Архипова Ирина Сергеевна
Открытый урок музыки в 3 классе «Жанровая направленность в музыке — песенность, танцевальность и маршевость»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОРРЕКЦИОННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект открытого урока по предмету «Музыка» в 3 а классе.
Тема «Жанровая направленность в музыке :
песенность, танцевальность и маршевость»
Учитель музыки Архипова И. С.
2019г.
Публикация «Открытый урок музыки в 3 классе „Жанровая направленность в музыке — песенность, танцевальность и маршевость“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Песни. Все материалы на тему песен
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Открытый урок по предмету «Музыка» в 3 а классе.
Тема урока : Жанровая направленность в музыке : песенность, танцевальность и маршевость.
Тип урока : урок углубления
Цели урока : Углубление и закрепление трёх основных жанров музыки «Три кита в музыке – песня, танец, марш». Расширение усвоенных знаний - песня, танец, марш перерастают в "песенность", "танцевальность" и "маршевость».
Задачи:
• воспринимать на слух произведения классической мировой и отечественной культуры, эмоционально откликаться на музыку, уметь формулировать высказывания о музыке (музыкальном произведении).
• ближе познакомить обучающихся с особенностями творчества музыкантов – классиков, современных поэтов и композиторов.
• повторять и закреплять полученные знания о жанровом разнообразии музыки.
• развивать слушательскую, зрительскую, исполнительскую музыкальную культуру обучающихся.
• совершенствовать вокально – хоровые навыки обучающихся, с использованием артикуляционных упражнений.
• уметь проводить простые логические сравнения (анализ, обобщение) между музыкальными произведениями,
• воспитывать любовь к музыке, умение слушать, понимать и исполнять несложные музыкальные произведения.
Ход урока
I. Организационный момент
Ученики 3 а класса входят в зал под музыку марша И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача «Весёлый ветер», из к/ ф: "Дети капитана Гранта".
На экране портрет автора музыки : Исаака Дунаевского и автора слов: Василия Лебедева-Кумача (Слайд 1)
Учитель обращает внимание ребят на то, что при входе они должны слушать музыку и идти в соответствующем характере.
" Мы шагаем как солдаты радостно и дружно!
Инструменты для парада взять ребятам нужно!
Пусть ударят барабаны, трубы заиграют,
В ритме марша всем отрядом весело шагаем!"
Учитель: Здравствуйте. Дорогие ребята, я очень рада видеть вас всех на нашем уроке. Музыкальное приветствие с учениками и гостями.
"Что с нами музыка творит! Заставит плакать и смеяться,
Высокой нотой зазвенит, чтоб с нею нам не расстаться".
II. Этап проверки знаний и сообщение темы урока
Учитель: Сегодня на урок вы вошли под чёткую, восторженно -
взволнованную музыку, как она называется, и кто её автор?
Учитель: Назовите жанр, в котором написана эта музыка.
Ответы учащихся: Эта музыка написана в песенно-маршевом жанре, люди поют и маршируют.
Какие жанры музыки мы знаем? Какие типы музыки эти жанры образуют?
Ответы учащихся
Учитель: Тема нашего урока «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость». (Слайд 2)
III. Этап подготовки обучающихся к активному усвоению материала.
Учитель: Ребята, мы продолжаем путешествие по волшебной Стране музыки. (Слайд 3)
«Посмотрите-ка сюда: вот три жанра, три кита.
Песня, Танец, Марш, поверьте, неразлучные друзья.
Если вместе соберутся, всюду музыка слышна.
Вместе с ними инструменты не скучают никогда».
Музыка – это целый мир : неизведанный, волшебный, фантастический и такой удивительно близкий. Талантливый музыкант и композитор Дмитрий Борисович Кабалевский представлял мир музыки стоящим на трёх основах - «трёх китах» : песня, танец, марш. Мы с вами уже говорили о том, что из песни, танца и марша выросли три очень важных и ценных качества, которые мы воспринимаем и чувствуем: песенность, танцевальность и маршевость.
Основной этап урока
Основной этап урока включает воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, выполнение творческих заданий и упражнений.
