Лидия Петровна Иванькина
Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей как форма сотрудничества педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т. А. Маркова, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, И. В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Публикация «Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей как форма сотрудничества педагогов и родителей» размещена в разделах
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ.
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Работу по взаимодействию родителей воспитанников с ДОУ необходимо выстраивать на дифференцированном подходе, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышать культуру педагогической грамотности семьи.
Семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.
Существует множество различных форм взаимодействия с родителями. Эти формы мы можем разделить на традиционные и нетрадиционные.
Применяя в своей практике различные формы работы с родителями, педагоги решают следующие задачи:
- установление партнерских отношений с родителями;
- объединение усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы общности интересов;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
- поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Не случайно нами была выбрана такая нетрадиционная форма взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ, как «Открытое занятие».
Открытое занятие в ДОУ — это специально подготовленная форма организации образовательного процесса, на которой педагог демонстрирует родителям воспитанников и приглашенным коллегам своё профессиональное мастерство и успехи своих подопечных.
Цель: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
В отличие от обычного занятия, открытое мероприятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что педагог хочет показать присутствующим
Открытые занятия могут проводиться в рамках различных предметных областей (развитие речи, математика, окружающий мир, лепка, рисование и т. д., а могут сочетать и несколько направленностей в интегрированной форме мероприятия.
Открытое занятие может быть направлено на:
Изучение нового материала - Предполагает собой объяснение педагогом информации и её дальнейшее закрепление (практическое или теоретическое); Закрепление знаний - В отличие от предыдущего пункта, этот тип занятия предполагает развитие умений по применению на практике уже изученных на теоретическом уровне знаний. Иными словами, ребёнок учится использовать изученный раннее материал в реальной жизни, извлекать из него пользу;
Комбинированное занятие - Этот тип считается наиболее эффективным, так как включает в себя все описанные выше. Комбинированное занятие даёт возможность для изучения материала на теоретическом и практическом уровне, его закрепления и обобщения.
Деятельность воспитанников может быть:
Самостоятельной - Дети выполняют порученные воспитателем задания самостоятельно;
Совместной - Дети работают совместно с воспитателем и приглашё нными гостями: изучают новый материал или закрепляют и систематизируют уже изученный;
Образовательной в режимных моментах - Воспитатель искусственно моделирует режимный момент, который подталкивает детей к решению актуальных вопросов, закреплению материала и т. д. В эту деятельность так же можно вовлекать и приглашённых гостей.
Подготовка к «Открытому занятию» :
1. Анкетирование–опрос родителей, с целью изучения интересов и потребностей родителей в образовательных услугах, а так же выявления вопросов возникающих в направлении образовательной деятельности ДОУ.
2. Обработка анкет-опросников, подведение итогов, определение тем открытых занятий по интересам родителей.
3. Выбор темы «Открытого занятия», по областям образовательной программы, в соответствии с пожеланиями родителей.
4. Определение времени и даты, так же основываясь на возможности родителей посетить данное занятие.
5. Подготовка пригласительных билетов, исходя из интересов родителей и определение количества приглашённых.
6. Подготовка материалов для занятия
7. Встреча гостей, рассаживание по местам, вступительное слово педагогов.
Виды работы по программе:
- открытое занятие с детьми.
-совместное с родителями занятие.
-КВН совместно с детьми и родителями.
-концерт для родителей.
-совместный досуг.
-семейный портрет.
-конкурс рисунков родителей на разные темы, в том числе и «Портрет своего ребёнка»
-консультации специалистов: медиков, юристов и др.
-консультации логопеда, психолога, методиста и др.
-выставка детских работ.
-ярмарка-распродажа детских поделок, игрушек, выполненных руками детей.
-ярмарка по обмену детской одежды.
-выставка блюд и рецептов приготовления блюд для детей.
-выставка моделей детской одежды.
-анкетирование родителей по различным темам.
-круглый стол для родителей по обмену опытом.
-организация сюжетно-ролевой игры с детьми.
-организация и проведение трудовых поручений
с детьми.