Наталия Диордица
Занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи в старшей группе : «Путешествие в страну Красивой речи»
Воспитательные задачи: Правильно формулировать своё отношение к друзьям, родителям. Воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации; Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, доброту, уважение к окружающим;
Развивать потребность к культурному общению.
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Путешествие в страну Красивой речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Развивающие задачи : Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь);
Образовательные задачи: учить отвечать на вопросы полными ответами.
Цели:
1. Формировать умения обобщать, классифицировать.
2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе синонимов.
4. формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
6. Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (о весне) с использованием мнемотаблиц, связно, в логической последовательности.
Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.
Материалы и оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии «волшебной музыки», фонарик, картинки, ворота с замком.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом! (дети стоят)
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» ногами!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом! (садяться)
Ребятки,я вижу что не у всех еще язычки проснулись, давайте его разбудим речевой разминкой
На, на, на – пришла весна!
Ель, ель, ель – звенит капель!
Ют, ют, ют – птицы поют!
Упражнение: «Лошадка», «Шарики», «Футбол».
Воспитатель:
- Сегодня на занятии мы с вами пофантазируем и отправимся в путешествие в сказочный город Красивой речи. Хотите?
А что же такое красивая речь? Из чего состоит наша речь? Предложения из чего? А слова из чего состоят? Звуки? Вот мы всё с вами и выяснили, тогда в путь. Но и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.
-А что такое фантазия? (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.
- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Уважай чужое мненье
Для хорошего общенья.
Если поднята рука –
Значит, все молчат пока.
-Итак, отправляемся в город Красивой речи. (Включается сказочная музыка)
Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака.
2. Основная часть.
-Вот мы и прибыли. Открывайте глаза. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику. (стоя)
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их. 0
Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)
- Замок, мы открыли, молодцы!
-Ой, ребята, а здесь письмо!
Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город:
Помогите нам расколдовать нам наш город!
-Нужно помочь жителям этого города. Поможем? Да.
- Тогда, отгадайте загадку:
Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.
-Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.
-Злые волшебники и его заколдовали, а- лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их все вместе!
-Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.
Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.
1 задание.
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением животных)
«Назови ласково» Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково.
Примерные слова. Обезьяна, бегемот, лиса, заяц, кабан, медведь, белка
2 задание
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сада и огорода)
«Назови одним словом»
- груша, яблоко, персик, слива (фрукты)
- тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)
- помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)
-клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)
- укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)
-липа, сосна, дуб, берёза (деревья)
- сирень, малина, шиповник, смородина (кусты)
Физ. минутка «Лягушки»
3 задание.
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением слога)
(Ребёнок учится прохлопывать слова, разделяя их на слоги
по количеству гласных звуков, голосом выделяя ударный слог.)
Ка-ша, го-ра, ле-то, шу-ба, ма-ма, ро-за, пи-ла, во-да, ов-ца, ях-та, иг-ра
Мо-ло-ко, ку-би-ки, со-ба-ка, ка-че-ли, са-мо-лёт, во-ро-на, ма-ли-на,а – пель – син, ман – да – рин, яб – ло – ко.
4 задание.
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением солнышка)
Ребята посмотрите на солнышко. Давайте подумаем и скажем какими словами можно описать солнышко? Какое оно? (дети подбирают слова прилагательные к слову солнышко)
Ясное, согревающие, светлое, весёлое, лучистое, большое, жёлтое, горячие, блестящие, весенние, радостное, тёплое, жаркое, ласковое.
Психогимнастика «Солнышко»
К солнышку потянулись, лучик взяли к сердцу прижали, людям отдали и улыбнулись.
5 задание.
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сказочных героев)
Ребята посмотрите на следующей картинке герои сказок. Они разделены на 2 группы. На верхней строке – Кощей Бессмертный, Баба Яга, разбойник Бармолей, а на нижней строке – Буратино, Незнайка, Мальвина. Как вы думаете почему они так разделены? Чем отличаются герои с первой строки от героев со второй строки?
Правильно, одни герои добрые, а другие злые. Они противостоят друг другу, обозначают противоположные качества: добро и зло. В нашем языке много таких слов, у которых есть пара - наоборот, например: день и ночь, добрый и злой. Такие пары называются антонимы. И сейчас мы поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду говорить слово, а вы слово антоним, противоположное по смыслу.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
День – ночь трусливый - храбрый
Сахар – соль острый - тупой
Чистота – грязь больной -здоровый
Зима – лето умный - глупый
Потолок – пол трудолюбивый - ленивый
узкий – широкий
длинный – короткий
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /книгу/
Взлетает – садится /самолет/
Надевает – снимает /свите
6 задание
Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи. (В. светит на плакат с изображением букв (алфавитом)
И так ребята давайте теперь поговорим о звуках и буквах. Чем же отличаются буквы от звуков?
-На какие две группы делятся все звуки русского языка? На гласные и согласные.
-Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.
-Давайте назовём их. А,О,У,И,
-А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки?
-Назовите их Б В Г Д Ж З и т. д.
-А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах?
Р - рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.
П – перец, сапог, пальто, платок, капуста, петух
В - Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка
М – Морковь, лампа, сом, машина, лимон, дом
С – Соска, насос, стул, велосипед, бусы, стакан
Молодцы, вы отлично справляетесь. Осталось найти последний лучик.
Физ. Минутка «Теремок»
7 задание
Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи. (В. светит на плакат с изображением мнемотаблицы о весне)
Здесь нам надо составить рассказ о весне с помощью мнемотаблицы.
Давайте рассмотрим таблички о весне. Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки. Каждая карточка это новое предложение.
1.
1. Рассказ по мнемотаблице «Весна» № 1. Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются проталинки и распускаются подснежники. Все люди отмечают весной мамин праздник — 8 Марта. Я сделал (а) для своей мамы поздравительную открытку и подарил (а) ей.
2. Рассказ по мнемотаблице «Весна» № 2. Весной пригревает теплое и ласковое солнышко. Тают на крышах сосульки, и появляются проталинки. Дети пускают в них и ручейках кораблики. Весной распускаются первые цветы — подснежники, а на деревьях появляются зеленые листочки.
3.
3. Рассказ по мнемотаблице «Весна» № 3. Наступила весна. Весной солнышко стало ярче пригревать. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. Из тёплых стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы и строить гнёзда. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Появляется первая весенняя травка. Люди сменили тёплую одежду на лёгкую. Я очень люблю весну!
Закрепление
-Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательном городе. (музыка)
- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все.
Итог.
-Молодцы, жители этой необыкновенного города говорят вам: «Огромное спасибо!»
-Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Звучит музыка.
-Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.
-Что вам больше всего понравилось?
- Что было особенно трудно?
Какое настроение у вас от нашего путешествия? Я вам предлагаю подойти и наклеить наклейку к выбранному вами смайлику.
И наша Соня хочет рассказать стихотворение о весне.
Если снег повсюду тает
(Е. Карганова)
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.