Виктория Гуслякова
Конспект открытого занятия в средней группе с элементами экспериментирования «Наши помощники — органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствование представлений детей об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.
Задачи:
Образовательные: Вызвать желание узнавать новое путём экспериментирования; учить делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Органы чувств человека и их назначение
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Развивающие: развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения. Развивать умение проводить простейшие опыты и эксперименты; развивать активную речь детей, мыслительные процессы: память, внимание, логическое мышление.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, наблюдательность, инициативность.
Оборудование к занятию : мольберт, ватман с изображением человечка, платки по количеству детей, капсулы от «киндер-сюрприза», наполненные различными ароматами: чеснок, мандарин, пихта, банан; одноразовые тарелочки с продуктами: банан, морковь, яблоко, мандарин; игрушка кукла, мешочки с наполнением внутри: мячик, машинка, ложка, ключ, резиновая уточка, шишка, кубик деревянный, лего.
Ход занятия:
Приветствуем гостей.
(На мольберте изображение человека, без лица и рук.)
Воспитатель: Ребята, я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком. (Изображение человечка, но без лица и рук.)
Воспитатель: Что же в нем странного? (У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа. У него нет рук.)
Воспитатель: Он считает, что они ему и не нужны. Как вы думаете, он прав? (Нет.)
Воспитатель: У нашего тела есть помощники, которые помогают нам изучать мир, который полон красок, звуков и запахов. Как вы думаете, что это за помощники? (Уши, глаза, нос, язык, руки.)
Воспитатель: Давайте докажем ему, что без наших помощников мы не сможем полноценно существовать. А чтобы это сделать нам предстоит провести настоящее исследование. Готовы? (Да.)
Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем, с каким органом чувств мы будем сейчас играть.
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам (глаза)
Воспитатель: Правильно, ребята, это глаза.
Ребята, а для чего нам нужны глаза? (ответы детей).
Игра «Что делает объект».
Предлагаю проверить, действительно ли нам нужны глаза, чтобы видеть (дети встают в круг). С помощью считалки (Раз - два три - водящим будешь ты) выбрать водящего и завязать глаза и попросить выполнить наши задания, (воспитатель хлопает в ладоши).
Воспитатель:
- Полина, ты можешь сказать, кто сейчас хлопнул в ладоши? (ответ-нет)
- Полина пройди к Егору, ты знаешь, где он стоит? (ответ-нет)
- Полина! У меня в руках игрушка, ты можешь сказать какая игрушка и какого она цвета? (ответ-нет)
- Спасибо Полина, сними, пожалуйста, повязку с глаз.
- Скажите, пожалуйста, почему Полина не могла ответить? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Глаза - это один из самых ценных органов чувств человека. Ребята, давайте нашему человечку прикрепим глаза, потому что мы ему доказали, что без них он не сможет видеть, что его окружает. (Дети прикрепляют человечку глаза.)
Воспитатель: Отгадываем, следующую загадку.
Запах хлеба, запах мёда
Запах лука, запах роз.
Различить поможет…. (нос.)
Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужен носик? (С помощью носа различают запахи.)
Игра «Отгадай по запаху».
Воспитатель: Предлагаю провести эксперимент : проверим, сможете ли вы отгадать по запаху, что находится в капсулах от киндер-сюрприза и описать данный запах. Подойдите ко мне и из коробочки возьмите любую капсулу. (Дети «обследуют» капсулу и рассказывают о своих ощущениях.)
Ребята пройдите, к столам. Встаньте по три человека с каждой стороны. (Дети определяют по запаху содержимое емкости, где находятся: чеснок, апельсин, огурец, кофе, пихта, банан и т. д. и показывают карточку).
Воспитатель: Вы справились с заданием. Ребята, давайте нашему человечку прикрепим нос, потому что мы ему доказали, что без него он не сможет ощутить запахи. (Дети прикрепляют человечку нос.)
Воспитатель: Отгадываем, следующую загадку.
Чтобы узнать о следующем органе чувств - отгадайте загадку.
