Чикулаева Марина
Работа над гаммами и упражнениями в классе фортепиано
▼ Скачать + Заказать документы
МБУ ДО «Чернушинская ДМШ»
Методическое сообщение
«Работа над гаммами и упражнениями в классе фортепиано»
Преподаватель по классу фортепиано : Чикулаева Марина Владимировна
В данном методическом сообщении я постаралась изложить поэтапную работу над гаммами и упражнениями, обращая внимание на изучение аппликатурных принципов, преодоление тех или иных трудностей в техническом плане, используя различные упражнения.
Публикация «Работа над гаммами и упражнениями в классе фортепиано» размещена в разделах
Ведь с самого начала обучения игре на фортепиано дети встречаются с понятием "Гамма". Первые прикосновения к клавишам, первые песенки построенные на звуках гаммы, желание научиться играть на фортепиано. Хотелось бы, чтобы интерес, с которым ребенок пришел в музыкальною школу не угас у него на первом занятии, а только разгорался с каждым годом обучения. И здесь не последнюю роль играет работа над гаммами.
В своей работе я постараюсь доказать, что гаммы действительно достойны вашего внимания, что гаммы играть интересно и увлекательно.
Все дело в том, как эти занятия организовать. «Музыкальной таблицей умножения» назвал гаммы Иосиф Гофман.
Задачи:
- раскрыть значение игры гамм на фортепиано;
- поэтапный рассказ работы над гаммами в младших, средних и старших классах;
- показ примеров в процессе изложения данного методического сообщения.
Работа над гаммами и упражнениями, на мой взгляд, должна быть систематизирована и выстроена для того, чтобы педагог смог более точно и доступно для учащегося выстроить работу над гаммами.
Значение гамм в игре на фортепиано.
Гаммы – важный момент в обучении учащихся игре на фортепиано.
Изучение гамм на уроках требует особого внимания в силу следующих причин:
1. Гаммы, а также аккорды и арпеджио – развивают ладовый, мелодический и гармонический слух (учащиеся различают мажорное и минорное наклонение гамм, ощущают ладовые функции мажора и минора, их виды – натуральный, гармонический и мелодический, усваивают направление движения (вверх, вниз, слышат интонационную сторону тонов-полутонов - интервалику).
2. Гаммы – способствуют развитию двигательного аппарата (развивается беглость пальцев, совершенствуется техника).
3. Гаммы – необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней.
4. Гаммы – нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры.
5. Гаммы – помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений (учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио и т. д.).
Гамма содержит в достаточно чистом виде тот материал, из которого состоят все шедевры. Это те кирпичики, которые подойдут для строительства любой пьесы, любого произведения.
Работа над гаммами в младших классах (1-2 класс)
Прежде, чем приступить к изучению гамм, необходимо освоить подготовительные упражнения.
1. Освоение подготовительных упражнений к игре гамм.
Подготовительные упражнения учащемуся можно давать с подготовительного класса. Я даю ребенку такие упражнения, после того как ребенок освоит основные штрихи (staccato, legato, non legato). Подготовительные упражнения нужны для того, чтобы подготовить пианистический аппарат к игре гамм, я имею в виду:
- подготовка первого пальца;
- подготовка кистевых движений;
- подготовка к игре аккордов – одновременное звучание нескольких звуков.
Для достижения поставленных мною задач я использую следующие подготовительные упражнения :
1. «Паучок» Играем 1-2, 1-3, 1-4 пальцами на legato, поочередно переступая. При исполнении используем подтекстовку (прим. 1).
Паучок плетет свой дом,
Паучку прекрасно в нем,
Он плетет и напевает,
Всех друзей к себе сзывает.
Это упражнение помогает почувствовать первый палец, не заваливаться на него.
2. «Веревочка». Играем 1-2, 1-3, 1-4 всю гамму до-мажор. Следим за тем, чтобы рука не разворачивалась, пальцы не прогибались, 1-й палец ребенок должен ставить правильно.
