Олеся Гришанова
Открытое занятие «Хлеб-всему голова» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в старшей группы «Хлеб-всему голова»
Программное содержание:
- познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
- формировать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; о содержании труда людей, их слаженности и взаимопомощи в работе, о механизации труда;
- систематизировать знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России;
- воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.
Публикация «Открытое занятие „Хлеб-всему голова“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материал:
волшебная книга
иллюстрации,
колоски пшеницы,
хлеб пшеничный и ржаной, сушки, печенье,
кофемолка,
зёрна пшеницы, крупы,
кубики, лупы (на каждого ребёнка,
Мотивация к деятельности
Воспитатель достаёт из волшебной книги карточку с загадкой.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Бываю я черным,
Бываю я белым,
Румяным бываю
И чуть подгорелым – иногда
Да ведь это не беда! (Хлеб)
Дети открывают волшебную книгу, а там лежат колоски и хлеб.
Воспитатель: Ребята, о чём предлагает нам поговорить наша волшебная книга? (О хлебе). Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите (Ответы детей).
Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?
(Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный)
Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл (Ответы детей).
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте мы с вами станем исследователями и отправимся в научную экспедицию, чтобы узнать, откуда к нам хлеб пришёл. Итак, наша экспедиция отправляется в путь. Только, куда же нам сначала идти? Кто знает, из чего делают хлеб? (Из муки). А из чего получается мука? (Из зерна).
Воспитатель: Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Поэтому сначала мы отправимся к хлеборобам на поле и посмотрим, как выращивают хлеб.
Воспитатель показывает иллюстрации
Воспитатель: Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью специальными машинами – разбрасывателями вносят на поля удобрения. Потом тракторами вспахивают землю, перемешивая удобрения с землей и одновременно, боронуют – это рыхлят землю, чтобы не было комков. Борона – это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы проходили воздух, влага и тепло.
Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.
Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его? (Тракторист). Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.
Воспитатель: И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Солнце пригревает посаженные зёрнышки, дождик поливает, и вот из зёрен появляются первые ростки. Давайте мы покажем, как прорастают семена.
Физкультминутка «Из зёрнышка – колосок»
Дети стоят в кругу. Им предлагается превратиться в «маленькое сморщенное семечко» (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть её руками). Взрослый – садовник – поливает их (гладит по голове и телу, ухаживает. Семечко медленно растёт, раскрываются листочки (руки поднимаются, растёт стебелёк (вытягивается тело, появляется колосок (руки в стороны). На ветру колоски колышутся.
Воспитатель: Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Но вот зерна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны.
“Он идет волну сечет, из трубы зерно течет” - это загадка про комбайн. Кто работает на комбайне (Комбайнер – новое слово, повторить хором и индивидуально).
Воспитатель: Что же делает комбайн (Ответы детей).Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. Давайте и мы с вами выберем хлебные зёрнышки (пшеницу) и рассмотрим их в лупу.
Д\и «Выбери пшеничные зёрнышки»
Детям на тарелочке предлагается несколько видов крупы. Из всех круп надо выбрать пшеничные зёрнышки и рассмотреть их под лупой. Затем детям предлагается надавить кубиком на зёрнышко, чтобы получилась мука.
Воспитатель: Чтобы получить много муки, зерно везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку. Давайте мы посмотрим, как работает мельница. (Воспитатель предлагает детям положить выбранные зёрнышки пшеницы в кофемолку, чтобы посмотреть, как получается мука).
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут!
В порошок её сотрут!
Воспитатель: Итак, наши зёрнышки стали мукою. Куда же потом? (Ответы детей.) Муку везут на хлебозавод, где пекари пекут хлеб, а помогают им специальные машины. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. Другие машины режут тесто на одинаковые части, подают в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин.
Пальчиковая гимнастика
Тесто
Тесто ручками помнем
сжимаем и разжимаем пальчики
Сладкий тортик испечем
как будто мнем тесто
Серединку смажем джемом
круговые движения ладошками по плоскости стола
А верхушку сладким кремом
И кокосовую крошкой
Мы присыплем торт немножко
сыплем "крошку" пальчиками обеих рук
А потом заварим чай
В гости друга приглашай.
Воспитатель: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Недаром в народе говорят: Хлеб – всему голова. Ребята, давайте повторим пословицу и запомним её.
Послушайте, ребята, какие еще есть пословицы о хлебе :
“Без хлеба – нет обеда”
“Хлеб – батюшка, вода – матушка”
“Будет хлеб – будет и песня”
“Много свету – много хлеба”
“Хлеба надо брать столько, сколько съешь”
“Хлеб надо всегда доедать”
“Хлеб нельзя бросать на пол”
Воспитатель: Наша экспедиция заканчивается. Вам понравилось быть исследователями? Так откуда же к нам на стол пришёл хлеб? (Ответы детей). Люди каких профессий трудятся, чтобы у нас всегда на столе был хлеб? (Комбайнёры, трактористы, шофёры, мельники, пекари, продавцы)
Какие машины помогают хлеборобам (Трактора, комбайны, грузовые машины)
Как нужно относиться к хлебу (Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь)