Филатова Ирина
Открытый урок математики «Единицы времени. Год. Месяц»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок № 3 класс 16.12.2019
Тема урока : Единицы времени. Год. Месяц.
Методическая цель урока : создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени»
Цели урока :
образовательные: формировать представление о годе, месяце, неделе, познакомить с табелем-календарем; формировать конкретные представления об отношении между единицами измерения времени
развивающие: развивать умение рассуждать и делать выводы, опираясь на ранее полученные знания
Темочки:
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Математика. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
воспитательные: воспитывать умение анализировать, сравнивать, делать выводы
Планируемые результаты:
Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы, желание усваивать учебный материал, необходимый для решения задачи; осознание собственных достижений при освоении учебной темы, позитивное отношение к результатам обучения.
Метапредметные умения:
Познавательные умения: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные умения: умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные: умение пользоваться календарём, часами, выполнять действия с числовыми значениями времени : сравнивать, преобразовывать крупные единицы времени в мелкие, выполнять арифметические действия; решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки, развивать навыки проектной деятельности.
Методы обучения: словесные, наглядные, методы самостоятельной работы и работы под руководством, проблемно-поисковые, частично-поисковые
Тип урока : урок изучения нового материала
Вид урока : комбинированный
Оборудование : компьютер, учебник, задания на листочках, календарь.
Ход урока
I.Организационный момент.
И прекрасна и сильна
Тут везде кипит работа,
Всюду можно услыхать:
«Раз, два, три, четыре,пять!»
Урок я хочу начать словами французского философа Ж. Ж. Руссо: «Вы талантливы, дети! Когда-нибудь вы сами поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.»
Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания, узнать новое. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. В добрый путь за знаниями.
II. Этап постановки темы и цели урока.
Игра «День-ночь» (табличное умножение и деление)
1 Подготовка к восприятию новой темы.
Работа в группах «Пословицы рассыпались» (составить пословицы)
Век живи, век учись.
Обещанного 3 года ждут.
Делу время, а потехе час.
-как вы понимаете смысл данных пословиц?
-о чём данные пословицы? (они говорят о минуте, часе, веке, сутках)
-как можно объединить эти слова, назвать одним словом? (время)
- кто ещё знает пословицы о времени?
Кто догадался какая тема урока? (время.)
О времени говорят, что оно летит быстрее мысли и не имеет ни начала, ни конца.
А можно ли измерить величину, которая не имеет ни начала, ни конца? (да)
-с помощью чего? (единиц времени)
-дополните тему урока (единицы времени)
«Что идет. не двигаясь с места?» (время)
- Сегодня на уроке речь пойдёт о времени, обо всём, что с ним связано.
Какие цели мы себе ставим на урок?
Познакомиться с единицами измерения времени
Закреплять умение решать задачи
Совершенствовать вычислительные навыки
- Что такое время? …
В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.
Из всех величин время – это самая загадочная, самая неуловимая, самая необъяснимая величина. Говорят: время – дороже денег. Потерянный рубль можно заработать снова, а вот упущенная минута исчезает навсегда.
Считать предметы мы научились в 1 классе. Это просто :раз,два,три.
Измерять расстояние тоже не сложно. А как и чем измерять время? На этот вопрос нам и предстоит ответить сегодня на уроке.
Откройте тетради и запишите число.
2. Минутная разминка
– Ребята, кто мне скажет какое сегодня число?
– Что вы можете сказать о числе 16?
(Число 16 – двузначное, записано с помощью двух различных цифр – 1 и 6, соседи 15 и 17. В числе 16 всего 16 единиц, из них 6 отдельных единиц и 1 десяток. Число можно заменить суммой разрядных слагаемых 10 и 6.)
- Запишите число, классная работа.
– Продолжим работать. Какие двузначные числа можно составить с помощью цифр 1 и 6?
11,16,61,66 (повторить 2 раза)
III.Этап организации восприятия и осмысления новой информации. –
Кроме пословиц про время сочиняли и сказки. Послушайте сказку
В. Даля «Старик-годовик». (Чтение сказки учителем)
«Вышел старик - годовик. Стал махать руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик - годовик первый раз- и полетели первые три птицы. Повеял холод и мороз».
- Что за первые три птицы вылетели из рукава старика - годовика? Назовите их (декабрь, январь и февраль) (слайд7)
- Почему вы так думаете?
«Махнул старик - годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, и на полях появились цветы.
- Какую следующую тройку птиц выпустил старик-годовик? (март, апрель, май).
«Махнул старик - годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало душно, жарко, знойно».