Упражнение играем с подтекстовкой (прим. 2) :
Закрутись, закрутись, ты веревочка моя,
Раскрутись, раскрутись, ты веревочка моя.
Следующие упражнения направлены на одновременное взятие 2х звуков – интервалов. В этих упражнениях я ставлю перед учащимся задачу – взять 2 звука вместе, без так называемых «квакушек».
3. «Квинты» - играем 1и 5 пальцами, перелетая через октаву. При исполнении упражнения использую подтекстовку:
Мы веселые две квинты
Ты нас правильно сыграй
Первый, пятый, первый, пятый
Ты скорее проиграй.
4. «Часы» - играем терции 1-3, 3-5 как маятник часов. Упражнение играем с подтекстовкой:
На стене часы весят,
Тихо мирно говорят:
Тик-так, тик-так…
5. «Кварты» - играем 1-4, 2-5 пальцами, как упражнение «Квинты». В упражнении используем подтекстовку:
Зайка ушастенький, ловкий зверек,
Прыгает весело – скок да поскок!
Также я использую подготовительное упражнение для гибкости кисти.
6. «Игра» - это упражнение делаем на крышке инструмента, как бы встаем на 3й пальчик и под подтекстовку начинаем выполнять вертикальные, горизонтальные и круговые движения кистью.
Покачаюсь на качельке,
А потом поеду я
В гости к бабе, деду,
Вот вся песенка моя!
После того, как учащийся освоил эти упражнения, можно переходить к знакомству непосредственно с гаммой.
2. Знакомство с гаммой.
При знакомстве с гаммой я ребенку объясняю, что гамма – это ряд упражнений, которые играются по определенным правилам. Гаммы нам нужны для того, чтобы делать зарядку для наших пальчиков, разогревать наши мышцы, тренировать пальчики, чтобы они умели быстро и красиво играть.
Затем я перехожу к игре звукоряда по позициям с использованием подтекстовки:
Посмотри (позиция 3х пальцев) как играю я (позиция 5ти пальцев). Правая рука играет вверх, а левая вниз.
После того, как ребенок освоил игру по позициям, мы соединяем эти две позиции, и таким образом играем уже половину упражнения игры гаммы в прямом движении. Затем я объясняю ребенку, что вторая половина упражнения играется теми же пальцами, только в зеркальном отражении. При исполнении используем подтекстовку:
Все куда-то разбежались,
Заскучали и примчались
Параллельно я знакомлю учащегося с расходящейся гаммой. Я объясняю, что теперь мы попробуем сыграть 2мя руками от одного звука гамму, которая называется «Расходящаяся». Начинать ее мы будем с одного звука, и расходиться в разные стороны. Аппликатура в обеих руках одинаковая и такая же, как и в первом упражнении : когда ручки расходятся, сначала играем первые три пальчика, а затем подкладываем 1е и играем до 5. Можно играть с подтекстовкой:
В расходящемся движении
Все в зеркальном отражении.
Знакомство с хроматической гаммой. В продолжении знакомства с гаммой я рассказываю, что еще одно упражнение есть в гамме, которое называется хроматической гаммой. Затем мы вместе с ребенком разбираем, что такое хроматизм – это поступенное движение по полутонам, т. е. по белым и черным клавишам. После этого я говорю ребенку, что при игре хроматической гаммы есть золотое правило – какими пальцами играть – на всех черных клавишах играет только 3й палец, а на белых – 1й, но, как и в любом правиле есть исключения – там, где между белыми клавишами нет черной – мы всегда играем 1-2м пальцами. При исполнении упражнении используем подтекстовку: «Хроматизм играем».
Знакомство с аккордами и арпеджио.
