Наталья Рязанова
Открытое занятие по толерантности «Белая трость»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по толерантности «Белая трость»
Слайд 1
Слайд 2
Цель: Развитие нравственных общечеловеческих ценностей.
Задачи: 1. Дать детям представление о толерантности;
2. Расширить и закрепить представление детей о доброте;
3. Воспитывать толерантность к незрячим людям и к людям инвалидам, желание помочь им;
Публикация «Открытое занятие по толерантности „Белая трость“» размещена в разделах
- День белой трости, 15 октября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2015
4. Формирование представлений о роли зрения в жизни человека.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Здравствуйте дорогие гости!
Воспитатель: Сегодня мы побеседуем с вами о доброте, терпимости, дружбе. Как вы понимаете эти слова? Что такое ДОБРОТА? ДРУЖБА? ТЕРПИМОСТЬ? УВАЖЕНИЕ?
А одним словом это можно назвать толерантность.
Слайд 3
Сегодня я хочу вас познакомить с праздником, который весь мир празднует 15 октября.
15 октября отмечается Международный день Белой трости - символа слабовидящего или незрячего человека.
Слайд 4
История белой трости, как символа слепоты, берет начало в 1921 году.
В британском городе Бристоле жил молодой профессиональный фотограф Джеймс Бигс, который после несчастного случая потерял зрение.
Слайд 5
Джеймс был в отчаянии. Но однажды он встретил ослепшего солдата, который возвратил ему веру в себя и помог начать ему новую жизнь.
Совет бывшего воина был таков: развивай свою самостоятельность, выходи из дома один. Бигс начал самостоятельно ходить со своей обычной тростью для прогулок, но заметил, что она не гарантирует ему полной безопасности: на его черную трость не всегда обращают внимание и не замечают ее ни прохожие, ни водители, особенно в хмурую погоду. Иногда он сам становился источником опасности для других прохожих.
Слайд 6
Тогда Бигс покрасил трость в белый цвет, чтоб она сразу привлекала внимание окружающих. Мысль была удачной, и Джеймс посоветовал другим слепым сделать то же самое.
Слайд 7
Я думаю, ребята, вы хотя бы раз в своей жизни встречали на улицах города незрячего. Как правило, этих людей легко узнать по солнцезащитным очкам, которые они носят вне зависимости от сезона, и белой трости в руках. Иногда бок о бок со слепым идет еще и собака-проводник в специальной сбруе.
Задача этого дня – заставить людей вспомнить о том, что рядом с ними, порой подолгу оставаясь незамеченными, живут те, кто не видит всех красок окружающего мира. И даже не столько вспомнить, сколько попытаться понять их.
Слайд 8
Ребята, я хочу предложить вам поиграть в необычную игру «Поводырь».
Поводырь — человек или животное, функцией которого является оказание помощи слабовидящим и незрячим гражданам ориентироваться в окружающем мире, выходят с ними на улицу, в больницу.
Дети разбиваются на пары, одному завязывают глаза платком - это «незрячий». Воспитатель расставляет по ковру несколько кегль. Дети-поводыри проводят «незрячих» между кеглями, предупреждают об опасности. Потом меняются ролями.
Воспитатель: - Ребята, как вы себя чувствовали, когда были “незрячими ”?
Дети: - Было страшно, боялись упасть…
Воспитатель: - Когда было легче идти?
Дети: - Когда поводырь подсказывал куда идти, когда подставлял свою руку.
Воспитатель: - Вы сейчас сами почувствовали, как трудно людям с ограниченными возможностями – людям-инвалидам по зрению. Они всегда нуждаются в помощи.
Воспитатель: Международный день белой трости – это попытка уравнять в правах людей с ограниченными возможностями и условно здоровых, позволить первым почувствовать себя полноценными, а вторым – примерить на себя участь человека с физическим недостатком. Незрячие люди участвуют в общественной жизни общества, учатся в школах и в высших учебных заведениях, играют в театре, на музыкальных инструментах, исполняют песни. Наши незрячие спортсмены завоевали немало медалей на параолимпийских играх.
Наше государство всегда заботится о таких людях. Для них специально тренируют и обучают собак и отдают безвозмездно незрячим людям.
Слайд 9
На тротуарах устанавливают тактильную плитку.
