Анна Алексеева
Открытое занятие в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи
«Звуковая культура речи : дифференциация звуков с-ш»
Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш.
Задачи:
-познакомить со звуками с-ш;
Публикация «Открытое занятие в старшей группе по развитию речи „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с]-[ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-научить различать звуки звуки с-ш в произношении, определять место звука в слове;
- развивать внимание, память.
Наглядный и демонстрационный материал: мяч, коробка, картинки с изображением змеи и ветра, круги красного и желтого цвета (на каждого ребенка, предметные картинки по теме, карточки из 3 окошек (на каждого ребенка, фишки (на каждого ребенка).
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие.
(Стоим в кругу, взявшись за руки.)
- Ребята, давайте поздороваемся с вами? (здороваемся)
- К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и с ними.
- А теперь послушайте стихотворение.
Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо!
Ясно, четко говорим, Потому, что не спешим!
- О чем это стихотворение? (О речи.)
- А как мы с вами должны говорить? (правильно, красиво, не торопиться)
- Сейчас у нас с вами занятие по развитию речи, где мы с вами учимся правильно произносить звуки и красиво говорить.
2. Основная часть.
Вдруг у воспитателя звонит телефон, на экране телефона фотография Лунтика.
- Ребята, нам звонит Лунтик, послушаем, что он скажет?
На громкой связи он говорит:
«Здравствуйте, ребята! Звоню я вам с просьбой о помощи. Мои друзья, Кузя и Майя, дали мне задания, чтобы я выучил два звука «С» и «Ш», а я совсем запутался в них. Мне очень хочется разобраться, и прошу вас помочь мне с этим. Задания, которые надо сделать лежат в коробке. Их я оставлю у вас на окне. Помогите мне, пожалуйста. Заранее всех вас благодарю.»
- Друзья, вы согласны помочь Лунтику? Тогда за дело. Лунтик, оставайся на связи и слушай внимательно.
- Ребята, посмотрите на окне коробочка (показываю)
- Хотите узнать, что там? (Да.)
Но перед тем как откроем коробку выполним артикуляционную гимнастику.
На картинках изображены упражнения артикуляционной гинастики:
А) Качели
Б) Футбол
В) Лошадка
Молодцы, ребята теперь мы готовы к выполнению заданий.
1. Задание
- Тогда слушайте загадку.
Я березку качну,
Я тебя подтолкну
Налечу, засвищу
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я?
Можешь угадать?
- Правильно. А какой может быть ветер? (сильный, штормовой и т. д)
- Давайте с помощью наших ручек покажем как дует ветер. (показываем)
- Ребята, а когда дует ветер какую песенку поет? Какой звук мы слышим? («с»)
- Вот еще одна загадка.
Нет ни рук, ни ног у зверя,
И не нужно, не потеря -
Она легко в траве скользит,
А приблизишься – шипит.
(Змея)
- Чего нет у змеи (рук, ног)
- Но зато она умеет, что делать? (ползать)
- Давайте покажем, как ползает змея? (показываем.)
- А как шипит змея? (Ш-ш-ш)
- Как произносится звук С? (Губы улыбаются, язык спрятался за нижними зубами).
- Как произносится звук Ш? (губы образуют трубочку, язык прячется за верхними зубами.)
- Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня познакомимся? ([c] [ш])
- Правильно! А теперь мы поиграем со звуками [c] [ш]. Я буду их произносить, а вы внимательно слушайте. Если услышите звук С, то показываете как дует ветер, а если звук Ш, то показываете, как ползает змея. Звук произносить не нужно.
С-ш-ш-с-с-ш-с.
(Дети дают ответ соответствующим движением.)
2. Задание
- А теперь мы поиграем в игру «Эхо». Я вам по очереди буду кидать мяч и говорить чистоговорку, а вы ее повторяете и кидаете мяч обратно.
Ша-ша-ша - Соня моет малыша
Са – са – са - в лесу бегает лиса.
Шу-шу-шу - Я письмо пишу.
Су –су –су- Было весело в лесу.
Аш – аш - аш - Есть у Лены карандаш.
Ас – ас –ас - В нашей группе свет погас.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо. (все вместе)
(Воспитатель предлагает детям сесть на стулья.)
3. Задание
- А теперь мы поиграем в игру «Не ошибись!». Я сейчас вам раздам по два круга. (раздаю) Какого цвета у вас круги? (красный и желтый). Желтый круг обозначает звук Ш, а красный звук С. Я вам буду сейчас говорить слова, если в слове слышится звук Ш, то вы поднимаете желтый круг, а если слышится звук С, то показываете красный круг. Готовы? Проверяем, если звук Ш, какой круг? (показывают.) Если звук С, какой? (показывают.)
Шарик, сок, нос, шапка, маска, оса.
3. Физкультминутка
Вы, наверное, устали? (ходьба на месте)
Поэтому все встали (Встали, руки вверх).
Дружно вытянули шеи (наклон вперед,
И как гуси зашипели: ш-ш-ш.
Пошипели, помолчали,
Ветерок послушали С-с-с (покачиваются, подняв руки).
И как зайцы поскакали,
Поскакали, поскакали.
И за кустиком пропали. (Шагают на месте и садятся)
4. Задание
4. Продолжение работы по теме.
-Ребята, каждый звук имеет свое место в слове. Он может стоять в начале слова, т. е. с него слово начинается. Может стоять в середине слова, т. е. перед ним и после него есть другие звуки. А может стоять в конце слова, т. е. этим звуком слово заканчивается.
Давайте с вами поиграем со звуком С и попробуем определить его место в слове, а поможет нам в этом вот такая решетка (вешаю на доску). Если звук С будет слышится в начале слова, то я буду ставить фишку в первую клетку, если в середине слова, то в среднюю клетку, а если звук С будет слышится в конце слова, то в самую последнюю клетку. Присядьте, пожалуйста, за столы.
(Дети садятся за столы.)
Игра «Определи, место звука в слове».
(Вывешиваю картинку с изображением Сапог.)
-Что это? (сапоги)
- Произнесите слово С-с-сапоги.
- Как вы думаете, где слышится звук С, в начале, середине или конце слова? (в начале.)
- Молодцы! Т. к. звук слышится в начале слова, я поставлю фишку в первую клетку. У вас на столах такие же карточки как на доске. Поставьте фишку в ту же клетку, как и у меня. (Ставят фишку.)
Аналогично разбирается слово Рис и слово Масло.
- А теперь мы также поиграем со звуком Ш, и определим его место в слове. Только работать вы уже попробуете самостоятельно.
(Чашка, Шампунь, малыш.)
(Сначала вешаю на доску картинку со словом чашка.)
-Что это? (чашка)
- Скажите слово чашка медленно. (Чааа-ш-кааа.)
- Где слышится звук Ш? (в середине.)
- Поставьте фишку в нужную клетку.
(Сначала просматриваю правильность выполнения задания, затем спрашиваю 2-3 детей, куда они поставили фишку. После ставлю сама фишку в нужную клетку.)
Аналогично разбираются следующие 2 слова.
- Молодцы! Справились с заданием и помогли нашим звукам. Ребята, существует много скороговорок со звуком С и Ш. Послушайте одну из них.
Саше дали кашу, а Маше простоквашу.
- Давайте повторим сначала медленно,
- побыстрее
- быстро
- грустно
- весело.
Итог занятия
Друзья мои, вы большие молодцы! Только мне интересно, помогли мы Лунтику запомнить и отличать звуки С и Ш?
- Лунтик, нам интересно все ли ты услышал и запомнил? Мы смогли тебе помочь?
Лунтик: Ребята, спасибо вам большое! Вы выполнили все задания и помогли мне. Теперь я никогда не перепутаю звуки С и Ш. До свидания!
- Чем мы сегодня занимались на занятии? (познакомились со звуки [с] [ш], находили слова с данными звуками, определяли место звука в слове, учились произносить скороговорку быстро и медленно.)