При знакомстве с аккордами я объясняю ребенку, что аккорд – созвучие трех звуков, т. е. мы должны вместе сыграть 3 звука, но не 3 звука подряд, а через ступеньку, т. е. трезвучие. Возникает вопрос, какими пальцами мы будем играть это трезвучие. Тут я напоминаю ребенку подготовительные упражнения, которые мы делали: квинты и терции, и мы вместе вспоминаем какими пальцами мы их играли. Затем я объясняю, что здесь у нас тоже есть квинта, которую мы играем 1-5 пальцем, и терция, которую мы играем 1-3 пальцами, и таким образом мы соединяем эти два упражнения и получается аккорд. Затем я объясняю, что арпеджио – это разложенный аккорд. Арпеджио играются такими же пальцами, что и аккорд. В арпеджио мы играем не только пальцами, но в процессе игры участвует наша кисть, она помогает повести и довести звук до последнего звука.
После того, как ребенок усвоил игру этих упражнений трезвучием, я объясняю, что мы выучили только одну часть упражнения, и начинаю объяснять обращение трезвучий, что основание (это звук «до») становится вершиной – верхним звуком «до», в сказочной форме я говорю учащимся, что у нижнего звука «до» (в до-мажоре) вдруг вырастают крылышки, и он перелетает на октаву вверх, таким образом, у нас получается новый аккорд, но это не трезвучие, а называют его по-другому – секстаккорд. А называют его так, потому что его крайние звуки «ми-до» образуют сексту. У этого аккорда другая аппликатура: «ми» и «до» будут играть 1й и 5й пальцы и в правой и в левой руке, а вот средние звуки правая рука будет играть вторым, а левая третьим. И таким же образом объясняю квартсекстаккорд.
Все виды этих упражнений учащийся должен играть медленно, не торопясь, как бы «шагая» каждым пальчиком, маршируя. Можно играть упражнение и петь с подтекстовкой. На этом этапе ребенок должен познакомиться с динамическими принципами игры в гамме, т. е. если движение идет вверх – играем на крещендо, а если вниз – на диминуэндо.
3. Работа над гаммами во 2м классе.
Во втором классе в работе над гаммами стоят уже следующие задачи:
- игра гамм 2-мя руками;
- игра гамм в две октавы;
- ровность, четкость исполнения гамм в медленном темпе;
- звуковедение в арпеджио;
- в аккордах – точное взятие всех звуков вместе.
Таким образом, для достижения этих целей я использую следующие упражнения :
1. В прямом движении, расходящаяся и хроматическая гаммы :
а) Играем сначала отдельно каждой рукой – вспоминаем аппликатуру, затем соединяем двумя руками, медленно, вспоминаем каждый пальчик. Можно играть и вслух называть те пальцы, которые мы подкладываем (например, в до-мажоре – 1й в правой руке, 3й в левой при движении вверх). После того, как ребенок освоил аппликатуру, переходим к игре в 2 октавы. Я объясняю, что когда мы переходим играть во 2ю октаву, то мы вместо 5го пальца в правой руке ставим 1й, а в левой после 1го ставим 4й (т. к. 1й палец заменяет 5й).
б) Гамму играем в медленном темпе, хорошо «маршируем» пальчиками, все звуки проговариваем.
в) При игре гамм у многих учащихся возникает проблема 1го пальца (при игре 1м п. задирается рука, что в дальнейшем затруднит игру в более быстром темпе). Поэтому я использую упражнение «Кораблик» - вычленить то место где играет 1й палец с соседними звуками и нужными пальцами и проиграть его несколько раз в правильном положении первого пальца и руки в целом. При исполнении упражнении можно использовать подтекстовку (прим. 3) :
Ветер на море играет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
г) Игра гамм с динамикой. В процессе работы над гаммой я объясняю ребенку, что если гамму будем играть в одной звучности, динамике, то она станет неинтересной и скучной, а если ее разнообразить динамическими оттенками, то она станет намного интереснее и красивее. Попутно объясняю, что при движении на верх мы всегда играем на крещендо, а вниз – на диминуэндо.
2. Арпеджио.
