Мария Хвостова
Конспект открытого урока по фортепиано (мелизмы; работа над мелкой техникой в классе специального фортепиано)
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка открытого урока
учителя по классу фортепиано Хвостовой Марии Валерьевны
с учащейся 3 класса фортепианного отделения Анной Божовской
Тема: Мелизмы; работа над мелкой техникой в классе специального фортепиано с учащейся третьего года обучения
Тип урока : комбинированный (усвоение новых знаний, применение на практике, моделирование концертной ситуации).
Публикация «Конспект открытого урока по фортепиано (мелизмы; работа над мелкой техникой в классе специального фортепиано)» размещена в разделах
- Фортепиано, пианино. Знакомство, обучение детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Музыкальный материал: Подготовительное упражнение и гамма до-мажор в противоположном движении; Г. Гендель «Шалость»; Г. Горелова «Король с королевой», А. Лемуан «Этюд».
Цель урока : Освоить новые приемы работы над мелкой техникой и научиться применять полученные знания на практике.
Задачи урока :
• Образовательные
- Расширить багаж знаний и музыкальных впечатлений учащейся
- Научить грамотно читать обозначения в нотном тексте
- Освоить новые приемы игры на инструменте
- Продолжить изучение музыкальной терминологии
- Научить применять полученные знания на практике
• Развивающие
- Развитие музыкально-образного мышления, расширение кругозора
- Стимулирование самостоятельного мышления
- Развитие мелодического слуха
- Развитие чувства ритма
- Активизация внимания, слухового контроля
• Воспитательные
- Повышение уровня познавательной мотивации
- Воспитание навыков самоконтроля
-Воспитание интереса к изучаемому материалу
- Воспитание усидчивости, силы воли, умения преодолевать трудности
Методы работы на уроке :
o Словесные (беседа, диалог, объяснение)
o Наглядные (показ, сравнение)
o Практические (самостоятельное исполнение учащимся)
Структура урока :
1. Организационная часть – 1 минута
2. Подготовительное упражнение и гамма до-мажор в противоположном движении – 2 минуты
3. Проверка домашнего задания – 10 минут
4. Теоретическая часть – 7 минут
5. Применение теории на практике – 7 минут
6. Работа над мелкой техникой – 13 минут
7. Заключительная часть – 5 минут
Организационная часть включает в себя приветствие, подготовку рабочего места, сообщение цели и хода урока.
Основной рабочий инструмент пианиста – пальцы – тоже нуждается в настройке, разогреве мышц с целью более активного включения в работу. Для этого мы используем придуманное нами упражнение: любая гамма (в данном случае, до мажор) исполняется отдельными руками на одну октаву с повторением каждого звука и объединением их по парам. Исполняется на крещендо при движении вверх, на димминуэндо – при движении вниз. Данное упражнение позволяет активизировать кончики пальцев, настроиться на применение различных видов прикосновения (движение «сели – встали» на слигованных нотах) и правильные игровые движения (комбинирование опоры и освобождения руки, что особенно пригодится при работе над мелизмами, активизиировать слуховой и умственный контроль, закрепить аппликатуру в гаммах. Исполнение гаммы до-мажор в противоположном движении способствует правильным игровым движениям в обеих руках, настройке на правильную координацию рук, разогреву рук.
Проверка домашнего задания состоит из двух этапов. Сначала педагог ведет себя как сторонний наблюдатель, позволяя учащейся самостоятельно сконцентрироваться на задаче и попробовать исполнить программу целиком без сбоев (Гендель «Шалость», Горелова «Король с королевой», Лемуан «Этюд»). Таким образом, происходит моделирование на уроке концертной ситуации. После прослушивания переходим ко второму этапу проверки домашнего задания: проверке самоконтроля учащейся. Педагог дает возможность учащейся самостоятельно выделить удавшиеся и неудавшиеся элементы собственного исполнения, выделить хорошее и плохое. Только после этого педагог подвергает своей критике игру учащейся и делает соответствующие выводы о формировании дальнейшего режима самостоятельной работы.
