МААМ-картинки

Открытый урок музыки в 3 классе «Жанровая направленность в музыке — песенность, танцевальность и маршевость»

Архипова Ирина Сергеевна
Открытый урок музыки в 3 классе «Жанровая направленность в музыке — песенность, танцевальность и маршевость»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОРРЕКЦИОННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект открытого урока по предмету «Музыка» в 3 а классе.

Тема «Жанровая направленность в музыке :

песенность, танцевальность и маршевость»

Учитель музыки Архипова И. С.

2019г.

Публикация «Открытый урок музыки в 3 классе „Жанровая направленность в музыке — песенность, танцевальность и маршевость“» размещена в разделах

Открытый урок по предмету «Музыка» в 3 а классе.

Тема урока : Жанровая направленность в музыке : песенность, танцевальность и маршевость.

Тип урока : урок углубления

Цели урока : Углубление и закрепление трёх основных жанров музыки «Три кита в музыке – песня, танец, марш». Расширение усвоенных знаний - песня, танец, марш перерастают в "песенность", "танцевальность" и "маршевость».

Задачи:

• воспринимать на слух произведения классической мировой и отечественной культуры, эмоционально откликаться на музыку, уметь формулировать высказывания о музыке (музыкальном произведении).

• ближе познакомить обучающихся с особенностями творчества музыкантов – классиков, современных поэтов и композиторов.

• повторять и закреплять полученные знания о жанровом разнообразии музыки.

• развивать слушательскую, зрительскую, исполнительскую музыкальную культуру обучающихся.

• совершенствовать вокально – хоровые навыки обучающихся, с использованием артикуляционных упражнений.

• уметь проводить простые логические сравнения (анализ, обобщение) между музыкальными произведениями,

• воспитывать любовь к музыке, умение слушать, понимать и исполнять несложные музыкальные произведения.

Ход урока

I. Организационный момент

Ученики 3 а класса входят в зал под музыку марша И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача «Весёлый ветер», из к/ ф: "Дети капитана Гранта".

На экране портрет автора музыки : Исаака Дунаевского и автора слов: Василия Лебедева-Кумача (Слайд 1)

Учитель обращает внимание ребят на то, что при входе они должны слушать музыку и идти в соответствующем характере.

" Мы шагаем как солдаты радостно и дружно!

Инструменты для парада взять ребятам нужно!

Пусть ударят барабаны, трубы заиграют,

В ритме марша всем отрядом весело шагаем!"

Учитель: Здравствуйте. Дорогие ребята, я очень рада видеть вас всех на нашем уроке. Музыкальное приветствие с учениками и гостями.

"Что с нами музыка творит! Заставит плакать и смеяться,

Высокой нотой зазвенит, чтоб с нею нам не расстаться".

II. Этап проверки знаний и сообщение темы урока

Учитель: Сегодня на урок вы вошли под чёткую, восторженно -

взволнованную музыку, как она называется, и кто её автор?

Учитель: Назовите жанр, в котором написана эта музыка.

Ответы учащихся: Эта музыка написана в песенно-маршевом жанре, люди поют и маршируют.

Какие жанры музыки мы знаем? Какие типы музыки эти жанры образуют?

Ответы учащихся

Учитель: Тема нашего урока «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость». (Слайд 2)

III. Этап подготовки обучающихся к активному усвоению материала.

Учитель: Ребята, мы продолжаем путешествие по волшебной Стране музыки. (Слайд 3)

«Посмотрите-ка сюда: вот три жанра, три кита.

Песня, Танец, Марш, поверьте, неразлучные друзья.

Если вместе соберутся, всюду музыка слышна.

Вместе с ними инструменты не скучают никогда».

Музыка – это целый мир : неизведанный, волшебный, фантастический и такой удивительно близкий. Талантливый музыкант и композитор Дмитрий Борисович Кабалевский представлял мир музыки стоящим на трёх основах - «трёх китах» : песня, танец, марш. Мы с вами уже говорили о том, что из песни, танца и марша выросли три очень важных и ценных качества, которые мы воспринимаем и чувствуем: песенность, танцевальность и маршевость.

Основной этап урока

Основной этап урока включает воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, выполнение творческих заданий и упражнений.

На экране картинки с изображением поющих ребят, танцующих героев из сказок и марширующих деревянных солдатиков.

1. Работа с понятиями (терминами)

На экране появляются слова «Песенно-маршевая, песенно-танцевальная музыка» и торжественная «Танцевально – маршевая музыка». (Слайд 4)

Песня—это исток, вершина музыки. Песня – неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Песни бывают разные по характеру и исполнению. Бывают как со словами, так и без слов.

Песенность – особенность музыки, пронизанной певучестью, мелодичностью, лирическим настроением.

