Ольга Шевякова
Понятие толерантности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сложная современная действительность поставила перед нами проблему воспитания толерантности.
Толерантность (в переводе с латинского – терпение, выносливость) – это моральное качество, которое выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласия, является формой уважения к другому человеку, признание за ним права на собственное убеждение. Выделяют 4 компонента толерантности : признание, принятие, уважение, понимание.
Публикация «Понятие толерантности в ДОУ» размещена в разделах
Зеркальным отражением толерантности является интолерантность – нетерпимость, отчуждение.
Чем же характеризуется толерантный коллектив?
- в разговоре дети друг с другом не употребляют оскорбительных выражений, они с уважением относятся к другим языкам и тем, кто на них общается;
- отношение ко всем языкам одинаковое;
- воспитатели и дети обращаются и ведут себя по отношению друг к другу уважительно;
- со всеми детьми советуются, каждый может выразить свое мнение по поводу коллективных дел;
- к детям, которые принадлежат к религиозным, культурным мень-шинствам, инвалидам воспитатели относятся с деликатностью, другие дети – с уважением;
- при проведении мероприятий принимают равное участие дети обоих полов и всех социальных групп
Для атмосферы интолерантного коллектива характерно:
- перебивание, неумение слушать друг друга, нетерпение;
- игнорирование;
- отстранение;
- обзывание;
- обвинение, упреки;
- осуждение, критика;
- угрозы.
Коснемся вопросов, которые помогают выявить симптомы нетерпимости:
- обзывают ли дети друг друга, используют ли намеки, имеющие уничижительный характер?
- используют ли дети негативные обобщения в разговорах об инвалидах, о национальных группах?
- пытаются ли дети поставить своих ровесников в неловкое положе-ние?
- склонны ли дети обвинять в проигрыше, в возникновении конфликтов одних и тех же детей?
- есть ли в коллективе дети, которых другие всегда избегают?
- бывают ли периоды, когда дети объявляют кому-либо бойкот?
- пытаются ли одни дети испортить настроение другим?
- прибегают ли дети к намеренному запугиванию?
- есть ли дети, которых упорно не принимают в коллектив?
- подвергались ли некоторые дети физическому насилию со стороны других детей?
Для того чтобы не возникало подобных ситуаций, необходимо создать в коллективе такую атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки, которая:
- помогает детям ощутить собственную значимость, ценность, уни-кальность;
- способствует укреплению дружбы;
- формирует условия, способствующие успешному взаимодействию;
- дает детям возможность понимать самих себя, делиться с другими своими идеями и чувствами, а также развивает способность пони-мания других.
Необходимо организовывать такие виды деятельности, как посредничество при разрешении конфликтов между сверстниками, оказание взаимной помощи.
Для того чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценно-стях толерантности, ДОУ должно придерживаться определенных принципов:
- ответственность ДОУ за воспитание толерантности;
- позитивное отношение к национальному своеобразию;
- развитие понимания другого;
- внимание к тому, что объединяет людей, а не разъединяет;
- создание позитивной атмосферы в ДОУ.