а) При исполнении арпеджио надо добиваться певучего Legato, поэтому я использую упражнение «Мамочка милая». В этом упражнении ребенок должен ласково, нежно, на Legato пропеть пальчиками. Ощущение веса в руке и работа кисти при исполнении этого упражнения помогают добиться певучести, равномерного звучания. Я объясняю ребенку, что у пальчика есть рюкзачок (вес, который он должен передать следующему. При исполнении можно использовать слова «Мамочка милая» (прим. 4).
б) Игра полностью арпеджио с круговыми движениями кисти, которая помогает «передавать рюкзачок» (вес) от одного пальчика в другой.
3. Аккорды. При игре аккордов нужно брать все звуки вместе, без «квакушек». Для достижения этой задачи я даю учащимся следующие упражнения :
а) поиграть отдельно по интервалам – терции, квинты и слушать, чтобы звуки звучали вместе. Если ребенок справляется, можно усложнить задачу: выделять в данном интервале верхний или нижний звук.
б) игра полностью аккорда по 3 раза хватательным движением на staccato, можно играть на крещендо, т. е. первый тихо, второй громче, и последний громко (прим5).
Работа над гаммами в средних и старших классах.
При работе над гаммами в средних и старших классах стоят следующие задачи:
- изучение 4х звучных арпеджио;
- игра всех видов упражнений в 4 октавы (с 4го класса);
- ровность, четкость исполнения;
- скорость исполнения;
- добавляются некоторые виды упражнений (ломанные и длинные арпеджио, терция, децима в старших классах академического направления).
С третьего класса в работе над гаммами я использую следующие упражнения :
1. Игра гамм в прямом и расходящемся движении.
а) Игра гамм разными штрихами (staccato, legato, non legato) для пальцевой артикуляции, цепкости пальцев. Можно чередовать игру разными штрихами (например, играем одну октаву на legato, а другую – на staccato; а также для более старших классов, которые хорошо справляются с предыдущим заданием можно поиграть, например, правую на staccato, а левую на legato, и наоборот).
б) игра гамм с ритмическим варьированием для четкости и ровности исполнения (прим. 6).
в) с акцентировкой по 2, 4 звука для ровности исполнения в ритмическом плане.
г) игра на крышке инструмента, точно исполняя аппликатуру. Главная задача в этом упражнении, на мой взгляд, состоит в том, что нужно подравнять пальцы, чтобы звучание было ровным, без «выпадения» каких-либо звуков.
д) при игре расходящейся гаммы отдельную трудность вызывает у учащихся встреча знаков альтерации (особенно в миноре, которые не совпадают в обеих руках. Для устранения этих затруднений можно поиграть гамму медленно, называя знак альтерации в той руке, в которой он встречается (например, в ре миноре мелодический вид – в левой до, си-бемоль, в правой си-бекар, до-диез).
е) при игре расходящейся гаммы поиграть по два раза звук со знаком альтерации.
2. Игра коротких арпеджио по 4 звука.
а) перед тем, как приступить к игре арпеджио, необходимо объяснить ребенку аппликатурные принципы. Итак, я объясняю учащемуся, что 4х звучные арпеджио мы всегда играем 1,2 и 5м пальцами, меняются только 3й и 4й. Затем я даю небольшую табличку, в которой в доступной форме написана аппликатура арпеджио для всех тональностей, и по ней объясняю, что в этой таблице написаны те пальцы, которые меняются, а те, которые не меняются, мы уже знаем, что они всегда одни и те же, и затем по таблице объясняю аппликатуру. После чего прошу ее выучить наизусть, как таблицу умножения.
Мажорные гаммы : пр. р. 344
лев. р. 343
минорные гаммы : пр. р. 343
лев. р. 443
исключения:
До, Соль, Фа маж. пр. р. 344
ля, ми, ре мин. Лев. р. 443
б) при знакомстве с 4х звучными арпеджио играем отдельно каждой рукой с удвоением того звука, на который попадает 3й или 4й палец.
в) также можно при знакомстве с этим видом упражнений играть с удвоением каждого звука с подтекстовкой (например, правая рука в до-мажоре) :
Мы играем третий пальчик,
Мы играем четвертый пальчик,
Мы играем четвертый пальчик,
И опять играем третий.