2. Исполнение попевки «Снег - снежок», сл. и муз. Е. Макшанцевой

Учитель предлагает спеть песенку «Снег - снежок» (на ладонях у учащихся лёгкие снежинки). Перед исполнением учитель ставит задачу – исполнять лёгким звуком чисто интонируя.

Музыкальная азбука

Услышанные слова мы можем написать, а потом и прочитать. Так же и с мелодией, но для её записи используют музыкальные «буквы» – ноты. Чтобы читать на музыкальном языке надо освоить музыкальную грамоту.

3. Слушание музыки

Учитель. А теперь мы садимся, слушаем музыку.

Перед слушанием учитель обязательно обращает внимание на то, чтобы дети подобрали слова к характеру и настроению музыки, определили жанр.

Слушание и подпевание песни: "До, ре, ми, фа, соль", муз. А. Островского, сл. З. Петровой.

(Пропевание и показ рукой восходящее и нисходящее движение "до мажорной" гаммы)

Учитель: Мне понравилось ваше исполнение. А теперь мы отгадаем музыкальную загадку.

На экране фрагмент из к/ф «Золушка», звучит песенка - танец «Добрый жук», муз. А Спадавеккия, сл. Е. Шварца

Учитель: Ребята, вам понравилась музыка? Расскажите, в каком жанре она звучит? Каково настроение в музыке?

Ответы детей

Педагог подводит учащихся к определению жанра :

Ребята, как же так получилось? Мы услышали и танцевальность, и песенность в этой музыке. Отмечается изящная танцевальность музыки, с лёгкой песенной

окраской.

Учитель: Перед нами пример песенно-танцевального жанра.

Танец– это музыка, под которую танцуют. Танцы отражают жизнь народа, его обычаи, являются выражением чувств и мыслей людей. Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок.

Танцевальность - особенность музыки, передающая лёгкий, чуть пружинный грациозный характер танцевальной музыки.

4. Танцевальная разминка

Предлагаю вам исполнить танец полечку «Добрый жук».

Учитель:

Ребята, вы знаете, что киты в огромном океане музыки встречаются как друзья.

В музыке – как в жизни, песенная музыка дружит с танцевальной и маршевой.

Давайте вспомним характерные черты песенной, танцевальной и маршевой музыки.

5. Логическая игра

На экране слова" певучесть" "мелодичность", "веселье", "звонкий задор", "изящность", "ритмичность", "зажигательность", "четкость", "решительность", "торжественность", "строгость". (Слайд 5)

Учитель (показывая на экран) Ребята, к каким жанрам относятся эти слова?

Ответы детей:

"певучесть", "мелодичность", "веселье", "звонкий задор», - характерны для песенного жанра;

"изящность", "ритмичность", "зажигательность" - для танцевального жанра,

"четкость", "решительность", "торжественность" "строгость" - для маршевого жанра.

Если дети затрудняются, то учитель с помощью наводящих вопросов приводит их к правильному ответу.

Учитель: Верно!

6. Распевание и пение

Учитель: (показывает иллюстрацию) Ребята! Я предлагаю сейчас поиграть

с нашими весёлыми "клоунами" и разогреть наша голоса, пройдя путь по

"музыкальным ступенькам. " У каждой ступеньки есть своё имя и называются

они…первая до, вторая ре, третья ми…

Распевание: «Я шагаю вверх – я спускаюсь вниз»

Спеть песенку-попевку два раза, сопровождая каждый звук движением руки

вверх – вниз.

Учитель исполняет на инструменте мелодию - и просит угадать песню

Ребята, послушайте начальные звуки мелодии песни, с которой мы

познакомились на прошлом уроке.

Ответы детей: Песенка о зимнем приключении в лесу.

Учитель настраивает ребят, обращает внимание на четкую дикцию, на песенный жанр музыки. Просит исполнить в характере музыки : светло, радостно, с вдохновением.

Исполнение песни «Почему медведь зимой спит?», сл. А. Коваленкова, муз.

Л. Книппер

Ученики исполняют 1 – 2 куплет песни "цепочкой", 3 куплет – хором

Учитель: Мы поработали над трудными местами. Теперь представим себя исполнителями на сцене и споём эту шуточную песню в соответствующем характере.

Учитель: Мне очень понравилось ваше исполнение. А теперь внимание! Для

нас прозвучит ещё одно музыкальное произведение.

7. Открытие новых знаний

Слушание и восприятие музыки, просмотр слайдов с изображением торжественных шествий на балах прошлых веков.

Звучит музыка «Полонеза» П. И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин».

Учитель подводит учащихся ещё к одному понятию жанровой

направленности в музыке : Понравилось вам это музыкальное произведение? В каком характере оно прозвучало? Какие музыкальные жанры здесь встретились?

