько строк признания в любви любимому поэту, слова благодарности за прекрасные стихи и сожаления о том, что его рано не стало.
Чтение работ студентов (1 – 2 по желанию).
4. Домашнее задание: выучить любое понравившееся стихотворение Есенина.
5. Итог урока : вы, ребята, сегодня хорошо поработали. Большое спасибо тем студентам, которые принимали участие в уроке. Всем вам я ставлю «5» за урок. А те работы, которые вы делали самостоятельно, я проверю и оценю позже.
Огромное спасибо за помощь Надежде Викторовне и Сергею Александровичу в проведении урока.
Хочу также выразить благодарность преподавателю общественных дисциплин Ярышевой Н. А., которая с радостью откликнулась на мое предложение провести этот урок и внесла в него немалый вклад. Предоставим ей слово.
Информационные источники:
1. Литературные вечера. 9-11классы:литературно-музыкальные композиции, инсценировка сказки, неделя театра, вечера в литературной гостиной/авт. -сост. С. Б, Шадрина. -Волгоград:Учитель,2007.-138с.
2. Литературная гостиная. 9-11классы:сценарии внеклассных мероприятий. - Вып. 2/авт. -сост. С. Б. Шадрина. -волгоград:Учитель,2009.- 219 с.
3. Литературно-музыкальные вечера для старшеклассников/авт. -сост. Е. В. Яровая, Н. Н. Деменева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 252 с.
4. https://www.museum-esenin.ru/index.php
5. https://www.hrono.ru/biograf/bio_ye/esenin_sa.php
6. https://www.ser-esenin.ru/foto26.html
7. https://esenin.su/
Самоанализ урока
Группа М-17, П2-17, П1-17
Предмет – Русская литература
Тема урока – «Сергей Есенин : жизнь и творчество».
Тип урока – урок–изучение нового материала. Это нетрадиционный урок. Проведен в форме «литературной гостиной» с использованием инсценировок, исполнения песен на стихи Есенина. Эта форма использовалась мной для повышения положительной мотивации к изучению литературы, развития познавательной активности обучающихся, она дает возможность реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Многие ребята проявили активность и интерес в подготовке к уроку, особенно при участии в сценках.
Данный урок является пятым в системе уроков по разделу «Русская литература 20 века. Материал урока позволит познакомиться с его литературной деятельностью, глубже понять творчество поэта в разные годы жизни, в частности, поэму «Страна негодяев».
При планировании урока были учтены возрастные особенности обучающихся, их способности и таланты, умение работать самостоятельно, анализировать, делать выводы.
Тема и содержание урока предопределили постановку триединой дидактической цели урока :
Обучающая: дать понятие об эпохе, познакомить с жизнью, литературной деятельностью, стихотворениями Есенина.
Развивающая: обогатить свое представление о его личности, совершенствование навыков выразительного чтения, монологической речи; развитие музыкальной культуры.
Воспитывающая: воспитывать внимательное и критическое отношение к эпохе, интерес к творчеству поэта, воспитание любви к родине; воспитание любви к литературе.
Отбор содержания материала, форм и методов обучения проводился в соответствии с целью урока.
Каждый этап урока был нацелен на достижение определенного результата.
Первый этап – организационный. Целью его являлось создание условий для осознанного вхождения обучающихся в деятельность на уроке. В результате – студенты были готовы к деятельности.
Вторым этапом было озвучивание темы и целей урока, а также постановка проблемного вопроса, на который в конце урока был дан ответ обучающимися.
Основным этапом урока является объяснение нового материала, которое проводилось в форме литературной гостиной.
Закрепление изученного материала проходило в 3 этапа: вначале с обучающимися была проведена викторина, затем работа по карточкам, и, наконец, была предложена творческая работа (написать несколько строк признания в любви любимому поэту).
И на последнем этапе была сообщена информация о домашнем задании.
Время, отведённое на все этапы урока, было распределено рационально. Все этапы логично связаны между собой. В начале урока важную роль играла рефлексия настроения, эмоционального состояния учащихся.
При работе над основной темой урока использовался репродуктивный метод, при котором в процессе восприятия информации обучающиеся должны были составить конспект сообщения, выделить главную идею, сделать выводы о жизни и творчестве поэта; а также метод творческого чтения.
На данном уроке использовались следующие методы и приемы обучения: репродуктивный – чтение стихотворений Есенина, проблемный – создание проблемной ситуации, требующей поиска решения.
Для полного и объемного понимания этой темы мы объединили три группы.
В качестве гостя с информацией по времени, в котором жил и творил Есенин, я пригласила преподавателя Ярышеву Н. А.
Дидактический материал, ТСО отбирались в соответствии с целями.
Психологическая атмосфера на уроке спокойная, доброжелательная. Оптимальная работоспособность достигнута за счёт заинтересованности обучающихся материалом урока, дисциплинированности и организованности.
Результаты урока оцениваю как высокие. Считаю, что цели, поставленные на уроке, удалось реализовать.
В перспективе планирую продолжить проведение нетрадиционных уроков по литературе.