Оля слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Оле… (уши)
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а для чего нам уши? (Ответы детей.)
Воспитатель: Благодаря ушкам мы с вами слышим разные звуки, различаем голоса.
Игра «Спрячь музыку».
(Звучит аудиозапись плача игрушки, а дети ищут игрушку и описывают звуки.)
-Послушайте, что это за звук?
-Что вам помогло понять, что это плач?
-А давайте с помощью наших помощников – ушей, найдем, кто и где плачет.
Игра «Ау!»
Ребята, у меня есть еще одна игра для вас, где нам так же необходимы наши уши.
Дети стоят по кругу, в центре – ребенок-водящий. Взявшись за руки, дети идут по кругу и говорят слова:
«Лена (имя водящего, мы с тобой в лесу.
Мы зовем тебя «Ау!».
Ну-ка, глазки закрывай,
Кто позвал тебя, узнай».
(Водящий закрывает глаза, дети останавливаются и один ребенок зовет водящего по имени. Водящий должен узнать по голосу, кто его позвал. Если угадал, то водящим становится угаданный ребенок, если нет – игра продолжается с тем же водящим.)
Воспитатель: Ребята, давайте нашему человечку прикрепим ушки, потому что мы ему доказали, что без них он не сможет услышать красоту звуков, которые нас окружают. (Дети прикрепляют человечку уши.)
Воспитатель: Слушайте внимательно следующую загадку:
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Рот)
- Правильно, ребята, это рот.
- Ребята, а что есть во рту? (ответ детей)
- Для чего нам нужен язык? (ответы детей)
Воспитатель: А знаете ли вы, что язык помогает нам узнать о вкусе пищи, ведь пища бывает разная: сладкая, кислая, горькая, соленая. Так вот сейчас мы проверим ваши язычки, как они могут узнать о вкусе пищи.
Игра «Отгадай по вкусу».
Ребята, я приготовила для вас угощения. Сейчас вы с закрытыми глазами будете рассказывать, что же за угощение вы попробовали. А в этом вам поможет ваш язык. (Дети с закрытыми глазами, пробуют продукты, различные по вкусу: мандарин, банан, морковь, яблоко. Ребята называют продукт, описывают свои вкусовые ощущения.)
Воспитатель: Ребята, мы с вами выяснили, что язык нужен и важен. Молодцы! Давайте нашему человечку прикрепим рот, где живет наш язычок, потому что мы ему доказали, что без него он не сможет ощущать вкусы пищи. (Дети прикрепляют человечку рот.)
Воспитатель: Чтобы узнать об одном органе чувств – отгадайте следующую загадку.
Оля ягодки берёт,
По две, по три штучки.
А для этого нужны,
Нашей Оле… (ручки)
Игра «Волшебный мешочек».
Воспитатель: Давайте убедимся действительно ли нам нужны руки.
Ребята, посмотрите, на столе мешочки. С помощью наших рук мы будем определять, что внутри каждого мешочка. (Мячик, машинка, ложка, ключ, резиновая уточка, шишка, пуговица, ручка.)
Воспитатель: Как ты думаешь, что внутри мешочка? Что помогало вам узнавать, что находится внутри мешочков? (Руки.)
Воспитатель: Вот, какие у нас умные ручки. Ребята, давайте нашему человечку прикрепим руки. (Дети прикрепляют человечку руки.)
Дети рассматривают готовый портрет.
Воспитатель: Посмотрите. Все ли теперь на месте у человечка?
Ребята, как вы думаете, доказали ли мы ему, что нос, уши, рот, глаза и руки необходимы? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте с вами вспомним, почему они важны для человека?
Есть пять помощников на службе у тебя.
Не замечая, их используешь шутя;
Глаза тебе даны, чтоб видеть.
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту чтоб вкус понять,
А носик - запах различать.
Руки - чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечек напиться.
И ни к чему твоя тревога
Они всегда тебе помогут!
Спасибо, ребята, мы сегодня хорошо потрудились. Молодцы!