Елена Чередниченко
Занятие по толерантности «Мы все такие разные, но мы равные»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по толерантности
«Мы все такие разные, но мы равные».
Цель – дать учащимся представление о главных ценностях взаимоотношений между людьми, воспитание толерантности.
Форма – диалог, игра.
Оборудование – листы белой бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Публикация «Занятие по толерантности „Мы все такие разные, но мы равные“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
Сегодня мы с вами поговорим о Толерантности. Что же означает это поня-тие? Описать «толерантность» довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках оно определяется по-разному. Например, по-английски- готов-ность быть терпимым, снисходительными, по-китайски - позволять, принимать, быть великодушными, по-арабски - прощение, милосердие, сострадание, благосклонность, расположенность к другим, и, наконец, по-русски - способность терпеть что-то или кого-то, т. е. допускать, принимать, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Наши лучшие поступки и слова создают превосходное настроение, снима-ют обиды, устраняют неурядицы, делают отношения легкими и простыми. Все мы живем среди людей, но поступаем ли так, чтобы вокруг нас было светло и радостно? Умеем ли мы первыми сказать доброе слово, простить обиду или сделать шаг к примирению.
Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу свои улыбки.
Спасибо. Улыбка всегда располагает к общению.
II. Основная часть занятия.
Начнем мы наш разговор со старой и достаточно простой притчи о «толе-рантности» («Черный и белый»).
Сказка, конечно. Но давайте немного подумаем о смысле этой истории.
Вряд ли разумный человек станет оправдывать героев «спорщиков». Обрати
те внимание: часть соседей пыталась разнять драчунов, говоря, что они ведут
себя неподобающим образом. Но это не возымело действия. Что же сделал
мудрец? Он остановил драку словами о любви, красоте, он обратился к доб-рым
чувствам для того, чтобы вытеснить с их помощью злость и нетерпимость. У него получилось. Получится ли у нас?
1. Слово ведущего.
Давайте проведем эксперимент. На каждый пример нетерпимости вы приведете пример дружелюбия и человечности.
Интолерантность - эгоизм
- презрение
- агрессия
- насилие
- насмешки
- безответственность
Подведем итоги.
Из трудных, конфликтных ситуаций можно выходить другим путем: искать компромисс, быть дружелюбным, человечным.
2. Игра «Принцип домино».
Подведем итог.
Все мы разные, и мы принимаем и уважаем других людей с их идеями, образом жизни. Мы толерантны друг к другу.
3. Игра «Комплимент».
Слово ведущего.
Атмосфера, которую вы создаете в классе, должна быть теплой, располагающей, и поддерживающей каждого ученика! Признание со стороны одноклассников является важным источником самооценки. Люди, обладающие чувством собственной полноценности, вероятнее всего, будут толерантными. Пример: «Мне нравится, как ты помогаешь другим», «Ты добрый человек», «Спасибо, что ты такой внимательный».
• Что положительного вы узнали о себе?
• Что вы почувствовали, узнав, что кто-то в классе так хорошо думает о вас?
• Что нового, положительного вы узнали о других?
Подведем итоги.
Таким образом, признание является полезным инструментом, способствует примирению и восстановлению отношений внутри коллектива.
4. Слово ведущего.
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему миру присуще многообразие. В
первую очередь на ум приходит вопрос о разнообразии природных условий,
среды обитания человека. Представьте себе однообразный мир, созданный,
например, в соответствии с вашими личными вкусами, ценностями, привычками, способам поведения и т. д.
Вы любите ярко- розовый. Все вокруг окрасилось в этот цвет. Вам нравится фастфуд - в магазинах продается только ваша любимая еда. Вы любите определенную марку машин - и по улицам «снуют» исключительно ваши любимцы. Вокруг ходят ваши двойники. Всегда стоит одна и та же любимая вами погода, в соседнем кинотеатре идут похожие друг на друга фильмы. Представили? Можете добавить ещё какие-то важные черты, хотя, похоже, уже и так страшно. В мире однообразия многие понятия исчезнут. Выбирать будет не из чего - раз все будет одинаковым. А что еще исчезнет? Попробуйте составить список из 10 исчезновений. Чего в мире не будет: моды и т. д. ?
Вывод.
Многообразие нашего мира - закономерное следствие развития
человека на нашей планете. Однообразие ведет к остановке в развитии, многообразие стимулирует его. Умение понимать, принимать и опираться на
многообразие как на значимую часть современного мира является важнейшей чертой жизни современного человека. Во всех смыслах - без многообразия жизни нет.
5. Творческое задание.
На ваших столах мы - словари толерантности. В течение 2-х минут ознакомьтесь с понятиями. А теперь образно изобразите ваше представление толерантности. Представьте свой рисунок.
6. Подведение итогов. Кластер.
III. Заключительная часть.
В заключение урока прослушайте притчу.
Автор.
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал: «Как ты уродлив, негр! Будто весь сажей вымазан!».
Негр: «Как ты уродлив, белый!
Как - будто тебя всего обернули бумагой!»
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. Вот уже драка началась. Соседи подключились к спору. Одни кричат, другие кулаками машут, третьи упрекают первых в глупости и неразумном поведении. но не утихает спор. К счастью, мимо деревни шёл мудрец, к которому решили обратиться за советом. Выслушал их мудрец и сказал белому: «Посмотри, как красив твой чёрный брат! Он чёрен, как южная ночь, которую ты так любишь, и в этой ночи, подобно звёздам, сияют его глаза. Тебе ведь так нравятся звёзды?»
Затем мудрец обратился к чернокожему: «А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, который лежит на вершинах наших с тобой прекрасных гор, а волосы у него - цвета солнца, без которого мы с тобой не мыслим жизни».
Автор. Устыдились спорщики и драчуны и стали жить дальше как добрые соседи.
Слова ведущего. Заканчивая наше занятие, хочется привести слова выдающегося русского педагога Сухомлинского: «Уважение и почтение к многонациональной истории и судьбам поколений - огромный капитал, проценты с которого идут ныне живущим. Это тончайшие корни, которые несут животворные соки земли к дереву, имя которому - Человечность». Мы надеемся, что после нашего занятия вы посмотрите на мир другими глазами.