На многих светофорах присутствует звуковой сигнал, по которому незрячий пешеход может узнать, когда загорится зелёный свет и можно переходить дорогу.
Белая Трость – это зеленый свет светофора для незрячих и предупредительный знак для водителей транспортного средства. Если он поднят, водители должны остановиться и в тех местах, где нет пешеходного перехода.
Слайд 10
Есть также дополнительный знак «Незрячие пешеходы», который устанавливается в местах, где часто передвигаются незрячие люди.
Как вы заметили, на наших дверях наклеены жёлтые круги. Это
предупреждающий знак Желтый круг наклеивается с двух сторон на дверь поликлиники, магазина, кафе или другого объекта.
Желтый цвет — последний цвет спектра, который могут видеть слабовидящие люди. Поэтому на двери и витрины наклеивают жёлтые круги.
Воспитатель: - Я думаю, ребята, нам надо всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку?
Слайд 11
Дети: Можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке и т. д.
Некоторые дети и взрослые люди потеряли своё зрение в результате несчастного случая и не достаточного хорошего внимания к своему здоровью.
Послушайте пожалуйста загадки:
Воспитатель: 1. Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза)
2. На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это наши глаза.
Слайд 12
Как бы мы жили, если бы у нас не было глаз? (предложить детям закрыть глаза и рассказать, что они ощущают, можно предложить детям пройтись закрытыми глазами по залу.)
Воспитатель читает стихотворение Н. Кнушевицкая «Глаза»
Умеют они и грустить, и смеяться,
Умеют они чудесам удивляться:
Цветущий ромашке и мотылькам,
Белым корабликам-облакам,
Радуге, будто пришедшей из сказки, -
Все замечают зоркие глазки.
Но чтобы увидеть волшебные сны,
Мы крепче скорее закрыть их должны!
Воспитатель показывает движения, дети повторяют.
Воспитатель: Благодаря глазам, зрению мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире. По глазам можно определить какой человек, какое у него настроение. А как наши глаза передают настроение? Давайте вместе покажем.
(Психогимнастика «Эмоции»)
1. Если нас что-то удивило, мы широко раскрываем глаза, делаем удивлённый вид.
2. Если нам грустно, печально опускаем глаза вниз.
3. Если испугались, прищуриваем глазки, стараемся спрятаться.
4. Если сердимся, хмурим брови.
5. Если радуемся, поднимаем глазки вверх, улыбаемся.
Воспитатель: Не для красоты у нас веки, брови и ресницы. Как вы думаете, от чего они защищают наши глаза?
Ответы детей: (от ветра, пыли, яркого света, пота, воды)
Воспитатель: Если в глаз попадает пыль или соринка, их смывает слеза.
Воспитатель: Ваши глазки немного утомились! Давайте сделаем с вами гимнастику для глаз.
Слайд 13
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
Воспитатель: Молодцы ребята! Хорошо выполняли все упражнения. А теперь мы с вами вспомним, какой сегодня отмечается праздник?
Слайд 14
Ответы детей:
Правильно! Международный день Белой трости - символа незрячего человека.
И мы должны всегда помнить о таких особенных людях и помогать им.
Я надеюсь, на сегодняшнем занятии вы многое узнали и поняли, как трудно в этом мире жить, не видя ничего, и что вы всегда придете на помощь слепому человеку.
А сейчас главное для вас - учиться самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы сохранения зрения.
Давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо».
Дети рассматривают и сравнивают иллюстрации с изображением детей в различных ситуациях.
Слайд 15
1. Ребенок трет глаза грязными руками.
2. Вытирает глаза чистым платком.
Слайд 16
3. Читает, лежа в постели.
4. Читает за столом в хорошо освещенной комнате.
Слайд 17
5. Смотрит телевизор, сидя близко к экрану.
6. Смотрит телевизор далеко от экрана.
Слайд 18
7. Кушает морковь.
8. Кушает фрукты.
Слайд 19
9. Ребёнок подносит к глазам ножницы.
10. Долго играет на компьютере.
Слайд 20
Воспитатель: К глазам необходимо относиться бережно, с детства и на протяжении всей жизни ценить и оберегать этот важнейший и величайший дар природы. До новых встреч!