Ответы учащихся

Марш – от французского слова (marche) - ходьба. В музыке так называются пьесы, написанные в четком, энергичном ритме, под который удобно идти в строю.

Марши бывают : торжественные; военно-строевые; походные; спортивные; детские, игрушечные.

Маршевость - особенность музыки, пронизанной маршевыми ритмами, чёткими акцентами, мощной торжественной поступью.

Учитель: Да, ребята, мы услышали в музыке и характерные черты марша, и лёгкую грациозность танца. «Полонез» – торжественный танец-шествие, имеющий приподнятое настроение, чёткий ритм, гордый характер. В старину именно «Полонезом» открывались придворные балы, большие празднования.

Итог урока

Учитель: Ребята! Наш урок приближается к завершению.

Давайте вспомним музыку, которая сегодня прозвучала.

Учитель напоминает музыку, включив аудио/записи.

Как называются музыкальные произведения, которые звучали на уроке?

Помощь педагога (при затруднении).

Музыку каких композиторов мы сегодня слушали?

Дети отвечают, глядя на экран.

Учитель: Какие жанры музыки мы знаем?

Дети (хором по руке учителя) Песенный, танцевальный, маршевый жанры.

Учитель: Какие жанры были главными на сегодняшнем уроке?

На экране слова «песенно-маршевый», «песенно-танцевальный», «танцевально – маршевый» (иллюстрации соответствующих картинок).

Дети (хором по руке учителя) песенно-маршевый жанр, песенно-

танцевальный жанр, танцевально – маршевый жанр.

Учитель: Сегодня мы убедились ещё раз в том, что музыка – чудесное искусство, которое дарит радость, учит дружить, вдохновляет нас на добрые дела. Она живет рядом с нами, в ней отражается наша жизнь. А новые понятия, такие как песенность, танцевальность, маршевость являются тем золотым ключиком, которым открывают все двери в удивительный и прекрасный мир музыки.

Давайте завершим наш урок знакомой песней.

Исполнение песни «Песенка друзей», муз. В Герчик, сл. Я. Акима

Домашнее задание

Учитель: Вот вам творческое домашнее задание. Слушать музыку, давать

характеристику прослушанного произведения, определять жанр и по

желанию отразить в рисунке свои впечатления от музыки.

Рефлексия

Учитель: Что вам понравилось на уроке? Было ли вам интересно? Вы

довольны своей работой на сегодняшнем уроке?

Дети отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Мне было очень приятно сегодня с вами работать, вы меня

порадовали. Спасибо вам за работу на уроке.

А сейчас прозвучит песенный марш «Весёлый ветер» и вы выйдете с урока в приподнято-радостном настроении.

На экране изображение людей, двигающихся в ритме марша.

Прощание. Выход обучающихся из зала.

12.12.2019г.

Публикации по теме:

Открытый урок по биологии в 6 классе «Природа. Влияние человека на растительный мир, охрана растений» Муниципальная автономная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №4 г. о. Звенигород ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ.

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе на тему «Домашние питомцы» МБОУ Новоселовская ООШ Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема урока: «Домашние питомцы» Учитель: Олейникова Людмила.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Использование на письме разделительного мягкого знака» Урок русского языка во 2 классе Дата проведения 24.01.2019 г. Тема урока: Использование на письме разделительного мягкого знака. (упр.

Открытый урок по технологии в 5 классе «Свойства волокон растительного происхождения» урок разработан в соответствии с ФГОС. Цель: формировать представление о текстильных волокнах растительного происхождения и их свойствах.

Открытый урок «Словосочетание и предложение» в 8 классе для обучающихся с недостатками слуха Урок составлен для обучающихся с недостатками слуха. Тема урока. Словосочетание и предложение. Предмет Русский язык Класс 8 Автор урока.

Открытый урок в 1 классе по азбуке «Согласные звуки [Л]-[Л’], [М]-[М’]» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [л]-[л], [м]-[м] и буквами эль, эм. 2. Развивать навык чтения и фонетический слух.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание приставок и предлогов. Тип урока: урок закрепления знаний Цель: развивать умения.

Урок музыки во 2 классе «Знакомьтесь, Баба-яга!»Урок музыки во 2 классе «Знакомьтесь, Баба-яга!» Урок музыки 2 класс «Знакомьтесь, Баба Яга!» Цель : Познакомить детей с образом Бабы Яги. Выяснить положительным или отрицательным персонажем.

Урок музыки в 1 классе «Музыка осени» МУЗЫКА ОСЕНИ Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок музыки в 3 классе «Жанровая направленность в музыке — песенность, танцевальность и маршевость»
Опубликовано: 3 января 2020 в 16:38
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытый урок музыки в 3 классе «Жанровая направленность в музыке — песенность, танцевальность и маршевость»» (включая файлы) размещена пользователем Архипова Ирина Сергеевна (УИ 2163309) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД