диана эседуллаева
Открытое занятие по экологии в подготовительной группе «Враг природе — мусор»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Закрепить и расширить знания воспитанников о правилах поведения на природе;
Формировать навыки практического взаимодействия с мусором : умение сортировать мусор, уменьшать объем мусора;
Развивать речь воспитанников: обогащать словарный запас, учить отвечать полным ответом, активизировать мышление;
Воспитывать желание общаться с природой, желание познакомить с правилами поведения на природе друзей, родителей.
Материалы и оборудование
Костюм Королевы природы,
Публикация «Открытое занятие по экологии в подготовительной группе „Враг природе — мусор“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Свод золотых правил» королевства природы;
Старый башмак;
Полоски ткани голубого и зеленого цвета, имитирующие речку и полянку;
Различные виды мусора;
2 банки: с чистой водой и с грязной, в которой плавает мусор;
3 контейнера с обозначением вида мусора : пластик, алюминий, бумага;
Формы и методы, применяемые на уроке
Сюрпризный момент: появление Королевы природы; старого, рваного башмака.
Игровой момент: поиск пропавших правил поведения на природе.
Исследовательская деятельность: сравнение чистой и грязной воды, фильтрация грязной; сравнение цветущей полянки и полянки под мусором.
Трудовая деятельность: сбор, уменьшение мусора в объеме, сортировка мусора.
Использование художественного слова: чтение стихотворения М. Усачева «Мусорная фантазия».
Предварительная работа
Беседы о мусоре : откуда берется, какие виды мусора бывают, чем вреден мусор и т. д.
Чтение и обсуждение стихотворения М. Усачева «Мусорная фантазия».
Участие в выставке работ из бытового мусора, выполненных воспитанниками дома вместе с родителями
Трудовая деятельность по сбору мусора на участке для прогулки.
Ход открытого урока
Группа воспитанников собралась отдохнуть на природе.
Воспитатель: Ребята, наконец-то мы собрались отдохнуть на природе. На природе такздорово! Красивый лес, чистые полянки, прозрачная речка, свежий воздух, птицы поют. Отдохнем, наберемся сил и здоровья.
(Идут и поют под музыку песню «Вместе весело шагать по просторам»).
Вдруг перед ребятами падает старый рваный башмак и начинает «разговаривать».
Башмак: Ух, наконец-то я вырвался оттуда! Там, в Королевстве природы, такой бардак, что и полежать спокойно негде! Кругом горы мусора, запах стоит отвратительный. А все потому, что Королева потеряла правила поведения на природе. И помочь то ей некому. Ха-ха-ха! Полежу –ка я здесь.
Воспитатель: Ребята! Как некому! А мы? Ведь если мы сегодня не поможем Королеве природы, то завтра, вслед за башмаком, и другой мусор перелетит к нам. Давайте отложим свой отдых и отправимся в Королевство природы наводить порядок, поможем Королеве отыскать правила поведения. А ты, башмак, отправляйся пока в мусорный контейнер.
Ребята, для того, чтобы попасть в Королевство природы, закройте глаза и скажите 3 раза: «Крибле, крабле, бумс».
(Воспитатель переодевается в костюм Королевы природы).
Королева природы : Здравствуйте, ребята! Я Королева природы!
У меня очень грустное настроение. В моем Королевстве большая беда: чистых городов, лесов, рек уже не осталось. Кругом один мусор. Я хочу защитить свою природу, так как от этого зависит здоровье жителей королевства. Я разработала «Свод золотых правил» поведения на природе. Эти правила никто не должен был нарушать. Но мои золотые правила пропали, и жители забыли про них. Ребята, вы поможете мне их отыскать? (ответ)
Королева природы : Чтобы отыскать первое правило, необходимо решить вот какую проблему. Посмотрите, что произошло с Незнайкой.
Подходят к «речке», в «речке» плавает мусор.
Видеопослание.
«Однажды я пришел на берег реки полюбоваться природой, но увидел ужасную картину. На берегу всюду валялся мусор. «Непорядок, как не красиво» - подумал я, - «Мусор нужно убрать». Собрал я весь мусор и бросил в реку. Мусор утонул, круги разошлись по воде, и вокруг опять стало красиво. Я сидел и радовался, какой я молодец!»
Королева природы : Правильно ли поступил Незнайка?
Ответ детей.
Опыты.
Королева показывает им две банки: в одну налита чистая вода, а в другой - в воде находится разный мусор.
Королева природы : Посмотрите, в одной банке у меня вода из чистой речки, а в другой – вода из речки, в которую Незнайка выбросил мусор. Чем отличается вода в банках?
Ответ детей.
Королева природы : Могут в такой грязной воде жить и развиваться рыбки, растения?
Ответ детей.
Королева природы : А теперь понюхайте воду в банках!
Ответ детей.
Королева природы : Правильно, ребята, грязная вода плохо пахнет.
Хотели бы вы искупаться в такой речке?
Ответ детей.
Королева природы : В грязной воде купаться запрещено!
Что нужно сделать, если вы заметили мусор в водоеме?
Ответ детей.
Королева природы : Правильно, ребята! Водоемы от мусора необходимо очищать. Давайте и мы поможем «речке» - очистим грязную воду из банки. (Пропускают воду с мусором через фильтр).
Поможем Незнайке очистить речку.
Очистив «речку», ребята находят первое правило.
Королева природы : А вот и первое правило:
Реб: Если чистый водоем,
Хорошо купаться в нем.
Воду вы не загрязняйте,
В неё мусор не бросайте!
Королева природы : Ребята, когда в моем королевстве жили по правилам, то всюду была такая красота и чистота: кругом росли цветы, зеленела травка, щебетали птички, воздух был свежий. А теперь кругом свалки, кучи мусора, запах плохой, птицы улетели в другие королевства. Давайте продолжим искать правила поведения. Ребята, я захватила вам образцы почвы.
Воспитатель: Посмотрите, на одном поддоне –мини-полянка с сочной травкой, с цветами. На другом - почва с редкой, пожухлой травой, на ней находится мусор : консервная банка, пакет из-под кефира, металлическая крышка, пластиковые стаканчики. Сравните эти полянки.
Ребята, в чем отличие травы под мусором (ответы)
Как вы думаете, почему под мусором трава пожухлая, желтая, низкая, чего ей не хватает? (Ответы)
Находят под вторым поддоном второе правило.
Королева природы :
Правильно, ребята! А вот и второе правило поведения!
Реб: "Мусор на поляне траве расти мешает,
из-за него растениям света не хватает.
Люди, мусор не бросайте,
жизнь растений уважайте!
Оставлять мусор нельзя.
Не поленимся друзья!
Мусор тут в лесу чужой,
заберем его с собой».
Королева природы : Когда жители моего королевства природы жили по правилам – они мусор перерабатывали. И мусор не накапливался. Из него получали новые полезные предметы. Прежде, чем выбросить, его сортировали – мусор из разного материала собирали в разные контейнеры. Это облегчало его переработку. Правила пропали, жители о них забыли – и, вот результат.
Смотрите: перед вами полянка, оставленная жителями моего королевства после отдыха.
Отдыхать, конечно, надо!
Поиграть и порезвиться.
И наесться, и напиться.
Но… вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки!
Ребята, давайте рассмотрим мусор на полянке и назовём его виды.
(Рассматривают и называют виды мусора).
Королева природы : Оставлять мусор нельзя.
Не поленимся друзья!
Мусор тут в лесу чужой,
Заберем его с собой».
(Ребята собирают мусор с полянки).
Королева природы : Ребята, вот теперь можно и отдохнуть!
Физминутка
«Нам пора передохнуть»
Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой, И усталость вся долой!
Раз- два- три- четыре- пять шею надо разминать.
(Вращения головой)
Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились. Повторяем всё подряд.
(Наклоны вперед и назад)
А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.
(Приседания)
Королева природы : Молодцы, ребята, умеете отдыхать с пользой. Скажите, почему нельзя оставлять мусор на земле?
Ответ детей: Мусор содержит вредные вещества для здоровья человека и окружающей среды. Наиболее опасным для человека является стекло, особенно битое. Оно ничем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет. Пластиковые бутылки долго не разлагаются. Деревянные, картонные и бумажные предметы, разлагаются быстро, но их лучше закапывать, чтобы они не портили внешний вид природы.
Королева природы : Скажи, Саша, сколько лет пролежит на земле пластиковая бутылка?
Ответ: 200 лет.
Королева природы : Скажи, Элина, сколько времени бумага и картон будут портить внешний вид нашей планеты?
Ответ: 2 месяца.
Королева природы : Настя, как долго не будет разлагаться алюминиевая банка?
Ответ: 500 лет.
Королева природы : А теперь, ребята, рассортируйте мусор по контейнерам.
Королева природы : Молодцы! А вот и третье правило!
Реб: «Каждую бумажку, бутылку, жестянку
Надо в отдельный контейнер кидать.
Только когда разобрав эту свалку,
Мы ощутим чистоты благодать!»
- Муравьи — это большие труженики, они целый день работают. Представьте только, один маленький муравей порой тащит соломинку больше, чем он сам- Поэтому, ребята, муравьев называют сильными животными.
- Муравьев, ребята, еще называют санитарами леса.
- Кто из вас догадается, почему их так называют?
- Да потому что они уничтожают множество вредных насекомых, мелких гусениц, уничтожающих растения, которые заражают лес.
Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям. Они очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
Как вы думаете для чего муравьям нужны усики?
- Ребята, у муравьев плохое зрение, но, шевеля усиками, муравьи все обнюхивают и ощупывают. По запаху муравьи узнают «своих» и «чужих», по запаху следов находят дорогу домой, к муравейнику.
Королева природы : Дорогие ребята! Вы помогли мне найти потерянные правила поведения жителей на природе, собрали и рассортировали весь мусор. Теперь в моем королевстве будут чистые речки, леса, красивые поляны, свежий воздух. Скоро птицы вернутся и защебечут. Спасибо Вам большое. Разрешите мне вручить вам памятные медали за спасение природы!
(Вручает медали под музыку).
Королева природы :Вы так славно потрудились! Вам пора возвращаться. Закройте глаза и скажите три раза: «Крибле, крабле, бумс».
(Королева природы превращается в воспитателя).
Воспитатель: С возвращением вас, ребята!
Воспитатель: Ребята, какое мы с вами важное дело сделали!
Как много мы с вами узнали! Давайте расскажем нашим гостям, где мы были, что делали, какие правила поведения на природе мы теперь запомним навсегда, и как много нам надо сделать на нашей планете, чтобы она оставалась чистой.
( Ответы ребят: скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям;
надо всем учиться сортировать мусор из разного материала;
перерабатывать мусор, чтобы он не накапливался;
надо беречь и охранять природу и т. д.)
Воспитатель: Правильно, ребята! И выдолжны напоминать об этом своим родителям, своим друзьям и знакомым. А сейчас давайте обратимся ко всем детям с призывом в виде песни