Елена Скокова
«Беседа о Волге». Открытое занятие в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений о матушке – реке Волге.
Задачи: Обучающие задачи – закрепить знания детей о реке Волге (где берёт начало, куда впадает); познакомить с притоками Волги, с городами расположенными по её берегам; ввести в словарный запас детей слова: устье, исток, русло.
Развивающие задачи – развивать любознательность, стремление изучать и сохранять животный мир, природу России; активизировать речевое общение детей.
Воспитательные задачи – воспитывать любовь к природе и животному миру России, гордость за то, что мы волжане и живём на берегу самой великой реки.
Здоровьесберегающие задачи – способствовать снятию усталости – используя танцевальную физминутку; формировать навыки правильной осанки во время беседы
Виды деятельности: познавательная, игровая, двигательная, продуктивная.
Формы деятельности: совместная с воспитателем, самостоятельная.
Методические приёмы:
Игровой – взаимодействие со сказочными персонажами.
Наглядный – использование иллюстраций с изображением Волги,её природы; иллюстрации и фотографии городов на Волге, карта Росии.
Словесный – художественное слово: стихи, песни, загадки, поговорки о воде, о Волге; чтение сказки «Волга и Возуза» в обработке С. Я. Маршака; беседа о Волге и городах, расположенных на её берегах.
Практический – рисование реки Волги (исток, русло, устье).
Предварительная работа: беседы о реке Волге и других реках России,чтение стихотворения И. А. Бунина «Родник», С. Викулова «Три клада России, прослушивание песен о Волге, рассматривание иллюстраций с изображением обитателей Волги.
Материал и оборудование: карта России, мольберт, магнитная доска, иллюстрации, фотографии, альбомные листы и синие карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: “Как называется страна где мы живем?” Ребята, мы много беседовали с вами о нашей стране и знаем, какая большая наша страна – Россия.
“Как называется город, в котором мы живем?”
В нашей стране много рек, озёр, морей!
Подумайте о чём эта загадка: «Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит!» (Река).
Молодцы! “На какой великой русской реке стоит наш город?
Где же берёт своё начало Волга? Послушайте, я расскажу легенду о р. Волге. Есть на белом свете место не очень приметное, но известное. Здесь, в этом месте начинается Волга. Земля здесь покрыта болотами и густыми лесами, у истоков Волги стоит деревня под названием Волгино Верховье. Давным давно велел царь Петр I поставить в этих местах монастырь, но монастырь сгорел. И тогда по русскому обычаю украсили это место часовней, от этой часовни тянется тоненький ручеек, который и нельзя даже Волгой назвать. В часовне в полу есть отверстие, где можно увидеть, как из земли пробивается родничек, тоненький родничек вытекает из часовни и отправляется в долгий путь. Начало реки называется исток. (Показ слайда Дети рассматривают исток р. Волги на карте)
К родничку присоединяются еще множество ручейков, небольших речушек и течет превращаясь в могучую полноводную Матушку – Волгу. Послушайте, как в русской народной сказке в обработке С. Я. Маршака говорится о начале Волги:
«Меж болот из мелкого колодца
Ручеёк, неумолкая, льётс
Неприметен чистый ручеёк,
Не широк, не звонок, не глубок,
Перейдёшь его через дощечку,
А глядишь – ручей разлился в речку.
Перед нею путь большой и долгий
Из лесного края в край степной
И зовут её рекою Волгой –
Матушкой, кормилицей родной!»
Воспитатель:Дети, я предлагаю Вам совершить прогулку к Волге. Но сначала давайте превратимся в маленький ручеек, который стекает к Волге.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Повертелись, покрутились,
В ручеек мы превратились.
Упражнение “Ручеек” : дети берутся за руки и цепочкой идут по залу, преодолевая воображаемые препятствия, перебегают через дорогу, забегают за гору, выбегают из – за горы.
Воспитатель: Наш маленький ручеек прибежал к берегу Волги, а мы обратно превратимся в детей.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Повертелись, покрутились,
И в детей мы превратились.
Вот мы на берегу Волги.
Воспитатель: Почему в народе так называют Волгу – матушкой, кормилицей?
А ещё называют Волгу рекой – красавицей, рекой – кормилицей. Почему (дети рассуждают)
В той же сказке о Волге говорится: «Волга – рекам Родины царица Ни одна не может с ней сравнится!»
На этой фотографии показана наша Волга (показывает слайд). Какими словами можно сказать о Волге? Какая она? (Волга – могучая, неистовая, чистая, холодная, широкая, судоходная, красивая, великая)
Воспитатель: Издавна люди селились на берегах рек, создавали там города. Как вы думаете почему? (Ответы детей). Правильно, ребята, очень необходима для жизни животных и растений. Есть поговорки о воде: «Вода и лес – краса природы»,
«В реке, где много водорослей – много рыбы»
Воспитатель: Чтобы нам отправиться дальше по Волге нам нужно отгадать загадку:
«Два братца в воду глядятся,
Век не сойдутся» (берега).
У каждой реки есть берега. Каждая река течёт по одному и тому же месту. Это называется устье реки. (Дети рассматривают р. Волгу на карте) затем Волга впадает в Каспийское море. (Показ слайда)и это называется русло реки.
Иногда река выходит из своих берегов. Почему это случается и когда? (ответы детей)
Место на берегах Волги, которое каждую весну, затапливает водой называется (Бассейн реки)
После того, как вода уходит в свои берега, почва здесь становится особенно плодородной. Неслучайно существует народное изречение: «Вода на лугу – сено в стогу».
Дети как вы думаете кто обитает в реке Волге? (рыбы).
Давайте посмотрим какие рыбы живут в Волге? (речные – сазан, лещ, судак, щука, сом, налим,окунь, ерш, жерех, вобла, красноперка, карась. (показ слайдов)
Дидактическая игра “Что лишнее?”
Убрать изображения тех рыб, которые не обитают в Волге.
Динамическая пауза
Волга – река (волнообразные движения руками,
Ты бежишь из далека (соединить руки перед грудью,
Твои воды глубоки (нагнуться, достать кончиками пальцев рук пол,
Твои воды широки (развести руки в стороны,
Берега твои скалисты (соединить пальцы вытянутых рук над головой,
И покаты, и холмисты (поочередно опустить руки вниз).
Воспитатель: Волга течёт по России много километров. Я хочу рассказать вам о городах, которые расположены на берегах реки Волги. Это Кострома, Ярославль, Казань, Ульяновск, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань) (показываю иллюстрации городов по телевизору)
Воспитатель: Разные народы живут на берегах этой великой реки. Все они живут дружно, трудятся на заводах и фабриках, делают автомобили и речные суда.
Наш родной город Саратов тоже расположен на Волге. Мы с вами должны гордится, что мы – волжане, как и все люди, живущие на Волге.
Воспитатель: А сейчас я хочу обратить ваше внимание на славный город Волгоград.
Именно здесь на Волге, под Сталинградом (так раньше назывался Волгоград, в последнюю войну наши воины разбили фашистов. В то время родилась пословица: «С родной земли – умри, не сходи».
Воспитатель: Обратите внимание на фотографии с изображением гидроэлектростанции города Волгограда. Волга даёт электрический ток нашей стране. По берегам Волги в земле лежат большие чёрные трубы в них (Газ и нефть).
Волга снабжает страну газом и нефтью. К сожалению, вода в Волге загрязнена сточными водами заводов, фабрик и сельского хозяйства.
Большой вред реке приносит загрязнение нефтепродуктами. От этого гибнут растения и животные, погибают рыбы, насекомые. Поэтому мы с вами должны знать закон об охране природы, так как природа – источник жизни на Земле.
Поэт С. Викулов так сказал:
«Три клада у природы есть: вода,
Земля и воздух – три её основы
Какая бы не грянула беда,
Целы они – всё возродится снова».
Ребята, вы знаете, о Волге сложено много песен. Давайте послушаем одну из них «Течёт Волга». Под эту замечательную мелодию М. Фрадкина на стихи Л. Ошанина можно даже потанцевать. (Физминутка)
Много рек питает Волгу своими водами. Эти малые реки называются – притоками. (Кама, Ока, Сок, Самарка, Уса, Иргиз, Кинель, Кондурча) (называю и показываю притоки Волги).
Ребята, а как называется место, где река впадает в море? (Устье)
В устье реки Волги тёплый климат. Сюда многие птицы прилетают зимовать, а некоторые живут здесь постоянно.
Сейчас мы поиграем в игру «Покажи и назови птиц, которые живут на Волге»,
Молодцы!
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам перейти к столам и нарисовать исток, русло и устье реки Волги.
Воспитатель: Разговор о великой русской реке Волге мы продолжим на других занятиях. Впереди много нового и интересного. Всё это поможет нам больше узнать о своей Родине – России.