- О каком времени года идет речь в этой части сказки? (июнь, июль, август)
«Махнул старик - годовик в четвертый раз - полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы»
- Каких теперь птиц выпустил старик - годовик? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
«А птицы были не простые. У каждой по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев»
- Кто отгадает эту загадку? (дни недели)
«Каждое перо со своим именем. Одна половинка пера белая, а другая- черная. Махнет птица крылом раз - станет светлым-светло, махнет другой- станет темным-темно»
- Кто отгадает последнюю загадку? (день, ночь – сутки)
- Почему старик волшебник назван в сказке годовиком? (это год, а в году 12 месяцев)
- Давайте еще раз вспомним, о чем говорил старик годовик? (о месяцах, днях недели, сутках).
- Что объединяет все эти слова? (это единицы времени)
- Сделайте вывод. (Месяцы, дни недели, сутки – это единицы времени)
IV Физкультминутка.
V Работа по теме урока.
Знакомство с разными календарями
В старину люди делали зарубки, чтобы отмечать дни. Это способ был не очень удобным, тогда люди придумали и составили календарь.
Работа с календарем
Позже был составлен табель календарь такой как в учебнике на странице 98.
- Откройте учебники на странице 98.
Задание 1. Устно с комментированием.
Запишите в тетрадь единицы времени.
- Что вы записали? Проверьте по образцу. (на доске образец) Оцените работу.
1 год = 12 мес
1 мес = 30 сут или 31 сут
1 год = 365 сут или 366 сут
Взаимопроверка в парах
- Выполняя это задание, может быть у кого – то возник вопрос? (Почему в году бывает разное количество суток? Почему в месяцах разное количество суток)
- Кто знает ответ на этот вопрос? (Вы, помните, что каждый четвертый год бывает високосный, а значит, год имеет 366 дней.)
Сделаем вывод: Если год обычный, то в году 365 суток, а если год високосный, то в году 366 дней. Потому что високосный год в феврале имеет на 1 сутки больше.
- На какой вопрос нам осталось найти ответ? (Почему в месяцах разное количество суток)
- А это, ребята, к нам пришло еще из Древнего Египта. В Древнем Египте люди начали следить за движением луны и заметили, что от полнолуния до полнолуния 30, 5 дней и для своего удобства в 1 месяце оставили 30 дней, а в другом 31. Поэтому месяцы у нас имеют разное количество суток.
- Чтобы легче запомнить, в каком месяце 30, а в каком 31 суток нам поможет косточка на руках. 1 косточка – это январь, там, где косточка выпирает, значит в месяце 31 суток…. Давайте все вместе сосчитаем…
Работа по учебнику с. 99. Задача 2.
Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче? Что известно? Что надо узнать? Пользуясь табелем-календарем, определите сколько дней в каждом месяце? (30, 31, 30) Сколько недель в одном месяце(4) А в 3(12) Как узнали? Запишите решение. (Один ученик у доски комментирует вслух)
1)30+30+31=91 (день)-в осенних месяцах.
2)43=12 (нед.)-в осенних месяцах.
Ответ: 91день, 12недель.
***Составьте подобные задачи о зиме. (1вариантт, о весне (2 вариант,
VI Работа над пройденным материалом.
1. С. 99 №4.
Прочитайте глазками. Что это (Задача)
-Что такое 8 дм? (одна пятая часть ленты)
-Значит ленту разделили на сколько частей?
-Как найти длину всей ленты?
Запишите решение и преобразуйте единицы.
Сколько в 1м дециметров?
Физминутка
2. Коллективный анализ решения задачи, самостоятельная запись решения задачи. С. 99№5.
- Прочитайте задачу. Назовите условие, вопрос к задаче. Что известно в задаче? Что нужно найти? Как узнать на сколько недель хватит корма? Каким действием? Запишите решение самостоятельно.
27:3=9 (нед.)
Ответ: на 9 недель хватит 27 пакетиков.
3. Работа с карточками. (доп. задания)
VII. Логическая задача на сообразительность.
Летом в 2019 часу в июле году я ездил отдыхать на море. Поезд ехал 3 минуты. Море очень теплое. Я купался по 3 века в день. 12 секунд я провел у моря.
Проверка по образцу. оценивание
VIII. Рефлексия.
- Подведем итог нашего сегодняшнего урока
Если вы согласны – хлопок в ладоши, не согласны – тишина.
В году 12 месяцев?
Декабрь – первый месяц в году?
Воскресенье – последний день недели?
Осенью 3 месяца?
В году 360 дней?
В неделе 5 суток?
В каждом месяце по 30 дней?
Я узнал
Я научился
Мне понравилось
Новыми знаниями я могу поделиться
Д. З с. 99, № 6,8.
IX. Итог урока.
- А закончить наш урок хочется стихотворением.
Дни идут, минуты тают,
Быстро время пролетает
Год какой сейчас идёт -
Календарь ответ даёт
Что за месяц на дворе -
Смотрим мы в календаре.
Как-то раз 12 братцев
В календарь смогли собраться.
Каждый месяц - каждый брат -
Встрече с нами очень рад.
Минуты идут, и заканчивается наш урок. Всем большое спасибо.