Оксана Устинова
Открытое тематическое занятие по развитию речи в средне-старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое тематическое занятие
в средне-старшей группе
«Путешествие в страну Красивой речи»
Составлен
воспитателем МДОУ
«Детский сад № 14 «Калинка»
Устиновой Оксаной Николаевной
Тема : «Путешествие в страну Красивой речи»
Публикация «Открытое тематическое занятие по развитию речи в средне-старшей группе „Путешествие в страну Красивой речи“» размещена в разделах
Цель: Развивать и совершенствовать устную речь каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь)
Задачи приоритетной области:
«Речевое развитие»
-Умение составлять предложения;
- развивать память, воображение, интонационную выразительность речи;
Задачи НОД в интеграции:
«Познавательное развитие»
- воспитывать любовь к русскому языку
«Социально- коммуникативное развитие»
-воспитывать интерес к занятиям, и желание общаться с воспитателем.
- создать комфортную,доброжелательную обстановку
«Художественно- эстетическое развитие»
- повышать уровень творческих способностей.
«Физическое развитие»
- побуждать детей имитировать движения по тексту.
Материалы и оборудование: солнышко, лучики, мольберт, мячь, колокольчик, удочки, рыбки, река, камушки, клей, листочки.
Словарная работа: улыба, фарфоровая,журчит.
Индивидуальная работа
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочный город Красивой речи. Попадая в эту сказочный город люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.
-А что такое фантазия? (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.
- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
-Итак, отправляемся в город Красивой речи. (Включается сказочная музыка)
Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, заводы, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
2. Основная часть.
-Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)
- Замок, мы открыли, молодцы!
-Ой, ребята, а здесь письмо!
Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город:
Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко.
Помогите нам расколдовать нам наш город!
-Нужно помочь жителям этого города. Поможем? Да.
- Тогда, отгадайте загадку:
Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.
-Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.
-Злые волшебники и его заколдовали, а- лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их все вместе!
-Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.
Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.
1 задание.
Волшебный колокольчик, помоги,
Нам дорогу укажи. (В. Звенит колокольчиком и подходит к картинке с изображением животных)
«Назови ласково» Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково.
Примерные слова. Обезьяна, бегемот, лиса, заяц, кабан, медведь, белка
2 задание
Волшебныйколокольчик, помоги,
Нам дорогу укажи. (В. Звенит колокольчиком и подходит к картинке с изображением сада и огорода)
«Назови одним словом»
- груша, яблоко, персик, слива (фрукты)
- тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)
- помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)
-клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)
- укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)
3 задание.
Волшебныйколокольчик, помоги,
Нам дорогу укажи. (В. Звенит колокольчиком и подходит к картинке с изображением гаража с транспортом)
«Что лишнее?»
- самолет, вертолет, истребитель, дерево
-апельсин, катер, теплоход, лодка
-машина, мотоцикл, кузнечик,
- велосипед, самокат, мопед, квадроцикл, стол.
Вос-ль: ребята вы наверное немного устали, отдохнём.
Физминутка «На лугу.»
Мы по лугу прогулялись
И немножко запыхались.
Ходьба на месте.
Встанем, глубоко вздохнем,
Движения по тексту.
Упражнения начнем.
Руки в стороны, вперед,
Махи руками в стороны, вперед. А потом наоборот.
Чудеса у нас на свете:
Приседания.
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Вот как дружно хлопаем
Хлопки в ладоши.
И ногами топаем!
Топанье ног.
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
Ходьба на месте.
Волшебный колокольчик, помоги,
Нам дорогу укажи. (В. Звенит колокольчиком и подходит к речке)
Ребята,скажите что делает река?
Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т. д.
-Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. (Через минуту собирает камешки.) Вернем камешки реке и скажем ей за игру «спасибо» (Звучит аудиозапись «Звуки реки») ,
-Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке.
Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке?
Дети. В реке могут жить рыбы.
4 задание
Ах, дети, дети, у жителей города случилась беда –рыбок из речки выбросил и заколдовал злой волшебник. Без вашей помощи им не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно поймать и назвать.
Ребята ловят удочками рыбок лежащих на берегу реки, называют рыбку и отпускают в реку. Дети называют их хором или индивидуально.
Молодцы, ребята! Вы очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).
Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка,
Если это рыба – у неё … (улыба, если это рыбина – у неё… (улыбина,
Если это рыбище – у неё… (улыбище)
Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.
5 задание.
Волшебныйколокольчик, помоги,
Нам дорогу укажи. (В. Звенит колокольчиком и подходит к картинке с изображением магазина)
«Назови признаки»
- В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:
- Матрешка из дерева…
-Сумка из кожи…
- Если ручка сделана из пластмассы, то…
-мальчик с широкими плечами-…
-Дом из кирпича…
-Блюдце из фарфора…
6 задание
Волшебныйколокольчик, помоги
Нам дорогу укажи. (ВЗвенит колокольчиком и подходит к изображению деревьев)
В:- чтомы видим?
Д:- дерево
В: А на дереве, посмотрите чего нет? Листочки есть?
Д:- Нет, листьев нет.
В:- Ребята, подарим нашему дереву зелёные листья? Чтобы дереву помочь нужно поиграть в игру «Скажи наоборот»
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /книгу/
Взлетает – садится /самолет/
Надевает – снимает /свитер/
ВОС-ль: ребята посмотрите на блюдце появились листочки их мы прикрепим к нашему дереву. Дерево –ожило. Ребята слышите дерево говорит вам спасибо.
Дидактическая игра «выдели звук»
-Ребята,а из чего состоят слова? Из звуков.
-А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах?
рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.
Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.
Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка.
Закрепление
-Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательном городе. Какое оно? .
- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все
Итог.
-Молодцы, жители этой необыкновенного города говорят вам: «Огромное спасибо!»
-Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.
-Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.
-Что вам больше всего понравилось?
- Что было особенно трудно?