Балод Вера
Открытое занятие по экологии для подготовительной группы «Любимый край, ты дорог сердцу моему»
▼ Скачать + Заказать документы
Любимый край, ты дорог сердцу моему
Цель: Раскрыть эстетические грани программного материала и привлечь внимание учащихся к природному и художественному наследию Республики Тыва через творческое воображение и композиционное решение.
Вид деятельности: интегрированная (познавательная, творческая).
Образовательные области:
«Познание»
- показать уникальность растительного мира Тувы на основе Красной книги;
- расширять представления детей о растениях Красной книги Республики Тыва; учить различать охраняемые редкие растения по внешнему виду;
Публикация «Открытое занятие по экологии для подготовительной группы „Любимый край, ты дорог сердцу моему“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- активизировать мыслительную деятельность; запоминать названия растений, подлежащих охране.
«Социализация»
- формировать умение соблюдать отдельные элементы, нормы и правила поведения в процессе непосредственно образовательной деятельности;
- воспитывать дружеские отношения со сверстниками в совместной деятельности; закрепить умение работать в группе;
- воспитывать у детей осознанное отношение к живому, проявление желания заботиться о представителях животного мира.
«Коммуникация»
- обогащать и активизировать словарный запас детей (флористика, плоскостная флористика, эндемик, угрожаемое состояние);
- развивать свободное творческое общение.
«Безопасность»
- продолжить формировать умение соблюдать правила техники безопасности в работе с природным материалом, клеем и ножницами.
«Художественное творчество»
- закрепить уже имеющиеся навыки по составлению композиций из природного материала;
- реализовать творческий замысел в конкретной композиции с использованием природного материала на основе полученных знаний.
«Здоровье»
- формировать привычку здорового образа жизни.
«Чтение художественной литературы»
- приобщать к познавательной литературе через чтение энциклопедий, литературе природоведческого содержания;
- развивать интерес к чтению стихов о природе родного края.
«Музыка»
- приобщать к слушанию звуков горлового пения.
Актуальность
Соприкосновение природы с национальной культурой.
Формы организации учебной деятельности
Индивидуальная и групповая
Методы, используемые в ходе проведения занятия :
- словесные;
- наглядные;
- практические.
Материалы и оборудование:
- иллюстративный материал;
- природный растительный материал (сухоцветы, засушенные цветы и листья);
- рабочие инструменты (ножницы, клей, кисточки, карандаш, резинка, зубочистки, баночки с водой, пинцет, линейка);
- книги, энциклопедии, Красная книга растений Республики Тыва ;
- ткани для оформления;
- компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Оформление:
- выставка композиций и панно;
- иллюстрации, фотографии;
- на доске выписаны понятия - флористика, плоскостная флористика, эндемик.
Ход занятия
1. Организационный момент
Предстоящее занятие - еще один шаг в природу родного края. Занятие поможет вам приблизиться к природе нашей малой родины, задействовать воображение и фантазию для выполнения практического задания – композиций в технике «плоскостная флористика».
2. Основная часть
Лишь на мгновение окунись ты головой
В загадку, тайну, таинство природы.
И ты увидишь мирозданья чудный свет
Неповторимость красоты нашей живой планеты.
Наверное, каждый человек с детства мечтает стать первооткрывателем чего-то загадочного и таинственного. А его заветное желание – найти клад, и, подобно Али-Бабе, произнести волшебные слова «Сим-Сим, откройся»… В наш век легко открыть эту дверь. А что, если все-таки осуществить свою мечту, распахнув двери картинной галереи, пройдя под открытым небом по ее коридорам, и, затаив дыхание, погрузиться и раствориться в этой красоте?.
В центре азиатского жилища,
В сердце, в глубине материка,
Среди гор и мха тайги гремучей
Родилась прекрасная Тува.
Тува – уникальный уголок планеты, одно из тех редких мест, где сохранилась первозданная чистота природы и удивительное разнообразие флоры и фауны. Есть в Туве необыкновенные места, непохожие друг на друга, и каждое красиво по-своему – здесь можно увидеть причудливое сочетание высокогорий с альпийскими лугами, могучую сибирскую тайгу и южные песчаные пустыни, просторные степи и на удивленье громадные скалы. Здесь обитают горные козлы, бродят стада северных оленей, бесшумно крадутся снежные барсы и горделиво вышагивают двугорбые верблюды. Здесь растут ковыль и осока, ландыши и багульник, вечнозеленые ели и красавицы березы, могучие тополя и хрупкие дрожащие осины.
Уязвимая природа Тувы нуждается в защите и охране. И в этом неоценимую роль играет Красная Книга Республики Тыва. Одна из ее целей – показать читателю степень угрожаемого состояния оберегаемых видов животных или растений. На сегодняшний день 126 видов растений, мхов и лишайников внесено в Красную книгу РТ, каждому дана характеристика и произведена классификация по категориям угрожаемого состояния, принятым международным союзам охраны природы (МСОП). А сейчас я предлагаю посмотреть некоторые растения, занесенные в Красную книгу. Прочтите вслух их названия.
Растения с риском исчезновения:
1. Кандык Сибирский (эндемик, редкий);
2. Рябчик Дагана (редкий);
3. Кувшинка Четырехугольная (редкий);
4. Остролодочник Вздутоплодный (редкий);
5. Лук Алтайский.
Численность этих растений сокращена, им грозит исчезновение:
1. Венерин Башмачок крупноцветный;
2. Лилия Карликовая (уязвимый);
3. Ирис Тигровый;
4. Ковыль перистый.
Находятся в угрожаемом состоянии, близки к исчезновению:
Фиалка Надрезанная (под угрозой исчезновения, возможно уже исчез).
Охраняются Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются земли,
Охраняются даже цветы.
Тувинцы издавна с почтением и уважением относились к природе и природным явлениям - для коренного населения Тувы природа всегда была выше материальных ценностей. Человек и природа неразделимы, и как человек непосредственно влияет на природу, так и природные особенности территории формируют образ жизни людей. Таким образом, величайшим достоянием нашего края можно назвать и огромное, своеобразное и уникальное культурное наследие, носителем которого является население, верно хранящее обычаи и традиции тувинского народа. Наши предки, кочевники, жили природой, вдумчиво вглядываясь в ночное небо или щурясь от солнечного света, пытаясь разгадать печаль одинокой луны или наслаждаясь мерцанием звезд, они сочиняли стихи, песни, складывали легенды. И до сих пор в художественном творчестве и современном искусстве слышны напевы пастуха-кочевника, до глубины души тронутого красотой Синих гор. (Прослушивание записи горлового пения).
Сейчас у вас есть возможность окунуться в неотразимый мир природы и человека, выполнив композиции в стиле «плоскостная флористика».
3. Практическое задание. Выполнение композиции.
Тувинский фольклор тесно переплетается с живописью, графикой, творчеством. И сейчас у вас самих есть возможность окунуться в неотразимый мир природы и человека, выполнив композиции в стиле «плоскостная флористика», который является самостоятельным видом искусства. Все, что растет и цветет в руках флориста, становится средством для создания картин, композиций, художественных панно. В таких шедеврах органично сочетаются живое – гербарные растения – и искусственное – краски, ткани, бумага, и сочетание это наиболее удачно и выразительно в данной композиции, тонко продуманной автором. Представьте себя художником-флористом, задействуйте фантазию и воображение, создавая неповторимые образы: образ изящной, гибкой, молодой тувинской девушки, купающейся в зелени ароматных трав и цветов, а также образ русской красавицы-простушки, плетущей венок и мечтающей о своем принце.
Группа делится на 2-3 подгруппы и каждая выполняет свою композицию.
Композиционный замысел представляет собой национальные (русский и тувинский) мотивы – девушки на фоне природы. Работы выполняются в традиционных народных костюмах характерными тканями (национальный шелк, атлас, ситец, бязь, лен). Особую изюминку придает растительный материал, выращенный на опытном участке детского сада. Цель создания композиций – не только развить чувство прекрасного, эстетический вкус и умение работать с растительным, природным материалом, но и подчеркнуть тесную связь природы и человека. Согласно предложенным материалам приступаем к выполнению композиции.
Последовательность выполнения работы:
1. Собираем платье из национальной ткани по принципу мозаики.
2. Готовую фигуру девушки размещаем по центру на основе.
3. Тонкой карандашной линией обводим контур фигуры.
4. Снимаем с фона и наносим клей ПВА, отступая от края несколько мм.
5. Прикладываем, совмещая с контуром, придавливаем.
6. Подбираем растительный материал для оформления.
7. Раскладываем растительный материал в соответствии с замыслом.
8. Наносим карандашом точки приклеивания растительного материала.
9. Приклеиваем, используя клей ПВА.
Учитывая, что природный материал очень хрупкий и ломкий, необходимо пользоваться пинцетом;
Помня, что клеем можно испачкать руки и композицию, нужно пользоваться салфетками;
Используя ножницы, нужно помнить, что их нужно передавать только кольцами вперед;
Успех зависит от вашей наблюдательности, аккуратности и творческого видения;
По окончании работы кисточки нужно вымыть, поставить в стакан ворсом вверх, клей плотно закрыть, прибрать рабочий стол, вымыть руки.
4. Итог занятия
И теперь, когда вы отлично потрудились, выберите для своей работы одно из предложенных название: «Драгоценность Тувы», «Звенящая нежность», «Гордость Тувы», «Хозяйка природы», «Молодая Тува», «Русская красавица», «Хозяйка гор», «Задумчивая славянка», «Красна девица».
Когда последний штрих закончен, можно оценить свой труд. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Нравятся ли вам ваши работы?
Понравилось ли вам занятие?
Что нового вы узнали?
Что больше всего вам запомнилось?
Родился кто в сухих степях
В горах родился кто с тайгою?
Тот воспоет Туву в словах,
И сердце сохранит с Тувою!
Список литературы.
1. Будегечи Т. Художественное наследие тувинцев. – М. : АО Внешторгиздат, 1995. – 151 с.
2. Захарова О. А., Доронин Д. Ю. Этноэкология. Методическое пособие по проведению этноэкологических исследований. – М. : Лесная страна, 2008. – 184 с.
3. Кенин-Лопсан М. Б. Традиционная культура тувинцев. Учебное пособие. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006. – 230 с.
4. Красная книга РТ: растения. / Под редакцией И. М, Красноборова. – Новосибирск: Издательство СО РАН, Филиал «Гео», 2002. – 150 с.
5. Кудажи К. -Э., Козлова С. Цвети, моя Тува: сборник стихотворений тувинских поэтов. Перевод с тувинского. – М. : Современник, 1984. – 95 с.
6. Научно-методический журнал: Дополнительное образование и воспитание №3 (125). – М. : ООО «Витязь-М».
7. Рафиков Р. Г. Этноатлас Красноярского края. Издание 2. – Красноярск: Издательство «Платина», 2008. – 224 с.
8. Сердобов Н. А. История формирования тувинской нации. – Кызыл: Типография тувинского книжного издательства, 1971. – 479 с.