Затем следует теоретическая часть – объяснение нового материала:
«Мелизмы – это музыкальный термин, объединяющий различные виды музыкальных украшений. Само слово происходит от греческого «мелисмо» - украшение. Мелизмы различаются по длительности звучания, по фигурации и сложности исполнения. Основными мелизмами принято считать форшлаг (короткий и длинный, мордент, группетто, трель, арпеджиато.
Музыкальные обозначения вообще в некотором роде шифр, свод обозначений. И мелизмы в нотном тексте представляют собой некое подобие аббревиатур, требующих расшифровки. Как считаешь, зачем обозначать украшения знаками, почему не выписать все ноты полностью? ( Предполагаемый ответ: для экономии времени).
Далее педагог демонстрирует каждый вид украшений в нотном тексте и на клавиатуре (Приложение 1) :
1. Форшлаг. Слово переводится как «удар перед нотой». Может состоять из одного звука, а может из нескольких. Короткий форшлаг (с перечеркнутой ноткой) употребляется значительно чаще, чем длинный. Короткий исполняется так (педагог демонстрирует на инструменте, а длинный – вот так (педагог демонстрирует на инструменте, занимает чаще всего половину длительности основной ноты. Длинный мы играем в основном в произведениях эпохи барокко. Из тех, с кем ты уже знакома, это Гендель и Бах.
2. Мордент. Обозначается одним из четырех знаков. Морденты бывают одиночными или двойными, перечеркнутыми или неперечеркнутыми. Состоит из основной ноты и вспомогательной сверху или снизу (педагог демонстрирует четыре вида мордента на рисунке и на инструменте). Взгляни внимательно, в твоих произведениях нигде не встречается мордент? (учащаяся ищет в нотах, предполагаемый ответ: 1 и 3 части пьесы Гореловой «Король с королевой») Какой это мордент, одиночный или двойной, перечеркнутый или неперечеркнутый? ( Предполагаемый ответ: двойной неперечеркнутый мордент).
3. Группетто. Группа нот, тоже опевание основного звука, но в другом виде: верхний вспомогательный, основной, нижний вспомогательный, основной (педагог демонстрирует на инструменте). Обозначается таким знаком (педагог демонстрирует рисунки, как перевернутая буква «S». Ты помнишь, что обозначал перечеркнутый мордент. Предположи, как будет исполняться перечеркнутое группетто? ( Предполагаемый ответ: с нижнего вспомогательного звука).
4. Трель. Это чередование двух соседних нот, напоминает трели соловья. Обозначается буквами «tr» над нотой (педагог демонстрирует на инструменте). Кстати, аппликатура, как ты любишь: рекомендуется играть трели не соседними пальцами, а через один: вторым и четвертым, например, или первым и третьим, если нужен более сильный звук.
5. Арпеджиато – это разложенный аккорд, то есть каждый звук присоединяется друг к другу постепенно (педагог демонстрирует на инструменте, обозначается таким знаком (педагог демонстрирует рисунок). В любом аккорде какой звук должен быть самым сочным? ( Предполагаемый ответ: верхний звук). Туда же стремится и арпеджированный аккорд, к верхнему звуку.
Как ты думаешь, зачем в музыке мелизмы? ( Предполагаемый ответ: украсить основную мелодию, показать виртуозность исполнителя, добавить красок, сделать мелодию более проникновенной, разнообразить музыку). Я тебе это продемонстрирую на примере произведения П. И. Чайковского из Детского альбома «Песня жаворонка». Ты это произведение уже слышала, когда мы играли весь альбом, но я напомню (педагог демонстрирует первое предложение пьесы на инструменте, Приложение 2). Видишь, здесь практически вся мелодическая линия состоит из мордентов. Музыка соответствует названию, похоже на пение жаворонка? Иногда я слышу от учеников о том, что «выкинуть» бы эти мелизмы из пьес, все равно они большой роли не играют. Это я и сделаю! Сыграю ту же самую пьесу, но без мордентов (педагог демонстрирует видоизмененное произведение на инструменте). Теперь похоже на пение жаворонка? Самое главное, что тебе нужно запомнить: в музыке ничего не делается только ради того, чтобы показать, как быстро умеют бегать пальцы пианиста. Любой прием подчинен музыкальному смыслу, передаче образа.