Первый звук можно играть на staccato, а следующие два соединить на legato, последние звуки в данной фигурации со следующей соединять лигой.
г) Игра арпеджио на legato, с динамикой, кистевые движения должны помогать передавать звук из одного пальца в другой, пропевать каждый звук.
3. Ломаные арпеджио. Без знания аппликатурных принципов и аппликатуры в целом 4х звучных арпеджио ломаные играть невозможно. При знакомстве с этим видом упражнения поиграть медленно, нужно подумать, прежде чем сыграть следующий звук. Затем, когда учащийся освоит можно переходить к более быстрому темпу, играя на legato, с динамикой.
4. Длинные арпеджио. При игре этого вида упражнений зачастую у учащихся возникают трудности подкладывания 1го пальца вовремя, без остановок и запинок. Для решения этой трудности я использую следующие упражнения :
а) Игра длинных арпеджио в медленном темпе с остановками, перед тем как поставить 1й палец и заранее его приготовить.
б) проучить так называемые стыки 1го пальца с соседними: соль-до-ми (правая рука в до-мажоре)
в) поучить путем прибавления каждого следующего звука.
г) игра длинных арпеджио от первого звука до вершины на крещендо, т. е. с динамикой, на хорошее legato.
5. Аккорды. При игре аккордов в средних и старших классах стоит задача сыграть не только вместе аккорд, но и выстроить его по верхнему звуку. Итак, в работе над аккордами я использую следующие упражнения :
а) игра аккордов по 3 раза с динамическим нарастанием, на staccato, последний раз на – маркато (помогает почувствовать вес в руке).
б) если учащейся не может понять, что значит вес в руке (играть с весом) можно сделать следующее упражнение – подойти к стене на небольшое расстояние и как бы упасть на руки, оперевшись руками на стену, а затем и пальцами.
в) игра аккордов в медленном темпе с выделением верхнего звука (верхний на форте, остальные на пиано, среднего и нижнего.
г) игра всех аккордов с динамикой, с весом в руках.
Во втором полугодии учащиеся изучают бемольные гаммы, в которых меняется аппликатура. И сейчас я бы хотела рассказать, как я объясняю аппликатуру учащимся. Т. к. в младших классах программой не предусмотрено изучение бемольных гамм, то я не рассматривала данный вопрос в младших классах. Итак, при изучении той или иной бемольной мажорной гаммы я рассказываю учащимся, что во всех мажорных бемольных гаммах (исключение – фа мажор) правая рука всегда начинает со 2го пальца, а 1й всегда ставится на белую клавишу после черной – и эти звуки будут «до» и «фа» во всех бемольных мажорных гаммах, четвертый же палец будет всегда играть звук «си-бемоль». А левая рука всегда начинает с 3го пальца, а 1й всегда ставится на белую клавишу перед черной, 4й ставится на четвертую ступень данного мажор.
Заключение.
Таким образом, пользу от изучения гамм (как и гаммового комплекса в целом) обычно видят в том, что такое изучение позволяет, во-первых, овладеть основными формулами фортепианной техники; во-вторых, на практике (а не только в теории) познакомиться с ладотональной системой, освоить кварто-квинтовый круг тональностей; в-третьих, познакомиться с основными аппликатурными формулами; в-четвёртых, выработать пальцевую чёткость, ровность, беглость.
Однако, гаммаобразные последовательности, а также арпеджио, аккорды составляют существенную часть пианистической техники. Наряду с другими видами фортепианного изложения они представляют собою, по выражению Листа, те «ключи», владение которыми открывает путь к любому музыкальному произведению.
Список литературы.
1. Левин, Ю. В. Ежедневные упражнения юного пианиста – М. : Советский композитор, 1978.
2. Шмидт-Шкловская А. А. О воспитании пианистических навыков – Ленинград: Музыка, 1985.
3. Либерман Е. Работа над техникой – Издательство «Классика- XXI», 2003.
4. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста – М. : Советский композитор, 1989.