На экране картинки с изображением поющих ребят, танцующих героев из сказок и марширующих деревянных солдатиков.
1. Работа с понятиями (терминами)
На экране появляются слова «Песенно-маршевая, песенно-танцевальная музыка» и торжественная «Танцевально – маршевая музыка». (Слайд 4)
Песня—это исток, вершина музыки. Песня – неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Песни бывают разные по характеру и исполнению. Бывают как со словами, так и без слов.
Песенность – особенность музыки, пронизанной певучестью, мелодичностью, лирическим настроением.
2. Исполнение попевки «Снег - снежок», сл. и муз. Е. Макшанцевой
Учитель предлагает спеть песенку «Снег - снежок» (на ладонях у учащихся лёгкие снежинки). Перед исполнением учитель ставит задачу – исполнять лёгким звуком чисто интонируя.
Музыкальная азбука
Услышанные слова мы можем написать, а потом и прочитать. Так же и с мелодией, но для её записи используют музыкальные «буквы» – ноты. Чтобы читать на музыкальном языке надо освоить музыкальную грамоту.
3. Слушание музыки
Учитель. А теперь мы садимся, слушаем музыку.
Перед слушанием учитель обязательно обращает внимание на то, чтобы дети подобрали слова к характеру и настроению музыки, определили жанр.
Слушание и подпевание песни: "До, ре, ми, фа, соль", муз. А. Островского, сл. З. Петровой.
(Пропевание и показ рукой восходящее и нисходящее движение "до мажорной" гаммы)
Учитель: Мне понравилось ваше исполнение. А теперь мы отгадаем музыкальную загадку.
На экране фрагмент из к/ф «Золушка», звучит песенка - танец «Добрый жук», муз. А Спадавеккия, сл. Е. Шварца
Учитель: Ребята, вам понравилась музыка? Расскажите, в каком жанре она звучит? Каково настроение в музыке?
Ответы детей
Педагог подводит учащихся к определению жанра :
Ребята, как же так получилось? Мы услышали и танцевальность, и песенность в этой музыке. Отмечается изящная танцевальность музыки, с лёгкой песенной
окраской.
Учитель: Перед нами пример песенно-танцевального жанра.
Танец– это музыка, под которую танцуют. Танцы отражают жизнь народа, его обычаи, являются выражением чувств и мыслей людей. Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок.
Танцевальность - особенность музыки, передающая лёгкий, чуть пружинный грациозный характер танцевальной музыки.
4. Танцевальная разминка
Предлагаю вам исполнить танец полечку «Добрый жук».
Учитель:
Ребята, вы знаете, что киты в огромном океане музыки встречаются как друзья.
В музыке – как в жизни, песенная музыка дружит с танцевальной и маршевой.
Давайте вспомним характерные черты песенной, танцевальной и маршевой музыки.
5. Логическая игра
На экране слова" певучесть" "мелодичность", "веселье", "звонкий задор", "изящность", "ритмичность", "зажигательность", "четкость", "решительность", "торжественность", "строгость". (Слайд 5)
Учитель (показывая на экран) Ребята, к каким жанрам относятся эти слова?
Ответы детей:
"певучесть", "мелодичность", "веселье", "звонкий задор», - характерны для песенного жанра;
"изящность", "ритмичность", "зажигательность" - для танцевального жанра,
"четкость", "решительность", "торжественность" "строгость" - для маршевого жанра.
Если дети затрудняются, то учитель с помощью наводящих вопросов приводит их к правильному ответу.
Учитель: Верно!
6. Распевание и пение
Учитель: (показывает иллюстрацию) Ребята! Я предлагаю сейчас поиграть
с нашими весёлыми "клоунами" и разогреть наша голоса, пройдя путь по
"музыкальным ступенькам. " У каждой ступеньки есть своё имя и называются
они…первая до, вторая ре, третья ми…
Распевание: «Я шагаю вверх – я спускаюсь вниз»
Спеть песенку-попевку два раза, сопровождая каждый звук движением руки
вверх – вниз.
Учитель исполняет на инструменте мелодию - и просит угадать песню
Ребята, послушайте начальные звуки мелодии песни, с которой мы
познакомились на прошлом уроке.
Ответы детей: Песенка о зимнем приключении в лесу.
Учитель настраивает ребят, обращает внимание на четкую дикцию, на песенный жанр музыки. Просит исполнить в характере музыки : светло, радостно, с вдохновением.
Исполнение песни «Почему медведь зимой спит?», сл. А. Коваленкова, муз.
Л. Книппер
Ученики исполняют 1 – 2 куплет песни "цепочкой", 3 куплет – хором
Учитель: Мы поработали над трудными местами. Теперь представим себя исполнителями на сцене и споём эту шуточную песню в соответствующем характере.
Учитель: Мне очень понравилось ваше исполнение. А теперь внимание! Для
нас прозвучит ещё одно музыкальное произведение.
7. Открытие новых знаний
Слушание и восприятие музыки, просмотр слайдов с изображением торжественных шествий на балах прошлых веков.
Звучит музыка «Полонеза» П. И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин».
Учитель подводит учащихся ещё к одному понятию жанровой
направленности в музыке : Понравилось вам это музыкальное произведение? В каком характере оно прозвучало? Какие музыкальные жанры здесь встретились?
Ответы учащихся
Марш – от французского слова (marche) - ходьба. В музыке так называются пьесы, написанные в четком, энергичном ритме, под который удобно идти в строю.
Марши бывают : торжественные; военно-строевые; походные; спортивные; детские, игрушечные.
Маршевость - особенность музыки, пронизанной маршевыми ритмами, чёткими акцентами, мощной торжественной поступью.
Учитель: Да, ребята, мы услышали в музыке и характерные черты марша, и лёгкую грациозность танца. «Полонез» – торжественный танец-шествие, имеющий приподнятое настроение, чёткий ритм, гордый характер. В старину именно «Полонезом» открывались придворные балы, большие празднования.
Итог урока
Учитель: Ребята! Наш урок приближается к завершению.
Давайте вспомним музыку, которая сегодня прозвучала.
Учитель напоминает музыку, включив аудио/записи.
Как называются музыкальные произведения, которые звучали на уроке?
Помощь педагога (при затруднении).
Музыку каких композиторов мы сегодня слушали?
Дети отвечают, глядя на экран.
Учитель: Какие жанры музыки мы знаем?
Дети (хором по руке учителя) Песенный, танцевальный, маршевый жанры.
Учитель: Какие жанры были главными на сегодняшнем уроке?
На экране слова «песенно-маршевый», «песенно-танцевальный», «танцевально – маршевый» (иллюстрации соответствующих картинок).
Дети (хором по руке учителя) песенно-маршевый жанр, песенно-
танцевальный жанр, танцевально – маршевый жанр.
Учитель: Сегодня мы убедились ещё раз в том, что музыка – чудесное искусство, которое дарит радость, учит дружить, вдохновляет нас на добрые дела. Она живет рядом с нами, в ней отражается наша жизнь. А новые понятия, такие как песенность, танцевальность, маршевость являются тем золотым ключиком, которым открывают все двери в удивительный и прекрасный мир музыки.
Давайте завершим наш урок знакомой песней.
Исполнение песни «Песенка друзей», муз. В Герчик, сл. Я. Акима
Домашнее задание
Учитель: Вот вам творческое домашнее задание. Слушать музыку, давать
характеристику прослушанного произведения, определять жанр и по
желанию отразить в рисунке свои впечатления от музыки.
Рефлексия
Учитель: Что вам понравилось на уроке? Было ли вам интересно? Вы
довольны своей работой на сегодняшнем уроке?
Дети отвечают на вопросы учителя.
Учитель: Мне было очень приятно сегодня с вами работать, вы меня
порадовали. Спасибо вам за работу на уроке.
А сейчас прозвучит песенный марш «Весёлый ветер» и вы выйдете с урока в приподнято-радостном настроении.
На экране изображение людей, двигающихся в ритме марша.
Прощание. Выход обучающихся из зала.
12.12.2019г.