А в вокальной музыке встречаются мелизмы? Песни каких народов напоминают эти мотивы? (Педагог демонстрирует голосом мелизмы; предполагаемый ответ: восточные и горские народы).»
После объяснения материала следует применение теории на практике. В произведении «Шалость» есть два составных мелизма (мордент + группетто и мордент + перечеркнутый мордент, а в пьесе «Король с королевой» – два двойных мордента. Работа над ними проводится следующими приемами:
• Дробление на элементы
• Исполнение на задержанном звуке
• Детальное разучивание одной рукой
• Исполнение с хлопками левой руки
• Дирижирование
• Игра «с конца»
• Постепенное наращивание темпа
• Игра с остановкой после основного звука
• Игра с динамическими изменениями
• Исполнение в готовом виде
Пианистический аппарат настроен на работу над мелкой техникой. Поэтому педагог переходит к работе над другими ее видами, которые встречаются в этюде.
Анализируя собственное исполнение, учащаяся пришла к выводу, что наибольшую сложность для нее представляют эпизоды, где встречаются собранные в пассаж фигурации, репетиции, исполнение мелких длительностей на пиано, гаммообразные пассажи, а также нарушается координация при различающейся динамике в левой и правой руках. Следует детальная отработка неудавшихся эпизодов, игра следующими приемами:
o Исполнение в медленном темпе, плотным звуком
o Игра «марширующими» пальцами
o Исполнение пассажей с остановками
o Исполнение пассажей «с конца»
o Замедление и укрепление пальцев при подходе к трудным местам
o Исполнение нон-легато
o Искажение ритмического рисунка
o Дробление более длинных длительностей
Заключительная часть урока включает в себя подведение итогов, оценку и отметку за проделанную дома и в классе работу, записывание в дневник и объяснение домашнего задания.
Приложение 1
Методическая разработка открытого урока
учителя по классу фортепиано Хвостовой Марии Валерьевны
с учащейся 3 класса фортепианного отделения Анной Божовской
Тема: Мелизмы; работа над мелкой техникой в классе специального фортепиано с учащейся третьего года обучения
Тип урока : комбинированный (усвоение новых знаний, применение на практике, моделирование концертной ситуации).
Музыкальный материал: Подготовительное упражнение и гамма до-мажор в противоположном движении; Г. Гендель «Шалость»; Г. Горелова «Король с королевой», А. Лемуан «Этюд».
Цель урока : Освоить новые приемы работы над мелкой техникой и научиться применять полученные знания на практике.
Задачи урока :
• Образовательные
- Расширить багаж знаний и музыкальных впечатлений учащейся
- Научить грамотно читать обозначения в нотном тексте
- Освоить новые приемы игры на инструменте
- Продолжить изучение музыкальной терминологии
- Научить применять полученные знания на практике
• Развивающие
- Развитие музыкально-образного мышления, расширение кругозора
- Стимулирование самостоятельного мышления
- Развитие мелодического слуха
- Развитие чувства ритма
- Активизация внимания, слухового контроля
• Воспитательные
- Повышение уровня познавательной мотивации
- Воспитание навыков самоконтроля
-Воспитание интереса к изучаемому материалу
- Воспитание усидчивости, силы воли, умения преодолевать трудности
Методы работы на уроке :
o Словесные (беседа, диалог, объяснение)
o Наглядные (показ, сравнение)
o Практические (самостоятельное исполнение учащимся)
Структура урока :
1. Организационная часть – 1 минута
2. Подготовительное упражнение и гамма до-мажор в противоположном движении – 2 минуты
3. Проверка домашнего задания – 10 минут
4. Теоретическая часть – 7 минут
5. Применение теории на практике – 7 минут
6. Работа над мелкой техникой – 13 минут
7. Заключительная часть – 5 минут
Организационная часть включает в себя приветствие, подготовку рабочего места, сообщение цели и хода урока.
Основной рабочий инструмент пианиста – пальцы – тоже нуждается в настройке, разогреве мышц с целью более активного включения в работу. Для этого мы используем придуманное нами упражнение: любая гамма (в данном случае, до мажор) исполняется отдельными руками на одну октаву с повторением каждого звука и объединением их по парам. Исполняется на крещендо при движении вверх, на димминуэндо – при движении вниз. Данное упражнение позволяет активизировать кончики пальцев, настроиться на применение различных видов прикосновения (движение «сели – встали» на слигованных нотах) и правильные игровые движения (комбинирование опоры и освобождения руки, что особенно пригодится при работе над мелизмами, активизиировать слуховой и умственный контроль, закрепить аппликатуру в гаммах. Исполнение гаммы до-мажор в противоположном движении способствует правильным игровым движениям в обеих руках, настройке на правильную координацию рук, разогреву рук.
Проверка домашнего задания состоит из двух этапов. Сначала педагог ведет себя как сторонний наблюдатель, позволяя учащейся самостоятельно сконцентрироваться на задаче и попробовать исполнить программу целиком без сбоев (Гендель «Шалость», Горелова «Король с королевой», Лемуан «Этюд»). Таким образом, происходит моделирование на уроке концертной ситуации. После прослушивания переходим ко второму этапу проверки домашнего задания: проверке самоконтроля учащейся. Педагог дает возможность учащейся самостоятельно выделить удавшиеся и неудавшиеся элементы собственного исполнения, выделить хорошее и плохое. Только после этого педагог подвергает своей критике игру учащейся и делает соответствующие выводы о формировании дальнейшего режима самостоятельной работы.
Затем следует теоретическая часть – объяснение нового материала:
«Мелизмы – это музыкальный термин, объединяющий различные виды музыкальных украшений. Само слово происходит от греческого «мелисмо» - украшение. Мелизмы различаются по длительности звучания, по фигурации и сложности исполнения. Основными мелизмами принято считать форшлаг (короткий и длинный, мордент, группетто, трель, арпеджиато.
Музыкальные обозначения вообще в некотором роде шифр, свод обозначений. И мелизмы в нотном тексте представляют собой некое подобие аббревиатур, требующих расшифровки. Как считаешь, зачем обозначать украшения знаками, почему не выписать все ноты полностью? ( Предполагаемый ответ: для экономии времени).
Далее педагог демонстрирует каждый вид украшений в нотном тексте и на клавиатуре (Приложение 1) :
1. Форшлаг. Слово переводится как «удар перед нотой». Может состоять из одного звука, а может из нескольких. Короткий форшлаг (с перечеркнутой ноткой) употребляется значительно чаще, чем длинный. Короткий исполняется так (педагог демонстрирует на инструменте, а длинный – вот так (педагог демонстрирует на инструменте, занимает чаще всего половину длительности основной ноты. Длинный мы играем в основном в произведениях эпохи барокко. Из тех, с кем ты уже знакома, это Гендель и Бах.
2. Мордент. Обозначается одним из четырех знаков. Морденты бывают одиночными или двойными, перечеркнутыми или неперечеркнутыми. Состоит из основной ноты и вспомогательной сверху или снизу (педагог демонстрирует четыре вида мордента на рисунке и на инструменте). Взгляни внимательно, в твоих произведениях нигде не встречается мордент? (учащаяся ищет в нотах, предполагаемый ответ: 1 и 3 части пьесы Гореловой «Король с королевой») Какой это мордент, одиночный или двойной, перечеркнутый или неперечеркнутый? ( Предполагаемый ответ: двойной неперечеркнутый мордент).
3. Группетто. Группа нот, тоже опевание основного звука, но в другом виде: верхний вспомогательный, основной, нижний вспомогательный, основной (педагог демонстрирует на инструменте). Обозначается таким знаком (педагог демонстрирует рисунки, как перевернутая буква «S». Ты помнишь, что обозначал перечеркнутый мордент. Предположи, как будет исполняться перечеркнутое группетто? ( Предполагаемый ответ: с нижнего вспомогательного звука).
4. Трель. Это чередование двух соседних нот, напоминает трели соловья. Обозначается буквами «tr» над нотой (педагог демонстрирует на инструменте). Кстати, аппликатура, как ты любишь: рекомендуется играть трели не соседними пальцами, а через один: вторым и четвертым, например, или первым и третьим, если нужен более сильный звук.
5. Арпеджиато – это разложенный аккорд, то есть каждый звук присоединяется друг к другу постепенно (педагог демонстрирует на инструменте, обозначается таким знаком (педагог демонстрирует рисунок). В любом аккорде какой звук должен быть самым сочным? ( Предполагаемый ответ: верхний звук). Туда же стремится и арпеджированный аккорд, к верхнему звуку.
Как ты думаешь, зачем в музыке мелизмы? ( Предполагаемый ответ: украсить основную мелодию, показать виртуозность исполнителя, добавить красок, сделать мелодию более проникновенной, разнообразить музыку). Я тебе это продемонстрирую на примере произведения П. И. Чайковского из Детского альбома «Песня жаворонка». Ты это произведение уже слышала, когда мы играли весь альбом, но я напомню (педагог демонстрирует первое предложение пьесы на инструменте, Приложение 2). Видишь, здесь практически вся мелодическая линия состоит из мордентов. Музыка соответствует названию, похоже на пение жаворонка? Иногда я слышу от учеников о том, что «выкинуть» бы эти мелизмы из пьес, все равно они большой роли не играют. Это я и сделаю! Сыграю ту же самую пьесу, но без мордентов (педагог демонстрирует видоизмененное произведение на инструменте). Теперь похоже на пение жаворонка? Самое главное, что тебе нужно запомнить: в музыке ничего не делается только ради того, чтобы показать, как быстро умеют бегать пальцы пианиста. Любой прием подчинен музыкальному смыслу, передаче образа.
А в вокальной музыке встречаются мелизмы? Песни каких народов напоминают эти мотивы? (Педагог демонстрирует голосом мелизмы; предполагаемый ответ: восточные и горские народы).»
После объяснения материала следует применение теории на практике. В произведении «Шалость» есть два составных мелизма (мордент + группетто и мордент + перечеркнутый мордент, а в пьесе «Король с королевой» – два двойных мордента. Работа над ними проводится следующими приемами:
• Дробление на элементы
• Исполнение на задержанном звуке
• Детальное разучивание одной рукой
• Исполнение с хлопками левой руки
• Дирижирование
• Игра «с конца»
• Постепенное наращивание темпа
• Игра с остановкой после основного звука
• Игра с динамическими изменениями
• Исполнение в готовом виде
Пианистический аппарат настроен на работу над мелкой техникой. Поэтому педагог переходит к работе над другими ее видами, которые встречаются в этюде.
Анализируя собственное исполнение, учащаяся пришла к выводу, что наибольшую сложность для нее представляют эпизоды, где встречаются собранные в пассаж фигурации, репетиции, исполнение мелких длительностей на пиано, гаммообразные пассажи, а также нарушается координация при различающейся динамике в левой и правой руках. Следует детальная отработка неудавшихся эпизодов, игра следующими приемами:
o Исполнение в медленном темпе, плотным звуком
o Игра «марширующими» пальцами
o Исполнение пассажей с остановками
o Исполнение пассажей «с конца»
o Замедление и укрепление пальцев при подходе к трудным местам
o Исполнение нон-легато
o Искажение ритмического рисунка
o Дробление более длинных длительностей
Заключительная часть урока включает в себя подведение итогов, оценку и отметку за проделанную дома и в классе работу, записывание в дневник и объяснение домашнего задания.